Главная страница

Формирование ситуации успеха на уроках технологии на средней ступени обучения


Скачать 114.45 Kb.
Название Формирование ситуации успеха на уроках технологии на средней ступени обучения
Дата 29.02.2016
Размер 114.45 Kb.
Тип Документы

Захарова Ольга Васильевна

учитель технологии и ИЗО

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа № 5

город-курорт Анапа, Краснодарский край

ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Прежде всего следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».

Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Ситуация - это то, что способен организовать учитель.

О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол?

Что взять за его основу?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Для среднего звена ведущая деятельность - общение, общественно-полезная активность, условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных).

Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.

Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап

Педагогическая задача

Дифференциация

учащихся

Дельность учителя




1. Мотивационно-целевой

Сформировать

мотив достижения; настроить

на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам




Учащиеся, незнакомые с

заданиями подобного

рода

Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха




Учащиеся, успешно выполнившие задания подобного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе




2. Организационный

Обеспечить условия успешной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом


Учащиеся, требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы




Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности





Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности




3. Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимо возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

И самое главное, ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя радость успеха может померкнуть (В.А.Сухомлинский).

Одной из основных задач современной школы становится подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, формирование у них качеств, обеспечивающих успешность личностного, профессионального и карьерного роста.

Особыми возможностями в решении этой задачи обладает образовательная область « Технология». Смоделировать ситуацию «поиска себя» анализа своих способностей и возможностей - одна из задач учителя технологии. Чтобы подготовить учащихся к выбору будущей профессиональной деятельности в любой отрасли, учитель должен вооружить их не только определенными научными знаниями, но и выработать у них практическую смекалку, деловитость, навыки экономического мышления. Использование современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет решать эту задачу.

Важным условием современного образования является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Новые знания должны поступать непосредственно в процессе обучения. Меняется сама роль преподавателя. Он в большей мере становится организатором познавательной деятельности обучающихся, способным помочь им сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями. Одним из способов наглядного предъявления учебного материала является применение предварительно созданных с помощью программы Microsoft PowerPoint презентации учебного курса с использованием упорядоченного набора слайдов, позволяющих графически пояснить выступление, прокомментировать лекционный материал урока. Использование презентации по всем разделам программы технологии при предъявлении теоретического учебного материала обеспечивает: последовательность и систематичность изложения материала; визуализацию информации; возможность варьирования ее сложностью; повышение информативности, видимости и наглядности. Позволяет также точно спланировать занятие, что немаловажно вследствие ограниченного учебного времени. Метод проблемного обучения - метод при котором используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу , а затем раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

Рассмотрим проблемную ситуацию. На этапе обработки нижнего среза плечевого изделия учащиеся получают задание обработать низ изделия фигурной формы. Ученицы вспоминают известные им способы обработки края изделия (например швом вподгибку с закрытым срезом) и приходят к выводу, что в данном случае они не пригодны. Возникает несоответствие между известными и неизвестными (новыми) способами действия. Из своего опыта учащиеся знают, что на изделиях существуют такие срезы и их можно обработать. Но как это сделать? Школьницы ищут варианты выполнения задания и в результате совместного обсуждения приходят к правильному решению. Таким образом осуществляется оптимальное, т.е. отвечающее целям обучения и индивидуальным психическим особенностям учащегося, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Предлагаю ученицам рассмотреть 5-6 моделей плечевого изделия и найти сходство и различие между ними. Школьницы внимательно рассматривают предложенные модели и указывают на различия в покрое, форме выреза горловины, форме рукавов, видах отделки и т.п. Они убеждаются в многообразии моделей не похожих одна на другую. Таким образом, у учащихся развивается наглядно-действенное мышление, расширяется кругозор в области моделирования. У школьниц пробуждается фантазия и появляется желание создать свои модели. Предлагаю им придумать новые фасоны и зарисовать эскизы. После выполнения этого задания ученицы по очереди демонстрируют эскизы и рассказывают об особенностях и преимуществах своих моделей. После коллективного обсуждения они выбирают из них три лучшие. Такая работа способствует развитию наглядно-образного мышления.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения соответствует четырем уровням усвоения (по В.П.Беспалько).

Задания 1 -го уровня усвоения

1. Из предложенных мерок выберите те, которые необходимы дляпостроения чертежа ночной сорочки. Мерки: Сш, Ст, Сб, Сг2, Озап, Дст, Ди, Оп, Др, Дпт, Шп.

2. Обозначьте цифрами соответствие шва его назначению при изготовлении халата

Например: 1-2. Таблица прилагается

3. Из предложенных ответов выберите правильный:

Декатирование — это:

а) влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем с целью удаления заминов и предотвращения усадки.

б) предотвращение ткани от осыпанемости нитей;

в) определение размеров ткани.

Задания 2-го уровня усвоения

Назовите мерки, которые при построении халата записывают в поло­винном размере, и укажите их условные обозначения.

Задание 3-го уровня усвоения.

Во время примерки халат сильно облегает фигуру по линии груди, хотя все мерки были сняты точно. Почему? Как исправить этот дефект?

Задание 4-го уровня усвоения.

Предложите оригинальный фасон: а) производственной одежды, предназначенной для работников кафе; б) одежды для труда, соответствующей возрасту и внешности одного из ваших родственников.

Часто используется принцип специального формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности. Одним из алгоритмических приемов является включение учащихся в самостоятельную работу с помощью инструкционной карты. В инструкционной карте излагается последовательность выполнения изделия (алгоритм). В зависимости от задания содержание и порядок работы может быть дополнен эскизом, чертежом, техническим рисунком, расчетными формулами. Последовательно, пункт за пунктом выполняя работу с помощью инструкционной карты, школьницы учатся технологии обработки узлов швейного изделия.

Формирование у школьников эвристических приемов умственной деятельности рассмотрим на примере следующей ситуации. Учитель дает задание смоделировать для плечевого изделия горловину разной формы: прямоугольную, фигурную и в форме угла.

Для выполнения задания можно использовать следующие приемы.

Прием конкретизации. В нашем случае учащиеся конкретизируют задачу следующим способом: чтобы выполнить моделирование горловины, нужно сделать чертеж полочки со стандартным вырезом горловины (круглым), а затем на его основе построить чертежи других моделей, изменяя (моделируя) чертеж стандартной горловины.

Прием графического анализа. Для выполнения задания ученицы рисуют эскизы требуемых форм горловины, что облегчает им предстоящую работу по моделированию, давая наглядные опоры.

Прием аналогии. Ранее ученицы уже моделировали различные фасоны юбок и понимают, как выполняется моделирование швейного изделия. Они знают, что в основе должен быть чертеж стандартного изделия (в данном случае — чертеж полочки с круглым вырезом горловины), в который вносятся изменения. Они строят основной чертеж, выполняют моделирование выреза горловины прямоугольной формы, фигурной и в форме угла.

Мнемоника (мнемотехника) - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Организация мнемонической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знаний учащихся, применяется на уроках технологии довольно часто. Даже учителя, не знакомые с мнемоническими приемами, непроизвольно применяют их в своей практике. Так, например, к мнемоническим приемам можно отнести обозначение размерных признаков прописными буквами русского алфавита, которые соответствуют видам измерений (В - высота, Г - глубина, Д - длина, О - обхват; С - полуобхват и т.д.), что облегчает их запоминание. Это же относится и к названиям мерок, например: Сш - полуобхват шеи, где С - полуобхват, т.к. О - это обхват, а С - половина буквы О и т.п.

Например, при моделировании вырезов горловины сорочки используют следующие мнемонические приемы:

1) вырез углом ( «мысом») похож на мыс- часть суши, выдающуюся острым углом в море или озеро;

2) овальный вырез похож на овал (очертание, напоминающее по форме яйцо в продольном разрезе.);

3) вырез лодочкой похож на лодку;

4) вырез «каре» получил свое название по форме построения пехоты четырехугольником для отражения атаки со всех сторон.

Использование принципов развивающего обучения стимулирует познавательный интерес учащихся, повышает качество усвоения материала.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию обучения, особое место занимает проектирование - как основной вид учебной деятельности.

Метод проектов реализует личностно - деятельностный подход в обучении. Результатами проектов могут быть изделия, услуги, системы.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе:

– подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»;

– подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;

– использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;

– формирует у учащихся положительную «Я-концепцию».

Список литературы:

  1. www.zavuch.info

2)Педагогические условия социальной успешности обучающихся в современной гимназии: / Казимирская Людмила Николаевна.- Автореферат, Омск, 2012.- 23 с.

3)Ситуация успеха как средство мотивации достижения у подростков:/ Ястребов Виктор Вадимович.- Автореферат, Волгоград – 2004.

4) Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс:/ Сост. Л.П.Бастрыкина, С.Е. Соколова.- М.: 5 за знания, 2006.-208с.