|
«Роль поискового отряда в изучении страниц Сталинградской битвы и патриотическом воспитании молодежи»
МОУ « Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова»
Выступление на тему
« Роль поискового отряда в изучении страниц Сталинградской битвы и патриотическом воспитании молодежи»
Подготовила Р.Л.Фролочкина
Февраль 2012 г
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач современной школы.
Координирующим центром деятельности стал школьный музей, в котором размещены музейные экспозиции, документы, фотографии. Школьный музей – это многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя в том числе поиск и сбор материалов .
Одним из приоритетных направлений в деле военно-патриотического воспитания юных граждан нашей школы стала краеведческая работа, которую в нашей школе осуществляют члены патриотического клуба « Память».
В истекшем учебном году члены клуба « Память» занимались поисковой работой , которая охватывает период с 17 июля 1942 года - по 2 февраля 1943 года исторический период С т а л и н г р а д с к ой б и т в ы.
По своим масштабам и ожесточенности С т а л и н г р а д с к а я б и т в а
превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых ярко проявились лучшие качества воинов-патриотов - от солдата до маршала. Руководителем клуба Чудаковой Тамарой Ивановной был составлен план работы, основными пунктами которого были
-изучение подвигов солдат из 62 Армии , которой командовал В.И.Чуйков:
Учащиеся познакомились с героями, имена которых увековечены и ими названы улицы городов.
Одно из таких имен- Василий Григорьевич Зайцев-снайпер 62 армии Сталинградского фронта.Члены поискового отряда выяснили, что Василий Зайцев уничтожил в уличных боях более 300 гитлеровцев , многих бойцов обучив снайперскому искусству. Не раз ему приходилось вступать в единоборство с гитлеровскими снайперами, но снова и снова он выходил победителем. Но особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. Ему за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.
Не меньше заинтересовал краеведов подвиг еще одного героя с
малоизвестной и редкой фамилией- Михаил Паникаха. Вот что ребята узнали о нем: «В марте 1942 года по собственной просьбе Михаила, он был направлен в Сталинград и зачислен в 883-й стрелковый полк 193-й стрелковой дивизии 62-й армии генерала Чуйкова В.И. красноармейцем-бронебойщиком, хотя форму матроса не снимал.
2 октября 1942 года в бою при защите завода «Красный Октябрь» красноармеец Михаил Паникаха совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился.» За этот подвиг 9 декабря 1942 года Михаил Паникаха был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. Михаила похоронили в глубокой воронке, близ завода «Красный Октябрь».
На месте подвига героя долгое время стоял мемориальный знак с памятной плитой. 8 мая 1975 года на этом месте был воздвигнут памятник.
Это памятник расположен в Волгограде на пересечении проспекта Металлургов и ул.Таращанцев.
Подвиг же героя Матвея Путилова глубоко потряс всех:рядовой связист 308-й стрелковой дивизии, которая также входила в состав 62-й Армии генерала Чуйкова В. И. Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода,когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.
В начале учебного года перед участниками клуба была поставлена задача: создать электронную книгу памяти серебрянопрудцев- участников Сталинградской битвы (их было 7 человек):Курдюков Василий Георгиевич,
Мешалина Вера Глебовна, БайгуловаВера Федоровна,Чекин Александр Семенович, Иванов Петр Иванович, Кривцова Пелагея Ивановна, Юрков Алексей Афанасьевич.
Об одном из них- Курдюкове Василии Георгиевиче- следопыты узнали интересный факт: в то время, когда Василий Георгиевич защищал твердыню на Волге- Сталинград, его отец-Георгий Андреевич был в числе героических защитников неприступного для врага Ленинграда...
Заинтересовались учащиеся и материалами о величии солдатских матерей, которое они проявили в годы ВО войны . В их числе Прасковья Ивановна Бобылева из деревни Нижняя Пурловка нашего района. Четверых сыновей проводила она на священную войну. Старший Василий погиб при прорыве блокады Ленинграда,в январе 1943 г, а Николай и Михаил Бобылевы- участники битвы на Орловско-Курской дуге.
Односельчане-Герои Сталинградской битвы - Мешалина Вера Глебовна,Иванов Петр Иванович, Кривцова Пелагея Ивановна, Байгулова Вера Федоровна не раз встречались с обучающимися школы, были участниками круглых столов, Уроков мужества, осуществляли судейство в конкурсах рисунков, чтецов, сочинений, стихотворений…
Байгулова Вера Федоровна от имени участников Сталинградской битвы оставила памятную запись в Книге почетных гостей школы.
А ребята для желанных гостей готовили праздники и подарки.
Стало традицией ежегодно в ноябре — в день начала контрнаступления советских войск в Сталинграде -принимать гостей из московской школы
№ 479 имени маршала В.И.Чуйкова . В 2011 году делегация учащихся и учителей школы-побратима посетила школьный музей, Дом-музей В.И.Чуйкова, побывала на могиле родителей маршала, осмотрела достопримечательности поселка, после чего состоялось заседание круглого стола « Сталинград-герой бессмертный».
В мае 2011 г члены клуба « Память» приняли участие в работе Международного слета ветеранов ВО войны и юных патриотов в Москве в школе №479 имени маршала В.И.Чуйкова. Именно здесь краеведам посчастливилось познакомиться с дочерью дважды Героя Советского Союза Родимцева Александра Ильича- комдива 3 гвардейской Полтавской ордена Ленина, дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии- Матюхиной ( Родимцевой) Натальей Александровной. Из беседы с ней юные поисковики узнали , что 13 гвардейская стрелковая дивизия входила в 62 Армию, помогала отстоять Сталинград. Наталья Александровна подарила нашей школе книгу « Легендарная гвардейская» на память, подписав ее : « Подвигу жить! Помните героев, которые подарили нам Победу в Великой отечественной».
С 18 - по 21 апреля 2011 года в Волгограде проходила традиционная XIX
международная научно-практическая конференция « Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся». Делегация Серебряно-Прудского района приняла активное участие в работе конференции. Леонова Ж.А. выступила с докладом « Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся»
Педагоги школы:
Бойко Тамара Васильевна, Юдко Надежда Андреевна ,Леонова Жанна Алексеевна летом 2011 года с группой воспитанников посетили Волгоград, где побывали на Мамаевом кургане, осмотрели художественную панораму
« Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»,, историко-мемориальный комплекс « Героям Сталинградской битвы»...
Летом 2011 года в Серебряно-Прудском районе на базе МОУ « Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И.Чуйкова» администрацией нашего района была организована профильная смена студентов волгоградского мужского педагогического лицея, во время которой студенты-практиканты показывали свои умения и навыки на педагогической практике в лагере дневного пребывания детей.
В течение учебного года систематически в школу приглашаем ветеранов ВО войны и тружеников тыла. Самым частым гостем был и остается Никулин В.М. Его рассказы и воспоминания интересны, лаконичны, содержательны.
Большую помощь в краеведческой работе оказывает директор Дома-музея В.И.Чуйкова Садофьев А.В., который посредством экскурсий и музейных уроков развивает интерес к поисковой деятельности.
На протяжении многих лет мы продолжаем воспитывать молодых на героизме и мужестве, проявленных в годы прошедшей войны , широко используя разнообразные методы и формы в работе с учащимися.
Цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать нравственно зрелого, гражданина – патриота, любящего свой народ и уважающий другие народы- а это поможет духовно возродить нашу великую Родину.
К сожалению патриотическое воспитание сегодня подверглось испытаниям, так же как и вся наша страна: с 90-х годов происходило массовое выхолащивание, выдавливание из школьных программ , внеклассной воспитательной работы таких ее важнейших опор как воспитание патриотов, любви к своей Родине...
И если раньше в программе по истории на изучение темы « Великая Отечественная война» уделялось более 12 часов, то сейчас только-5.
По литературе определен программный минимум по изучению темы « ВО война», и он явно недостаточен. Отдельных произведений нет в списках изучаемых.
Библиотечный фонд по данной тематике также неоправданно сокращен.
Кроме всего прочего негатива, в прессе появились заказные материалы , ставящие под сомнение массовый героизм советских людей в годы ВО войны, подвиг , равного которому нет и не будет!
Молодому человеку стали внушать, что самопожертвование во имя Родины- это безумный фанатизм, в ответе на слово ПАТРИОТИЗМ — стыдливая реакция. Единственным , пожалуй, социальным институтом продолжает оставаться школа. Учащимся нашей школы свойственны патриотизм, чувства сбережения нравственного достояния прошлого, приумножения славных традиций предков, потому что в школе сложилась система патриотического воспитания, основанная на традициях.
Разнообразные конкурсы:
« История моей семьи-в истории войны», исследовательские работы по ВО войне, конкурс презентаций « Рассказ о земляках-ветеранах», пополнение школьного альманаха стихотворениями детей о ВО войне, выпуск школьной газеты « Парус», публикации презентаций на школьном сайте в разделе « Лица Победы» о следующих ветеранах: Мекаев Сергей Иванович, Иванов Петр Иванович, Ермак Надежда Иосифовна, Турланов Виктор Иванович, Кривцова Пелагея Ивановна),библиотечные уроки « Афганистан болит в душе моей» и другие помогают воспитать духовно развитого, социально активного и ответственного человека, ценящего добро, красоту, справедливость.
В следующем учебном году перед коллективом школы стоит задача
-изучить историю создания 62 Армии и проследить ее славный путь;
-оформить в фойе начальной школы экспозиции « Путь 8 Гвардейской...»
|
|
|