Главная страница

Рабочая программа учебного курса «Обществознание»


Скачать 245.33 Kb.
Название Рабочая программа учебного курса «Обществознание»
Дата 29.02.2016
Размер 245.33 Kb.
Тип Рабочая программа


Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

Председатель МО_______

Утверждена руководителем образовательного учреждения

 
__________/_____________/

/__________________/ «___» августа 2012 г.

«28»августа2012г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса «Обществознание» в 7 классе


 

Составитель: Аладышева Т.П.


 
 

2012


Пояснительная записка
«Обществознание»   учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета   общественной жизни   обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста.

Цели обществоведческого образования в 7 классе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации   в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи обучения:

Предметные задачи:

в познавательной сфере

  • сформировать первичные представления об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • сформировать умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

в ценностно-мотивационной сфере

  • дать знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • воспитать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

в трудовой сфере

  • дать знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; формировать понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

в эстетической сфере

  • формировать понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

в коммуникативной сфере;

  • научить умению взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

Метапредметные задачи:

  • научить сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • развивать способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • привить умение выполнять познавательные и практические задания.

Личностные задачи:

  • сформировать заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • сформировать ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

  • сформировать мотивированность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования на основе программы - Обществознание, 6—9 классы (140 ч), авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, учебного плана МОУ «Теньгушевская средняя школа на 2012-2013 учебный год» в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

Рабочая программа нацелена на выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 г.), ФБУП (утвержден приказом № 1312 от 9 марта 2004 г.).

В авторскую программу (авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев) изменений внесено не было, кроме одного: авторская программа рассчитана на 35 часов, а в соответствии с учебным планом школы рабочая программа составляется, исходя из 34 учебных недель. 4 резервных часа отводятся на повторительно-обобщающие уроки в конце учебного года.

Программа рассчитана на 34 часа, что является оптимальным для изучения дисциплины.

В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).

Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.

Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.

Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.

Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с историей, географией, изобразительным искусством, литературой, естествознанием. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 6 класса вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

В преподавании обществознания предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.

Приоритетными формами организации учебной работы являются традиционный урок, практикумы. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. В 7 классе, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 7 класса готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. В ходе образовательного процесса широко используются ИКТ, групповая и индивидуальная работа.

Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА. Актуальной является балло-рейтинговая система оценки результатов деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Для полноценной реализации дисциплины используются УМК по обществознанию: Обществознание, 7 класс, авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев/ под ред. Л. Н. Боголюбова.

Результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Предметные результаты.

Шестиклассник должен знать:

  • что такое общество и человек;

  • сферы общественной  жизни;

  • механизмы и регуляторы деятельности людей;

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • основные нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;

  • специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

Уметь

  • описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;

  • приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;

  • оценивать поведение людей;

  • взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Владеть

  • приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • пониманием значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной;

  • отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

2) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

4) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

5) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

6) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Личностными результатами семиклассников, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.

«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения, в том числе в 7 классе, составляет 1 час.


Содержание программы
Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. (4 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Обобщающее повторение - 4 часа.
Тематическое планирование по обществознанию. 7 класс.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Макси-

мальная

нагрузка

учащего-

ся, ч.

Из них

Теорети-

ческое

обучение,

ч.

Лабора-

торные и практи-

ческие

работы, ч.

Конт-

рольная

работа,

ч.

Экскур-сии,

ч.

Самос-

тоятель-

ная работа,

ч.

I.

Человек и другие люди

5

3

1

-

-

1

II.

Человек и закон

11

7

2

1

-

1

III.

Человек и экономика


10

7

1

1

-

1

IҮ.

Человек и природа

4

2

1

-

-

1

Ү.

Итоговое повторение

4

1

2

-

-

1




Итого

34

20

7

2


-

5



Календарно-тематический план курса «Обществознание» в 7 классе




п\п

Наименование

разделов и тем

Вид занятия

Кол-во

часов

Виды самостоятельной работы

Дата

План

Факт

1

Человек и другие люди. 5 ч.

1.1

Межличностные отношения

Виды межличностных отношений

Урок изучения нового материала

1

Заполнение таблицы, определение характера суждений, работа по рисункам







1.2

Социальные группы Социальные санкции

Комбинированный урок

1

Составление схемы, составление примеров, работа по источникам







1.3

Что такое общение

Самостоятельная работа

1

Составление плана, работа в группах, подготовка тезисов выступления, выступление по тезисам







1.4

Человек среди других людей.

Практическая работа

1

Работа по терминам: солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Разыгрывание сценок.







1.5

Конфликты, причины их возникновения.

Урок изучения нового материала

1

Составление схемы, составление примеров, работа по рисункам







2

Человек и закон. 11 ч.

2.1

Социальные нормы.

Урок изучения нового материала

1

Работа по таблице, работа по рисункам.







2.2

Права и обязанности граждан

Комбинированный урок

1

Привести примеры прав и обязанностей ребенка







2.3

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.

Урок изучения нового материала

1

Работа по статьям Конституции РФ (ст.6, ст. 19, ст.43, ст.58)







2.4

Понятие и виды юридической ответственности.

Комбинированный урок

1

Составить ситуации







2.5

Необходимость соблюдения законов

Урок-практикум

1

Оценивание ситуаций







2.6

Защита Отечества.

Комбинированный урок

1

Прочитать об общих обязанностях военнослужащих







2.7

Что такое дисциплина

Практическая работа




Работа по терминам: дисциплина, воля и самовоспитание. Работа по суждениям.







2.8

Ответственность за нарушение законов

Урок изучения нового материала

1

Оценивание ситуаций







2.9


Ответственность несовершеннолетних.

Комбинированный урок

1

Работа по отрывку из стихотворения С.Я. Маршака







2.10

Правоохранительные органы на страже закона.

Урок изучения нового материала

1

Работа по схеме







2.11

Контрольная работа

Урок контроля знаний




Ответы на тесты







3

Человек и экономика. 10 ч.

3.1

Экономика и ее роль в жизни общества.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать стихотворение И.Мильберта







3.1

Основные участники экономики — потребители, производители.

Комбинированный урок

1

Работа по репродукции Ф.Г. Солнцева







3.3

Мастерство работника.

Комбинированный урок

1

Подготовка ответов на вопросы по репродукциям картин







3.4

Производство, производительность труда.

Практическая работа

1

Выполнение заданий по теме из учебника







3.5

Издержки производства. Выручка и прибыль производителя.

Урок изучения нового материала

1

Прочитать о И.Т. Посошкове и ответить на вопрос







3.6

Виды и формы бизнеса

Урок изучения нового материала

1

Прочитать «Учимся создавать свой бизнес»







3.7

Обмен. Торговля. Реклама

Урок изучения нового материала

1

Прочитать об Адаме Смите







3.8

Деньги. Функции денег.

Урок изучения нового материала

1

Выписать функции денег







3.9

Экономика современной семьи.

Урок-практикум

1

Заполнить таблицы: «Ресурсы семьи», «Мои расходы за неделю»







3.10

Контрольная работа

Урок контроля знаний

1

Работа по тестам







4

Человек и природа.4 ч.

4.1

Взаимодействие человека и природы.

Урок изучения нового материала

1

Подготовка ответов на вопрос «За что мы любим свою Родину?»







4.2

Охранять природу — значит охранять жизнь.

Урок изучения нового материала

1

Работа по карте.

Работа по терминам.








4.3

Главные правила экологической морали.

Урок-практикум

1

Ответы на вопросы по сказке Н.Телешова «Белая цапля». Нарисовать словесный портрет безответственного человека.







4.4

Закон на страже природы

Комбинированный урок

1

Работа по карте. Работа по терминам, по вопросам «Проверь себя»







5

Итоговое повторение.4 ч.

5.1

Права несовершеннолетних детей

Обобщающий урок

1

Работа по статьям Семейного кодекса (ст.ст. 54, 56,57,60)







5.2

Дееспособность несовершеннолетних

Урок-практикум

1

Работа по статье 26 Гражданского кодекса







5.3

Административные правонарушения

Урок-практикум

1

Работа по статьям КоАП РФ (ст.ст. 2.1; 2.3; 20.1)







5.4

Уголовная ответственность несовершеннолетнего

Урок-практикум

1

Работа по статье 20 Уголовного кодекса










Всего 34 ч.


Материально-техническое обеспечение

    1. Компьютер

    2. Проектор

    3. Экран


Учебно-методическое обеспечение

  1. Примерная программа основного общего образования базового уровня по обществознанию, 2004 г.

  2. ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru

  3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание - http://standart.edu.ru

  4. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Обществознание. Программы.—9 классы (140 ч) – М.: Просвещение, 2009.

  5. Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2011.

  6. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс / Л.Н. Боголюбов - М. : Просвещение, 2011.

  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// http://school-collection.edu.ru

  8. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

Источники

  • Примерная программа основного общего образования базового уровня по обществознанию, 2004 г.

  • ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru

  • Примерные программы по учебным предметам. Обществознание - http://standart.edu.ru

  • Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Обществознание. Программы.—9 классы (140 ч) – М.: Просвещение, 2009.

  • Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбовa, Л.Ф. Ивановой - М. : Просвещение, 2011.