|
Работа над стихотворным текстом на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
Работа над стихотворным текстом на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
М.М. Мельникова
учитель индивидуальной работы по РСВ и ФП
ТОГБОУ Специальная (Коррекционная)
Общеобразовательная школа-интернат
г. Рассказово
Известно, что стихотворная речь обладает рядом особенностей и значительно отличается от обычной речи. Слово в стихотворении, даже если оно и не выделено формально как самостоятельная единица речи, звучит отчетливее, самостоятельнее, чем в речи иного типа. Эта особенность тесно связана и с другой – паузы в стихотворении как в количественном, так и в качественном отношении приобретает повышенное значение.
Отличительной особенностью стихотворной речи является и то, что это прежде всего ритмически организационная речь – упорядоченное повторение звуковых особенностей придает стихотворению ритмический характер. Названные отличия стихотворной речи от прозы, очень трудны для понимания слабослышащих учащимися. Самый распространенный недостаток чтения стихотворных текстов ими – пренебрежительное отношение к паузам, к ритму, рифме и строфической организации стихотворения.
Школьники читают стихотворения как прозу, монотонно, проглатывая начало или конец слов, заменяют одни звуки другими, иногда объединяют слова в одно целое или же отделяют предлоги от слов. Стихотворная речь произносится тускло, прерывается частым дыханием.
На занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения в работе над текстом стихотворения уделяется особое место.
Использование остаточного слуха слабослышащие учащихся в работе над ритмом стихотворений строится в определенной последовательности:
1.Нотирование стихотворного текста, что предполагает:
а) расстановку словесного ударения;
б) пауз;
в) орфоэпических надстрочных знаков.
2.Работа над ритмом стихотворения (условное изображение ритма стихотворения, отработка темпа чтения).
3.Индивидуальная работа над чтением стихотворения.
Стихотворение записывается без каких-либо надстрочных знаков. Учитель с помощью звукоусиливающей аппаратуры дает учащимся правильный образец чтения. После этого начинается поэтапная работа над текстом.
Педагог читает текст стихотворения вместе с ребенком вслух по фразам, объясняя содержание каждой фразы и стараясь конкретизировать возникающие у ребенка при чтении представления, максимально используя при этом наглядность (картинки, таблички и т.п.). Затем вновь прочитывают стихотворение. Если при первичном чтении ребенку ставятся вопросы, помогающие уточнить значение отдельных слов (особенно местоимений), то повторное чтение текста стихотворения под руководством педагога осуществляется без них.
После восприятия учеником текста стихотворения для отработки берется одна строфа (четверостишие). Прикрыв экраном лицо учитель зачитывает целую строчку, ученик на слух различают ударение в словах.
Расстановка орфоэпических надстрочных знаков проводится также с использованием остаточного слуха. Как известно, стихотворный ритм – это закономерное повторение соизмеримых речевых единиц. Внешним признаком последних является одинаковое число ударных и безударных слогов. Для удобства записи ритма мы используем прежде всего слогоударный принцип выражения того или иного стихотворения путем чередования ударных и безударных слогов.
После такой работы над текстом стихотворения, оно дается ребенку для заучивания наизусть. Читая наизусть отобранные стихотворения учащиеся демонстрируют свои достижения в технике речи.
Работа над стихотворением имеет важное значение и для эстетического воспитания детей, она прививает вкус к художественному слову.
На всех этапах работы учитель большое внимание уделяет контролю за правильным дыханием детей.
Данная работа предусматривает полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить слова в определенной последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения и его смысл.
|
|
|