Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
имени Алексея Владимировича Бобкова
Семья и экономика
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению в рамках ФГОС второго поколения
5 класс
|
Составитель:
Овчинникова Любовь Николаевна,
учитель экономики
МБОУ «СОШ №33» имени Алексея Владимировича Бобкова
|
Кемерово 2014
Оглавление
Оглавление 2
Пояснительная записка 2
Учебно-тематический план 4
Содержание курса 5
Календарно-тематический план 7
Список литературы для учителя 9
Список литературы для учащихся 10
Пояснительная записка
Программа «Семья и экономика» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерией»; развивать экономическое мышление; воспитывать экономическую культуру и проявлять ее в нравственно обоснованном поведении.
Программа составлена на основе программы Сасовой И. А., Новожиловой Н. В. и Землянской Е.Н. «Экономика семьи».
Целью курса является формирование у школьников общих представлений об основах развития экономики семьи, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей — потребителя, производителя, гражданина.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
1. Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
2. Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
3. Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
4. Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
5. Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
6. Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики и др.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на сочетании индивидуальной работы и групповой. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, тренингов, диагностической работы, разбора ситуаций; создание и защита проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 34 часа для учащихся 5 класса (1 час в неделю).
Планируемые результаты:
Освоение детьми программы «Семья и экономика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
учебно–познавательного интерес к экономической жизни семьи, правилами ведения семейного хозяйства, «домашней бухгалтерии»;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, бережливость, аккуратность, ответственность; умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
выполнять расчеты по определению отдельных групп расходов семьи;
экономически осознанно делать потребительский выбор;
соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
провести самоанализ сформированности качеств рачительного хозяина;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Учебно-тематический план
№
п/п
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Семья в мире экономики
|
7
|
3
|
4
|
2.
|
Семейное хозяйство
|
7
|
2
|
5
|
3.
|
Бюджет семьи
|
5
|
1
|
4
|
4.
|
Рачительный хозяин
|
4
|
1
|
3
|
5.
|
Думающий покупатель
|
7
|
2
|
5
|
6.
|
Семья и рынок
|
5
|
1
|
4
|
|
Итого
|
35
|
10
|
25
|
Содержание курса
Раздел 1. Семья в мире экономики (7 час.)
Семья – ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.
Основные понятия:
экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик», проектная работа – презентационное сообщение «Моя семья».
Раздел 2. Семейное хозяйство
Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.
Основные понятия:
Труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон», проектная работа – презентационное сообщение «Налоги, которые платит моя семья».
Раздел 3. Бюджет семьи
Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.
Основные понятия:
Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).
Раздел 4. Рачительный хозяин
Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.
Основные понятия:
Экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».
Раздел 5. Думающий покупатель
Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.
Основные понятия:
Торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».
Раздел 6. Семья и рынок
Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.
Основные понятия:
Общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа – презентационное сообщение о профессии родителей.
Календарно-тематический план
№
занятия
|
Наименование разделов и тем уроков
|
Всего
часов
|
Тип
занятия
|
Дата
|
|
Раздел 1. Семья в мире экономики
|
7
|
|
|
1
|
Что такое экономика
|
1
|
Беседа
|
|
2
|
Что такое экономика
|
1
|
Беседа с элементами дискуссии
|
|
3
|
Основные проблемы экономики
|
1
|
Беседа
|
|
4
|
Семья глазами экономиста
|
1
|
Игровое упражнение и беседа
|
|
5
|
Хозяйственная деятельность семьи
|
1
|
Беседа и игровое упражнение
|
|
6
|
Потребности человека и семьи
|
1
|
Игровое занятие
|
|
7
|
Потребности человека и семьи
|
1
|
Игровое занятие
|
|
|
Раздел 2. Семейное хозяйство
|
7
|
|
|
8
|
Элементы семейного хозяйства
|
1
|
Беседа и
ручной труд
|
|
9
|
Элементы семейного хозяйства
|
1
|
Беседа и игра
|
|
10
|
Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства
|
1
|
Беседа
|
|
11
|
Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства
|
1
|
Деловая игра
|
|
12
|
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве
|
1
|
Беседа
|
|
13
|
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве
|
1
|
Деловая игра
|
|
14
|
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве
|
1
|
Решение задач
|
|
|
Раздел 3. Бюджет семьи
|
5
|
|
|
15
|
Доходы и расходы семьи
|
1
|
Беседа и игра
|
|
16
|
Что такое бюджет семьи
|
1
|
Деловая игра
|
|
17
|
Что такое бюджет семьи
|
1
|
Деловая игра
|
|
18
|
Что кладут в потребительскую корзину
|
1
|
Работа учащихся в малых группах
|
|
19
|
Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах
|
1
|
Презентационные сообщения учащихся
|
|
|
Раздел 4. Рачительный хозяин
|
4
|
|
|
20
|
Кто такой рачительный хозяин
|
1
|
Беседа и
решение задач
|
|
21
|
Качества личности рачительного хозяина
|
1
|
Беседа и игра
|
|
22
|
Секреты рачительного хозяина
|
1
|
Беседа и
решение задач
|
|
23
|
Секреты рачительного хозяина
|
1
|
Презентационные сообщения учащихся
|
|
|
Раздел 5. Думающий покупатель
|
7
|
|
|
24
|
Покупатель и продавец
|
1
|
Беседа и
решение задач
|
|
25
|
Покупатель и продавец
|
1
|
Деловая игра
|
|
26
|
Реклама и упаковка
|
1
|
Беседа и игра
|
|
27
|
Реклама и упаковка
|
1
|
Работа учащихся в малых группах
|
|
28
|
Особенности маркировки товаров
|
1
|
Беседа и игра
|
|
29
|
Секреты выбора товара
|
1
|
Беседа и игра
|
|
30
|
Секреты выбора товара
|
1
|
Презентационные сообщения учащихся
|
|
|
Раздел 6. Семья и рынок
|
5
|
|
|
31
|
Экономические возможности семейного хозяйства
|
1
|
Беседа и решение задач
|
|
32
|
Экономические возможности семейного хозяйства
|
1
|
Деловая игра
|
|
33
|
Экономические связи семьи
|
1
|
Беседа и
решение задач
|
|
34
|
Профессии членов твоей семьи и родственников
|
1
|
Презентационные сообщения учащихся
|
|
35
|
Резерв
|
1
|
|
|
|
Итого
|
35
|
|
|
Список литературы для учителя
1. Сасова, И.А. Экономика: моя семья. [Текст]: Методическое пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / И.А. Сасова, Н. В. Новожилова, Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 64с.
2. Новожилова, Н. В. Экономика: моя семья. [Текст]: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Н. В. Новожилова. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 128с.
3. Землянская, Е. Н. Экономика: моя семья. [Текст]: Тетрадь творческих заданий для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 74с.
Список литературы для учащихся
Новожилова, Н. В. Экономика: моя семья. [Текст]: Учебное пособие для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Н. В. Новожилова. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 128с.
Землянская, Е. Н. Экономика: моя семья. [Текст]: Тетрадь творческих заданий для 5 кл. общеобразовательных учреждений. / Е. Н. Землянская. - М.: Вита – Пресс, 2010. – 74с.
|