|
«Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка»
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
села Александровского Александровского района
Ставропольского края
Описание опыта работы
учителя английского языка Зайковой Г.Н.
по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
2012 год
35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).
Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучения английского языка было получение оценки.
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения совместного международного бизнеса, пользование Интернетом.
Наблюдая за учащимися и изучая передовой опыт работы педагогов-новаторов Кузовлева В.П., Тучковой Т.У., Пассова, я составила таблицу, которая мне очень помогает – таблица мотивов учеников, которые изучают английский язык.
Общим мотивом может быть стремление поехать в заграничную поездку, переписываться со сверстниками иностранцами, использование компьютера.
Эмоциональным мотивом обычно (чаще всего) является боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками, из-за незнания, нежелание подвести группу.
Процесс обучения мне представляется по годам в таком виде, учитывая возможности учеников и степень сложности учебного материала.
Уроки я строю так, чтобы ученик проявил свои умственные возможности, почувствовал заинтересованность в совершенствовании своих индивидуальных способностей. Учебный материал предлагаю по модели пройденное + данное + новое.
Анализ интересующих старшеклассников проблем показывает, что в качестве основных есть 4 блока учебных тем:
проблемы молодёжи, мода;
досуга;
образования;
всё о себе и об окружающих людях.
Начиная с 7 класса я провожу нестандартные по форме уроки:
На этих уроках (урок-путешествие, урок-телемост, урок-журнал, урок-экскурсия) удается создать эмоционально-интеллектуальную атмосферу творческого общения, умение высказать свою точку зрения, формировать жизненную позицию, и нравственные качества учащихся:
Ученики отрабатывают в упражнениях различные формы предложений: утверждения, вопросительные и отрицательные структуры, в диалогах и монологах в рамках учебной темы.
Такие необычные уроки помогают показать ценность знания английского языка, способность справиться с заданиями без посредников на основе изученного ранее учебного материала.
Например: урок «Путешествие по Лондону» ученики в группах по 3-4 ученика получают задания (в группе – сильный, средний, слабый ученики обязательно).
Задания группам:
составить программу путешествия (как, на чем?);
устройство багажа, размещение;
план экскурсий по городу (достопримечательности);
Это позволяет проводить закрепления изученной лексики и грамматических структур по теме, а также увеличивает время речевой деятельности, дает ощущение единомыслия и сотворчества.
«Урок - журнал» провожу при изучении грамматической темы. Страницы «журнала»:
Объяснение грамматического материала;
Примеры предложений с данной темой;
Аудирование структуры с использованием данной грамматической темы (утверждения, вопросы, отрицания);
Выполнение упражнения на закрепление новой темы, выработка практических умений и накопление опыта (мастер-класс).
Обобщение и повторение. Создание ситуации творческого поиска (кроссворд, заполнение пропусков) на основе новой темы.
«Урок-экскурсия» при изучении темы «Город». (Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Атланта, Вашингтон, Ставрополь).
Задания учащимися по проблемам даю по выбору учащимся- «экскурсоводам»: музеи, памятники, театры, улицы, площади, дворцы (соборы).
Здесь и вопросы экскурсоводам, запоминание слов по теме, тренировка грамматических структур.
В виде урока-телемоста провожу уроки по темам страноведения.
Например:
«У карты мира» (9 класс), при обучении устной речи, чтению. Ученики играют роль представителя (чаще президента) одной из стран и готовят сообщения о «своей» стране, о проблемах, которые там есть. Другие ученики готовят вопросы к ним по проблемам: политика, экология (состояния рек, лесов, экологические катастрофы), мероприятиях по охране окружающей среды, об известных личностях автофирмах данного государства (4 вопроса разного типа: кто? что? где? куда?).
Готовясь к этим урокам, ребята не только овладевают языковым материалом, умениями ознакомительного, изучающего, поискового чтения, но и развивают умение рассказывать об определённых фактах, событиях, учатся обмену мнениями, высказывать своё отношение к ним, выражать благодарность, радость, огорчение, несогласие, вежливо переспросить, представить себя.
Из опыта работы с учащимися я вижу, что прочно усваивается то, что требует определённых логических операций. Поэтому на «уроках-мастерских» я создаю условия для того, чтобы каждый ученик получил знания, которые стали бы итогом его самостоятельной деятельности и поиска.
На этом уроке ученик учится:
поставить свою небольшую цель и достичь её;
решать задачи, составляющие основу этой цели;
уметь защищать свои убеждения.
Система работы «урока-мастерской» состоит из компонентов:
Сказочные мастерские – в основном во 2-6 классе при обучении навыкам чтения, устной речи, навыкам общения на английском языке по учебной или бытовой ситуации. Ученики строят диалоги между сказочными героями и ведут их между собой: Буратино и Мальвина, Малыш и Карлсон, Винни и Пятачок (с опорой и без), «Встреча», «Знакомство», «Прощание», «День рождения»…
Мастерские построения знаний (в 7-8 классе) я провожу при изучении грамматических тем. Так, при изучении темы «Порядок слов» в английском предложении, «Артикли» ученики накапливают опыт и умение в построении отрицательных, вопросительных структур, употреблении времён английской грамматики.
В своей педагогической работе я всегда учитываю самочувствие ребенка, стараюсь каждого включить в учебный процесс на уроке, создаю условия для его самореализации, понимаю, что каждый ученик, выходя к доске или работая с учебником, мысленно просит меня о помощи (помогите мне сделать это самому). Стимулируя речевую деятельность учеников, я создаю на уроках ситуацию успеха, поощряю учеников за то, что кто-то не боится выйти и ответить первым (показать мастер-класс). Во 2-6 классах хорошо подготовленные учащиеся охотно выходят и демонстрируют свои знания (как образец), а затем включаются и другие ученики.
У меня есть определённый банк разных опорных карточек-помощниц, схем по разговорным темам и таблиц, которые помогают ученикам построить быстрее связное высказывание по теме, вспомнить необходимую грамматику, лексику и использовать её для решения поставленной задачи, чувствовать себя уверенней (как спасательный круг при построении устного высказывания).
Ученик не готовится к жизни, а живёт, поэтому знания его должны быть актуальны сегодня для формирования активной гражданской позиции.
Стимулом для изучения английского языка на моих уроках также является самостоятельная работа – как венец, как обобщение изученного материала. Мотивация лежит в самом условии таких заданий. Ученику, наконец, представлена возможность использовать полученные знания и языковые навыки в новой реальной ситуации (темы заданий «В незнакомом городе» (заблудился), «У врача», «В магазине», «В аэропорту» (на вокзале), «В школе», «У друга в гостях», «За столом», «В школьной библиотеке»).
Ученики здесь проявляют творческие способности, эрудицию, умение обобщать, делать выводы, работать со справочной литературой, словарём разного вида для подготовки своих ролей, сообщений, высказываний, вопросов и ответов, совместно переживать друг за друга.
Иногда использую метод проекта. Этот метод помогает ребёнку развивать личностные качества, самореализоваться в проекте, выбрать тему, форму и вид защиты своей проектной работы (коллаж, афиша, объявление, реклама и т.д.).
Развитие навыков и умений аудирования (восприятие иноязычной речи на слух) – это довольно сложная сфера учебной деятельности учителя и ученика.
Особое внимание обращаю на развитие у учеников умения понимать речь в учебно-речевых ситуациях и в ситуациях повседневного общения.
В виде аудирования я даю ученикам тексты – это объявления по радио, сводки о погоде. Важно, чтобы учащиеся понимали речь партнёра в стандартных ситуациях, чтобы умели реагировать, переспросить, повторить.
Пример задания по аудированию:
подберите к неполным предложениям окончание в соответствии с услышанным;
определите рисунок (картинку), которая соответствует тому, что услышали;
составьте план прослушанного текста;
В заключении урока я провожу рефлексию – итоги урока и даю ребятам возможность высказаться по 3 фразам такого шаблона:
The lesson is about…
I can do…
I can’t do…
|
что узнали и для чего
|
Я провожу контроль знаний учеников с помощью тестирования, тестовых контрольных работ, беседы, наблюдения, опроса, анализа успешности.
Современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Однако я не забываю, что человек умелый и мобильный, должен быть еще и духовным. Важно воспитывать в ученике нравственные качества: добросердечие, простоту в общении, естественность.
Мониторинг успеха моих учеников в изучении английского языка показывает, что качество знаний у учащихся повышается.
Результаты педагогической деятельности Г.Н. Зайковой.
2009-2010 уч. год
|
2010-2011 уч. год
|
2011-2012 уч. год
|
класс
|
кол-во учащихся
|
% на “4” и “5”
|
% ОРО
|
класс
|
кол-во учащихся
|
% на “4” и “5”
|
% ОРО
|
класс
|
кол-во учащихся
|
% на “4” и “5”
|
% ОРО
|
6
|
26
|
58
|
100
|
5
|
30
|
69
|
100
|
6
|
30
|
70
|
100
|
7
|
25
|
50
|
100
|
7
|
27
|
61
|
100
|
7
|
26
|
56
|
100
|
8
|
26
|
54
|
100
|
8
|
27
|
50
|
100
|
8
|
30
|
65
|
100
|
9
|
25
|
43
|
100
|
9
|
30
|
56
|
100
|
9
|
27
|
53
|
100
|
|
102
|
51,25
|
100
|
|
114
|
58
|
100
|
|
113
|
62,5
|
100
|
|
|
|