|
Рабочая программа учебного курса «Обществознание»
/__________________/ «___» августа 2012 г.
«28»августа2012г.
Рабочая программа
учебного курса «Обществознание» в 7 классе
Составитель: Аладышева Т.П.
2012
Пояснительная записка
«Обществознание» учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста.
Цели обществоведческого образования в 7 классе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
Предметные задачи:
в познавательной сфере
-
сформировать первичные представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
в ценностно-мотивационной сфере
-
дать знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
воспитать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
в трудовой сфере
дать знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; формировать понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
в эстетической сфере
формировать понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
в коммуникативной сфере;
научить умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Метапредметные задачи:
научить сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
развивать способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
привить умение выполнять познавательные и практические задания.
Личностные задачи:
сформировать заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
сформировать ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
сформировать мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования на основе программы - Обществознание, 6—9 классы (140 ч), авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, учебного плана МОУ «Теньгушевская средняя школа на 2012-2013 учебный год» в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».
Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).
В авторскую программу (авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев) изменений внесено не было, кроме одного: авторская программа рассчитана на 35 часов, а в соответствии с учебным планом школы рабочая программа составляется, исходя из 34 учебных недель. 4 резервных часа отводятся на повторительно-обобщающие уроки в конце учебного года.
Программа рассчитана на 34 часа, что является оптимальным для изучения дисциплины.
В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).
Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.
Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством, литературой, естествознанием. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 6 класса вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
В преподавании обществознания предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В 7 классе, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 7 класса готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Актуальной является балло-рейтинговая система оценки результатов деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по обществознанию: Обществознание, 7 класс, авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев/ под ред. Л. Н. Боголюбова.
Результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Предметные результаты.
Шестиклассник должен знать:
что такое общество и человек;
сферы общественной жизни;
механизмы и регуляторы деятельности людей;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
основные нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;
специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
Уметь
описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;
приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;
оценивать поведение людей;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-
находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
Владеть
приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
пониманием значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной;
отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
2) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
4) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
5) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
6) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами семиклассников, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения, в том числе в 7 классе, составляет 1 час.
Содержание программы
Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон (11 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (10 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. (4 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Обобщающее повторение - 4 часа.
Тематическое планирование по обществознанию. 7 класс.
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Макси-
мальная
нагрузка
учащего-
ся, ч.
|
Из них
|
Теорети-
ческое
обучение,
ч.
|
Лабора-
торные и практи-
ческие
работы, ч.
|
Конт-
рольная
работа,
ч.
|
Экскур-сии,
ч.
|
Самос-
тоятель-
ная работа,
ч.
|
I.
|
Человек и другие люди
|
5
|
3
|
1
|
-
|
-
|
1
|
II.
|
Человек и закон
|
11
|
7
|
2
|
1
|
-
|
1
|
III.
|
Человек и экономика
|
10
|
7
|
1
|
1
|
-
|
1
|
IҮ.
|
Человек и природа
|
4
|
2
|
1
|
-
|
-
|
1
|
Ү.
|
Итоговое повторение
|
4
|
1
|
2
|
-
|
-
|
1
|
|
Итого
|
34
|
20
|
7
|
2
|
-
|
5
|
Календарно-тематический план курса «Обществознание» в 7 классе
№
п\п
|
Наименование
разделов и тем
|
Вид занятия
|
Кол-во
часов
|
Виды самостоятельной работы
|
Дата
|
План
|
Факт
|
1
|
Человек и другие люди. 5 ч.
|
1.1
|
Межличностные отношения
Виды межличностных отношений
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Заполнение таблицы, определение характера суждений, работа по рисункам
|
|
|
1.2
|
Социальные группы Социальные санкции
|
Комбинированный урок
|
1
|
Составление схемы, составление примеров, работа по источникам
|
|
|
1.3
|
Что такое общение
|
Самостоятельная работа
|
1
|
Составление плана, работа в группах, подготовка тезисов выступления, выступление по тезисам
|
|
|
1.4
|
Человек среди других людей.
|
Практическая работа
|
1
|
Работа по терминам: солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Разыгрывание сценок.
|
|
|
1.5
|
Конфликты, причины их возникновения.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Составление схемы, составление примеров, работа по рисункам
|
|
|
2
|
Человек и закон. 11 ч.
|
2.1
|
Социальные нормы.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Работа по таблице, работа по рисункам.
|
|
|
2.2
|
Права и обязанности граждан
|
Комбинированный урок
|
1
|
Привести примеры прав и обязанностей ребенка
|
|
|
2.3
|
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Работа по статьям Конституции РФ (ст.6, ст. 19, ст.43, ст.58)
|
|
|
2.4
|
Понятие и виды юридической ответственности.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Составить ситуации
|
|
|
2.5
|
Необходимость соблюдения законов
|
Урок-практикум
|
1
|
Оценивание ситуаций
|
|
|
2.6
|
Защита Отечества.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Прочитать об общих обязанностях военнослужащих
|
|
|
2.7
|
Что такое дисциплина
|
Практическая работа
|
|
Работа по терминам: дисциплина, воля и самовоспитание. Работа по суждениям.
|
|
|
2.8
|
Ответственность за нарушение законов
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Оценивание ситуаций
|
|
|
2.9
|
Ответственность несовершеннолетних.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Работа по отрывку из стихотворения С.Я. Маршака
|
|
|
2.10
|
Правоохранительные органы на страже закона.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Работа по схеме
|
|
|
2.11
|
Контрольная работа
|
Урок контроля знаний
|
|
Ответы на тесты
|
|
|
3
|
Человек и экономика. 10 ч.
|
3.1
|
Экономика и ее роль в жизни общества.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Прочитать стихотворение И.Мильберта
|
|
|
3.1
|
Основные участники экономики — потребители, производители.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Работа по репродукции Ф.Г. Солнцева
|
|
|
3.3
|
Мастерство работника.
|
Комбинированный урок
|
1
|
Подготовка ответов на вопросы по репродукциям картин
|
|
|
3.4
|
Производство, производительность труда.
|
Практическая работа
|
1
|
Выполнение заданий по теме из учебника
|
|
|
3.5
|
Издержки производства. Выручка и прибыль производителя.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Прочитать о И.Т. Посошкове и ответить на вопрос
|
|
|
3.6
|
Виды и формы бизнеса
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Прочитать «Учимся создавать свой бизнес»
|
|
|
3.7
|
Обмен. Торговля. Реклама
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Прочитать об Адаме Смите
|
|
|
3.8
|
Деньги. Функции денег.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Выписать функции денег
|
|
|
3.9
|
Экономика современной семьи.
|
Урок-практикум
|
1
|
Заполнить таблицы: «Ресурсы семьи», «Мои расходы за неделю»
|
|
|
3.10
|
Контрольная работа
|
Урок контроля знаний
|
1
|
Работа по тестам
|
|
|
4
|
Человек и природа.4 ч.
|
4.1
|
Взаимодействие человека и природы.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Подготовка ответов на вопрос «За что мы любим свою Родину?»
|
|
|
4.2
|
Охранять природу — значит охранять жизнь.
|
Урок изучения нового материала
|
1
|
Работа по карте.
Работа по терминам.
|
|
|
4.3
|
Главные правила экологической морали.
|
Урок-практикум
|
1
|
Ответы на вопросы по сказке Н.Телешова «Белая цапля». Нарисовать словесный портрет безответственного человека.
|
|
|
4.4
|
Закон на страже природы
|
Комбинированный урок
|
1
|
Работа по карте. Работа по терминам, по вопросам «Проверь себя»
|
|
|
5
|
Итоговое повторение.4 ч.
|
5.1
|
Права несовершеннолетних детей
|
Обобщающий урок
|
1
|
Работа по статьям Семейного кодекса (ст.ст. 54, 56,57,60)
|
|
|
5.2
|
Дееспособность несовершеннолетних
|
Урок-практикум
|
1
|
Работа по статье 26 Гражданского кодекса
|
|
|
5.3
|
Административные правонарушения
|
Урок-практикум
|
1
|
Работа по статьям КоАП РФ (ст.ст. 2.1; 2.3; 20.1)
|
|
|
5.4
|
Уголовная ответственность несовершеннолетнего
|
Урок-практикум
|
1
|
Работа по статье 20 Уголовного кодекса
|
|
|
|
Всего 34 ч.
|
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Экран
Учебно-методическое обеспечение
Примерная программа основного общего образования базового уровня по обществознанию, 2004 г.
ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание - http://standart.edu.ru
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Обществознание. Программы.—9 классы (140 ч) – М.: Просвещение, 2009.
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс / Л.Н. Боголюбов - М. : Просвещение, 2011.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
Источники
Примерная программа основного общего образования базового уровня по обществознанию, 2004 г.
ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание - http://standart.edu.ru
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Обществознание. Программы.—9 классы (140 ч) – М.: Просвещение, 2009.
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2011.
|
|
|