|
Читаем классику вместе с детьми
Калабухова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Захаровской СОШ Котельниковского района Волгоградской области (х.Захаров Котельниковского района Волгоградской области)
Аннотация
Помните знаменитую фразу А.С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение!..»? Более 200 лет прошло с тех пор. Несмотря на свой возраст, стаж педагогической работы, жизненный опыт, мы, учителя, чаще всего обращаемся к вечному источнику знаний – книге. Уверена, что именно так и должно быть. Особенно полезно совместное чтение с детьми.
Бесценный опыт в общении с людьми, в том числе с детьми, можно приобрести, внимательно, с карандашом в руках, читая произведения художественной литературы. Мне повезло: я учитель русского языка и литературы, поэтому чтение классики - один из основных видов моей деятельности.
Сколько важного, необходимого для развития любого человека накоплено на бессмертных страницах! Предугадать ту или иную педагогическую ситуацию, в которой может оказаться учитель вместе с учениками, невозможно, следовательно, нет готовых рецептов в педагогике. Но некоторые истины из художественной литературы, высказывания писателей можно соотнести с тем или иным событием, поступком ребенка. Итак, я предлагаю вам прочитать, осмыслить и использовать в беседах с детьми цитаты из произведений русской литературы 19 и 20 веков.
Ошибся ребенок, совершил проступок, раскаивается – поддержите его, прочитайте ему слова Ф.М. Достоевского (из романа «Братья Карамазовы»): «Ничего не бойся и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе - и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, которого бы не простил Господь воистину кающемуся».
Попал человечек в беду, произошло несчастье в семье – как без умной, тонкой поддержки учителя? Расскажите ему о том, как Н.В. Гоголь относился к несчастьям и различным жизненным трудностям. («Несчастия суть великие знаки Божией любви. Они ниспосылаются для перелома жизни в человеке, который без них был бы невозможен… И потому после всякого несчастия мы должны строже, чем когда-либо, взглянуть на самих себя». «В жизни нашей много бед, но все они даются нам как временное испытание, и верьте, что мы никогда не можем знать вначале, какое благодетельное следствие принесет нам то, что казалось жестоким несчастием».)
Дети часто жалуются на несправедливую критику взрослых (иногда правы, иногда нет). По этому поводу интересно мнение Н.В. Гоголя: «Извольте-ка принять и несправедливые упреки за справедливые, и всякий день в них всматриваться, как в зеркало, авось среди несправедливого отыщется и справедливое. А без этого вы и вовеки веков не уйдете вперед, т.е. будете думать, что вы ушли вперед, а уходить будете только теоретически, а не практически». Попытайтесь объяснить подростку мудрые слова писателя, возможно, смягчите тем самым его отношение к взрослым.
Для диспутов, бесед о человеке, его цели в жизни используйте цитаты из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «Мы на земле недолго, мы делаем много дел дурных и говорим много слов дурных. А потому будем же все ловить удобную минуту совместного общения нашего, чтобы сказать друг другу и хорошее слово», «Делай неустанно. Если вспомнишь в нощи, отходя ко сну: «Я не исполнил, что надо было», то немедленно восстань и исполни».
В беседе о пагубных привычках, я думаю, следует обсудить вместе с детьми цитату из рассказа Н.С. Лескова «Скоморох Памфолон»: «…Сказано мудрым, что привычка приходит как странник, остается как гость и потом сама становится хозяином. Деготь, побывав в чистой бочке, делает ее ни к чему больше негодною, как опять же для дегтя».
На уроках литературы невозможно оставить без внимания и вопрос о красоте чувств. Уже с 12-13 лет подростки полны мечтаний о любви. Они всеми фибрами своей души ждут наступления этих переживаний, как великого чуда. Я считаю, что задача педагога на примерах из русской классической прозы и поэзии показать разнообразие человеческих чувств, красоту одних и уродливость других. Учителю и учащимся во многом предстоит разобраться. Почему любовь
…То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует? (А.Ахматова)
Почему «…верно и тайно ведет От радости и от покоя»? (А.Ахматова)
Читая и анализируя на уроках литературы в старших классах рассказы и повести А.И. Куприна, рассказы И.А. Бунина и А.П. Чехова, романы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, поэзию А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой, М.И.Цветаевой, А.А.Блока, приходим к выводу, что любовь – это особое состояние души человека, которое имеет множество цветов и оттенков.
Да, оказывается, любовь может быть увлечением. Короткий, яркий момент в жизни, новые ощущения и переживания (как в рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар»).
Болезненная, мучительная, изматывающая любовь… И тогда…
…Как подарок приму я разлуку
И забвенье, как благодать…(А.Ахматова)
Преданная, самозабвенная любовь. Разве может оставить кого-нибудь равнодушным образ главного героя повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»? На одном из уроков обязательно читаю слова К.Г.Паустовского о том, что «Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал скупыми и облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал».
Отчаянье и тоска, порой безысходность овладевают теми, кто полюбил безответно. Очень болезненно переносят это подростки. Надо научить быть сильным, с гордостью переносить обиду.
Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?.. (А.Ахматова)
Надо вовремя подсказать, как правильно вести себя в сложившейся ситуации, как исправить свои ошибки. А в помощь себе взять литературных героев. Например, Надежду из рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи», которая сумела пережить все несчастья, забыть обиду, постоять за себя и прожить честно и достойно. Несмотря на жизненные невзгоды, она продолжала любить: «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело».
Итак, учитель-словесник должен быть и постоянным учеником-читателем, и литературоведом, и воспитателем. Ведь «в руках у него самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Евгения Носова и Белова. Это могучая духовная ограда от зла – если ее правильно выстроить». (В. Распутин)
Литература.
А.А. Ахматова Стихотворения. Поэмы. Проза. – Владивосток, «Рубеж», 1990г.
Н.В. Гоголь «Нет лучше дела, как образовать прекрасного человека». Из писем. – Журнал «Духовно-нравственное воспитание», №1-2, 2007г.
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» - М.:Дрофа, 2002г.
Н.С. Лесков Собрание сочинений в 12 томах. Т.10 – М.:Правда, 1989г.
|
|
|