|
«Раскрашивание предметных картинок масляными красками. Формирование обобщённых понятий»
Тема: «Раскрашивание предметных картинок масляными красками.
Формирование обобщённых понятий».
Цель: воспитание мотивации к учению, потребности к общению.
Задачи:
продолжать учить детей аккуратно пользоваться кисточкой и красками;
учить детей ориентироваться на альбомном листе бумаги;
воспитание в детях чувства прекрасного и бережного отношения к природе;
повторение знания учащихся о природе;
формирование обобщённых понятий на основе обобщения предметов в группы по общему признаку, по предназначению;
-
сравнение предметов по предназначению и по внешнему виду;
уточнение имеющихся у школьников представлений и понятий об окружающем мире;
активация словаря детей;
коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.
Оборудование:
с обратной левой стороны доски на магнитах сверху 2 фотографии домов-высоток, внизу закрытые (перевёрнутые) рисунки или фотографии лягушки и жабы;
с обратной правой стороны доски на магнитах сверху 5-6 предметных рисунков с лесными цветами, внизу закрытые (перевёрнутые) рисунки лесных ягод;
Основная часть доски разделена визуально на 4 части:
-
чёрно-белая картинка домика, которая будет становиться цветной; главный персонаж – гномик, цветы, облака, солнце;
стоит клён, чёрно-белый рисунок лягушки, облака, цветы для создания композиции;
«бежит» речка, чёрно-белый рисунок василька, облака, вокруг речки цветы;
поляна-лужок: цветы, крупные маки, сверху облако;
красивая упаковка красок, альбом, мотылёк на магнитах, Гномик на магнитах;
круглая картонка с «зелёной травкой», на ней много бабочек, которые будут раздаваться детям на память;
-
у детей на партах подготовленные альбомные листы с изображениями домика, лягушки, василька, клюквы; краски с кисточками, стаканчики-непроливайки.
Организационный момент.
Тихо, тихо – тишина! Тишина уже пришла.
Встали все прямо и красиво. Тихо сели.
- Сегодня мы будем рисовать вместе с гномиком несколько предметов, будем вспоминать, что мы знаем о них и беседовать об этом. А гномики, ребята, это такие сказочные маленькие весёлые человечки. Они бывают просто маленького роста (показать рукой ниже колена), бывают очень маленькие, вот такие (показать расстояние между пальцами), а наш гость – Гном, вот такой небольшой красивый и нарядный (берётся в руки гном на магнитиках, который в дальнейшем будет перемещаться на доске).
Основная часть.
За окном холодная зима,
А к нам опять весна пришла.
Здесь у нас цветы цветут,
И солнце согревает всё вокруг.
Рисовал в альбоме Гном
Новеньким карандашом.
И грустил: «Рисунок мой
Почему-то не цветной».
Солнце Гному подмигнуло,
Тёплый лучик протянуло
И насыпало в ладошку
краски жёлтенькой немножко.
И раскрасил Гномик
Жёлтой краской домик.
|
Открывается часть доски, на ней расположены персонажи стихотворения: чёрно-белая картинка домика, которая будет становиться цветной; главный персонаж – гномик, цветы, облака, солнце.
На слове солнце включается ещё часть освещения в классе.
Учитель показывает на гнома, на карандаш в его руке, который просто наложен на кисточку гнома и далее аккуратно уберётся.
Солнышко мигает (в прорези у глаза солнца двигается веко), протягивается один из лучиков к гномику.
Можно попросить детей по ходу тоже помигать, протянуть правую руку.
При этих словах учитель («высвобождает» цветной рисунок домика) делает черно-белый домик цветным.
|
- Мы тоже сейчас покрасим наши домики на альбомных листах жёлтой краской. Домики находятся с левой стороны, в верхнем углу листа. Обмакиваем кисть в воде, разводим жёлтую краску и красим домик. (Дети красят, учитель помогает слабым учащимся, комментирует некоторые их действия).
- Давайте, ребята, расскажем нашему гномику, какие дома бывают. (Открывается левая задняя часть доски, на ней сверху 4 фотографии ддомов:2 деревенских дома и 2 многоэтажных дома).
- Скажите, это какой дом, деревенский или городской? А почему вы так думаете? А этот? (Деревенские дома одноэтажные, обычно с треугольной крышей, из дерева. Городские дома – высокие, многоэтажные, из блоков и кирпичей). (Доска переворачивается обратно).
Лес ветвями зашуршал
И тихонько прошептал:
«Протяни ладошки клену,
Краски дам тебе зелёной!»
Тут же Гном лягушке
Разукрасил брюшко.
|
Открывается следующая часть доски, где стоит клён, чёрно-белый рисунок лягушки, облака, цветы для создания композиции. Гном на магнитиках перемещается в эту часть доски.
Учитель («высвобождает» цветной рисунок лягушки) делает черно-белую лягушку цветной.
|
- Раскрашиваем лягушку зелёным цветом. Лягушка находится справа от домика, тоже сверху. Цветок в её руках можно покрасить жёлтым цветом, ведь теперь у нас есть жёлтый цвет тоже, который дало нам солнышко. (Дети выполняют работу, учитель корректирует).
Открывается снова левая задняя часть доски, где внизу открываются рисунки (или фотографии )лягушки, затем жабы.
- Расскажите, где живут лягушки? Как они говорят? Кого они едят?
- Скажите, а на кого ещё похожа лягушка? (на жабу)
- Правильно. (Показ рисунков жабы и лягушки вместе). Только лягушка поменьше, а жаба побольше. Жаба – в пупырышках, а лягушка – гладкая. Жаба бывает коричневатая, сероватая, зеленоватая, а лягушка – зелёная. А лягушки полезные животные, как вы думаете? (…)
- Лягушки едят много мошек и комаров. Там, где живут лягушки – чистая вода. Поэтому их убивать ни в коем случае нельзя.
Рядом речка пробегала.
Речка Гномику сказала:
«Протяни скорей ладошки
Краски синей дам немножко!»
Красит Гном цветочек –
Синий василёчек.
|
Открывается следующая часть доски, где «бежит» речка, чёрно-белый рисунок василька, облака, вокруг речки цветы. Гном на магнитиках перемещается в эту часть доски.
Учитель («высвобождает» цветной рисунок василёчка) делает черно-белый василёк цветным.
|
- Скажите, где на листе находится василёк? (снизу, в левом углу)
- Будем раскрашивать василёк синим цветом, его серединку можно жёлтеньким (кто долго красит, можно весь цветок – синим), а стебелёк и листья – зелёным. (Дети выполняют работу, учитель корректирует).
Открывается правая задняя часть доски, где сверху подготовлены рисунки лесных цветов.
- Назовите эти цветы. (Ромашка, ландыш, колокольчик, василёк, одуванчик)
- Как можно назвать все эти цветы? (Это лесные цветы)
- Правильно. Одуванчик растет часто на полях, но встречается и в лесу. Цветы надо рвать аккуратно, не выдёргивая корень. Также не надо много собирать цветов. Они всегда красивы на поляне, а в воде они быстро завянут.
- А какой цветок раскрашивал наш Гном? (Василёк). Молодцы!
Вышел Гномик на лужок,
Луг позвал его: «Дружок,
Если к макам подойдёшь,
Краску красную найдёшь!»
Взялся Гном за дело,
Клюква покраснела.
|
Открывается часть доски, где изображена поляна-лужок: цветы, крупные маки, сверху облако. Гном на магнитиках перемещается в эту часть доски.
Учитель («высвобождает» цветной рисунок клюквы) делает черно-белый рисунок цветным.
|
- Кто мне скажет, где находится клюква на альбомном листе? (снизу, в правом углу).
- Раскрашиваем ягоды клюквы – красным цветом, листочки – зелёным цветом. (Дети выполняют работу, учитель корректирует).
Открывается снова правая задняя часть доски, где снизу подготовлены рисунки лесных ягод.
- Назовите эти ягоды. (Ежевика, земляника, малина, клюква, черника, брусника)
- Как можно назвать все эти ягоды? (Это лесные ягоды)
- Все эти ягоды очень полезны. А вы знаете, какие ягоды из них любит есть медведь? (малину) Молодцы!
- А какие ягоды раскрашивал наш Гном? (клюкву). Умницы!
Не густит теперь наш Гном,
Есть у Гномика альбом,
И волшебные есть краски,
Разноцветные как в сказке.
Гномик эти краски взял
Мотылька нарисовал.
Мотылёк крылом взмахнул,
Ожил вдруг и упорхнул.
|
Учитель берёт в руки Гнома, показывает красивую упаковку красок, альбом.
До этого незаметно на доску вывешивается большая красивая бабочка на магнитах, закрытая листом бумаги. Открывается мотылёк.
Берётся бабочка-мотылёк в руки, изображается полёт бабочки (на обратной стороне приспособление для пальцев, чтобы крылья бабочки «махали».)
|
- А бабочка к каким животным относится? (к насекомым)
- Каких насекомых вы ещё знаете? (комар, муха, паук, пчела, стрекоза и т.д.) В это время можно показывать предметные картинки названных насекомых.
- Молодцы, вы знаете много насекомых.
3. Заключительная часть.
- Вспомните, ребята чему мы сегодня учились?
- Что вам больше всего понравилось в нашем занятии?
- Жалко, что такая красивая бабочка улетела? (да, жалко)
- Чтобы вы не огорчались, чтобы вам было не скучно ждать всю зиму следующей весны и лето, наш красивый мотылёк шлёт вам своих друзей на память.
Достаётся круглая картонка с «зелёной травкой», на ней много бабочек, которые раздаются детям на память.
- На этом наше занятие окончено, все красиво встали. Спасибо за внимание!
|
|
|