Главная страница

Работа с лидерами как средство оптимизации деятельности детского движения


Скачать 34.73 Kb.
Название Работа с лидерами как средство оптимизации деятельности детского движения
Дата 12.02.2016
Размер 34.73 Kb.
Тип Документы

Труфанова Инна Эдуардовна

Педагог 1 квалификационной категории

МОУ ДОД Центр внешкольной работы

г. Камешково

Работа с лидерами как средство оптимизации деятельности детского движения

(из опыта работы районного детского общественного объединения «Радуга» Камешковского района)

В настоящее время особую важность приобретает детское движение, как школа гражданского становления личности. Современное общество нуждается в гражданах, способных решать проблемы в быстро меняющемся мире, способных вести за собой. Современная личность должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся.

После распада пионерской организации детское движение в Камешковском районе было разрозненным. Для соединения школьных объединений района в единое целое 6 января 2004 года было создано РДОО «Радуга». Организация состояла из 15 объединений, 10 из них работали в сельских школах, что порождало разобщенность детского движения. Нормативно-правовая база районной и детских школьных объединений имела недостатки. В ходе анализа деятельности РДОО был сделан вывод о недостатке условий для активного взаимодействия детских школьных объединений между собой.

Для решения проблемы была создана программа развития РДОО «Радуга» на 2008-2015 учебный год «Прошлое, настоящее, будущее…». За время реализации программы: в ходе районных конкурсов была создана символика РДОО «Радуга» (гимн, эмблема, флаг); исправлены недостатки в оформлении нормативно-правовой базы районного и каждого детского школьного объединения; созданы перспективные планы работы на каждый учебный год; увеличилось разнообразие форм и количество проводимых мероприятий. Однако упорядочивание системы работы районного объединения не решило проблему формального взаимодействия детских школьных объединений между собой.

Движущей силой любого детского движения являются, конечно, дети - лидеры. Было решено для оптимизации деятельности детского движения наладить работу с лидерами:

        1. Активизация работы Совета лидеров -2008 г.

        2. Организация Школы лидера на базе Центра внешкольной работы – 2009 г.

        3. Организация выездной Школы лидера – 2011 г.

        4. Организация лидерского авангарда «Вектор» - мобильной агитбригады РДОО «Радуга» – 2011 г.

В рамках реализации первого этапа стали регулярно проводиться заседания Совета лидеров, руководящего органа РДОО. Однако данный вид работы показал слабую эффективность в достижении основной цели ввиду ограниченного количества встреч и обсуждаемых тем.

Начиная с 2009 года, было решено организовать Школу лидера на базе Центра внешкольной работы города Камешково. Сама форма работы была не новой – Школа лидера существовала в районе с 2000 года, в её рамках ежегодно организовывались профильные лидерские смены на базе загородного лагеря «Дружба». С 2009 года занятия Школы лидера стали регулярны и приобрели практический характер.

В основу занятий Школы лидера легла практико-ориентированная деятельность, помогающая лидерам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний. Наиболее часто использовались такие технологии: тренинг («Кулак», «Гнев», «Мои добрые поступки», «Попугай», «Собака», «Зеркало» и др.), организационно-деятельностная игра («Кто в доме хозяин», «Дом», «Мой дорогой человек», «Что значит – вести себя хорошо» и др.), интерактивные игры («Лабиринт», «Подарки», «Замок» и др.), метод проектов («Мы этой памяти верны», «Лагерю «Дружба» 80 лет»).

Недостатком вышеназванной Школы на тот момент был небольшой охват лидеров: только городские школы (СОШ №1 и ООШ №3) могли обеспечить стабильный состав обучающихся. Таким образом, следующим этапом работы стала организация выездной Школы лидера. С января 2011 года занятия стали проводиться на базе районных школ. Причем год от года количество задействованных школ и количество занятий неуклонно растет.

Данная форма работы позволила значительно увеличить эффективность работы с лидерам Камешковского района. Умения и навыки, получаемые детьми в ходе занятий, приобрели систематический характер.

Одновременно с появлением выездной Школы лидера сложилась мобильная агитбригада РДОО «Радуга». И вот уже пятый год лидерский авангард «Вектор» защищает честь районного детского объединения при взаимодействии с другими объединениями и организациями области, выступает на слетах и конференциях. При работе с ними практико-ориентированные технологии занимают далеко не последнее место.

Данная система работы привела к появлению целой смены лидеров, ставших опорой не только своему детскому школьному объединению, но и поддержкой районному объединению «Радуга».

Результатами реализации данной системы работы можно считать:

  1. Увеличение количества охваченных Школой лидера детей

  2. Положительную динамику развития личностных качеств лидеров

  3. Создание и реализацию авторской программы развития РДОО «Радуга» на 2008-2015 учебные годы

  4. Повышение активности детских школьных объединений

  5. И, как следствие, оптимизацию детского движения в Камешковском районе.