|
Рабочая программа студии изобразительного творчества «Вдохновение»
Рабочая программа студии изобразительного творчества «Вдохновение»
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования
(художественно-эстетическое направление)
Срок реализации программы – 3 года
Первый год – 18 часов
Второй год – 18 часов
Третий год – 18 часов
Программу разработала:
Воспитатель МАДОУ «ЦРР-д/с № 2»
Е.А.Дьяченко
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
|
|
2. Цель и задачи программы
|
|
3. Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет
|
|
4. Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе
|
|
5. Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
|
|
6. Перспективное тематическое планирование занятий в старшей группе
|
|
7. Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет
|
|
8. Перспективное тематическое планирование занятий в подготовительной группе
|
|
9. Итоговые показатели художественного развития
|
|
10. Список репродукций и предметов искусства для рассматривания и бесед в среднем и старшем дошкольного возраста
|
|
11. Список литературы
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний.
Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов в сотворчестве с великим художником – природой. Это слово строится на основе двух производных слов «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «пластика» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле). Термин «экопластика» вводится с нами в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн».
«Конструирование из природного материала» подразумевает создание разного рода целостностей путей их преобразования или соединения частей (Л.А. Парамонова).
«Флористика» – вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков (на плоскости) и представляют собой картины и аранжировки для благоустройства интерьера.
«Дизайн» (от англ. Design – проектировать, конструировать) – это деятельность, связанная с конструированием вещей, машин, интерьеров. От инженерного конструирования дизайн отличается тем, что все дизайн-изделия воплощают в единстве принципы удобства, экономичности, эргономичности и красоты.
Детский дизайн может быть ориентирован на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребенка. Продукты детского дизайна-творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Детская дизайн-деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее можно назвать дизайн-рукоделием (Л.В. Пантелеева). Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту.
Понятие «экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, – одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно приглаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками.
Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки), с сохранением ее исходных признаков и свойств (цвет, фактуру, конфигурацию).
Содержание творческих занятий строится на создании детьми 4-7 лет оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур, флористических композиций-инсталяций, из таких материалов, как листья, ветки, и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаная и пшеничная соломка, соленое тесто (тестопластика).
Аранжировка из природного материала – один из видов изобразительного искусства, в котором произведения создаются из живых или засушенных растений, подобно тому, как в живописи они получаются с помощью красок, в скульптуре посредством пластики форм и линий. Основное назначение аранжировок из природного материала – развивать чувство гармонии, создавать ощущение живой природы, поэтому исходные материалы обычно соответствуют текущему сезону. Для детских аранжировок пригодится любой материал – все, что можно собрать на прогулке, привезти с дачи, принести из леса.
Инсталяция (англ. Installation – установка, размещение, монтаж) пространственная композиция, созданная из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов. Главная цель инсталляции – создание в определенном объеме особого художествеено-смыслового пространства, построение на неординарном сочетании тривиантных вещей, выявляющего в них новые смысловые значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия.
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого, заварного, сдобного), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Курс «Экопластики» рассчитан на три года, занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности на основе использования природных материалов.
Задачи:
1. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
2. Развивать способности к изобразительной и дизайн-деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество.
3.Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
4. Упражняться в создании многофигуральных сюжетных композиций, располагая предметы ближе, дальше.
5. Упражняться в самостоятельном нахождении приемов изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции.
6. Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведения изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
7. Организовывать коллективную работу детей при создании произведений сюжетно-декоративного характера.
8. Приобщать детей к основам рукоделий.
9. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных материалов, используя их для украшения одежды (своей, кукольной) и комнаты.
10. Поощрять стремление детей к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).
11. Совершенствовать технику владения гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко и уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях); упражняться в рисовании акварельными красками.
12. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединяя их (тестопластика, аранжировка, коллаж, композиции-инсталляции, монотипия, печать растениями, кляксография, фотокопия, проступающий рисунок, витраж, граттаж, рисование солью, рисование штрихом, расчесывание краски и т. д.).
13. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
1. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирование эстетических чувств и оценок.
2. Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки).
3. Развивать умение замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор, показывая, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
4. Упражнять детей в создании сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции.
5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять ее красоту в аранжировках и флористических композициях.
6. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои впечатления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
7. Развивать умение грамотно отбирать содержание будущее поделки («населять» лес, водоем, пустыню соответствующими обитателями; на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду – розы, астры, тюльпаны).
8. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
9. Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.
10. Развивать умение смешивания красок и получения новых цветов; при декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом.
11. Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
12. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
13. Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.
14. Создать условия для развития ребенка как личности, мастера, художника.
15. воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала.
ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1. Совершенствовать умение предавать в рисунках, аппликациях, скульптурах образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.
2. Овладение композиционными умениями: располагать изображение на листе с учетом его пропорций.
3. Закрепление способов приемов рисования различными изобразительными материалами.
4. Формировать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; умение при рисовании карандашами регулировать нажим карандаша.
5. Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина и соленого теста.
6. Развивать умение лепить с натуры и по представлению.
7. Формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой наносить узоры и рисунок.
8. Формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждение к использованию дополнительных материалов ( косточек, зернышек, природного материала).
9. Закреплять умение аккуратной лепки.
10. Закреплять умение разрезать детали на короткие и длинные полоски, создавать из них изображения разных предметов или декоративных композиций.
11. Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций-инсталляций, побуждение к дополнительным деталям, обогащающим изображение.
12. Формирование аккуратного и бережного отношения к используемым материалам.
13. Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
14. Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности.
15. Формировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
16. Научить правильно организовывать рабочее место.
ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
1. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их с помощью разных техник изображения.
2. Развитие свободы и одновременно точности движений рук под контролем зрения, их плавности и ритмичности.
3. Побуждение детей соединять в одной работе разных материалов и способов изображения.
4. Формировать умение осуществлять движение всей рукой при рисовании штрихов, только пальцев – при рисовании небольших форм.
5. Прививать основы культуры труда.
6. Формировать уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера, природного материала, соленого теста, скульптур.
7. Развивать умение видеть красоту созданного изображения в передаче формы, плавности, изящности, ритмичности, равномерности закрашивания рисунка.
8. Создание творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
9. Формировать умения замечать цвета в природе в связи с изменением погоды; развитие цветового восприятия в целях обогащения колористической гаммы творческих работ.
10. Формировать умение строить композицию; проявление самостоятельности в выборе композиционного и цветового решения.
11. Формировать эстетический и художественный вкус.
12. При лепке из пластилина и соленого теста предавать форму основных частей изображаемых объектов.
13. Развивать умение создавать аранжировки и осенних листьев, плодов, веток и цветков.
14. Поощрять применение разных приемов рисования, проявление творчества.
15. Развивать память, упражняться в работе по памяти; развить пространственное мышление.
Показатели художественного развития
К семи годам ребенок:
Воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров.
Эмоционально откликается на красоту природы, одежды и убранства помещений. Проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну.
Самостоятельно создает индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной дизайн-деятельности.
Может передать сюжетную композицию, использую разные ее варианты.
В индивидуальной и коллективной работе интегрирует разные виды деятельности.
Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для ее реализации.
Имеет опыт художественного рукоделия с разными материалами.
Проявляет индивидуальное творчество в декоративной дизайн-деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 4-5 ЛЕТ)
Месяц
|
Название раздела
|
Тема
|
Программные задачи
|
План проведения
|
Сентябрь
|
Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков
|
1. «Бабочка»
|
1. Познакомить детей с приемами засушивания и сохранения листьев.
2. Упражняться в составлении композиции из листьев, цветочных лепестков.
3. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
|
1. Вводная беседа.
2. Рассматривание разложенных на столе красивых осенних листочков и цветочных лепесточков.
3. Самостоятельное творчество.
4. Подведение итогов.
|
Печать листьев
|
2. «Осень на опушке краски разводила»
|
1. Познакомить с новой техникой изображения – «печать растений».
2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
3. Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
|
1. Чтение сказки о листике.
2. Вводная беседа.
3. Творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Октябрь
|
Раздувание краски
|
3. «Осенние мотивы»
|
1. Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности.
2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования.
3. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
|
1. Чтение стихотворения Е. Авдиенко «Золотая осень».
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество.
4. Подведение итогов и выбор наиболее интересных работ.
|
4.Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев, семян
|
4. «Золотые подсолнухи»
|
1. Упражнять детей в создании красивого образа подсолнуха из разных материалов.
2. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче.
3. Воспитывать художественный вкус.
|
1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Подсолнух».
2. Вводная беседа, предварительный показ.
3. Творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Ноябрь
|
Художестве-нне образы и композиции-инсталляции (лесные скульптуры)
|
5. «Сказоч-ный лес»
|
1. Формировать навык создания сказочного леса из пластилина и природного материала.
2. Развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить.
3. Формировать умение прищипывания, оттягивания, приплющивания и сглаживания пальцами.
|
1. Вводная беседа.
2. Показать варианты сочетания художественных материалов.
3. Самостоятельное творчество.
4. Подведение итогов, выбор наиболее интересных работ.
|
Аппликация из цветных салфеток
|
6. «Цветок для мамы»
|
1. Развивать желание использовать в аппликации разнообразных цветов и форм.
2.Закреплять умение сохранять правильную позу при выполнении.
3. Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
|
1. Вводная беседа.
2. Самостоятельное творчество.
3. Рассматривание готовых работ.
|
Декабрь
|
Художественные образы и композиции-инсталляции
|
7. «Птичка-невеличка»
|
1. Развитие интереса к аппликации, усложнение ее содержания и расширение возможностей создания разнообразных изображений.
2. Закреплять навык аккуратного наклеивания с использованием тканевой салфетки.
3. Показать варианты сочетания художественных материалов.
|
1. Загадывание загадки о птицах.
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Творчество детей.
4. Рассматривание готовых поделок.
|
Рисование солью
|
8. «Дед Мороз»
|
1. Познакомить с новым приемом оформления изображения.
2. Упражняться в рисовании фигуры изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
3. Побуждать детей к творческой активности.
|
1. Чтение стихотворения Е. Тараховской «Дед Мороз».
2. Вводная беседа.
3. Предварительный показ с уточнение формы и величины частей персонажа.
4. Самостоятельное творчество детей.
|
Январь
|
Скульптуры и рельефные картины из соленого теста (тестопластика)
|
9. «Игрушка на елку»
|
1. Познакомить детей с новым термином – «тестопластика».
2. Упражняться в пользовании стекой при выполнении надрезов и узоров.
3. Закреплять приемы аккуратной лепки.
4. Упражняться в аккуратном закрашивании готовых игрушек.
|
1. Вводная беседа и показ готовых елочных игрушек.
2. Показ лепки и приемы пользования стекой.
3. Самостоятельное творчество детей.
|
Фотокопия – рисование свечой
|
10.«Мороз-ный узор»
|
1. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3. Формировать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
|
1. Загадывание загадок о зимних явлениях погоды.
2. Предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов и рассматривание получившихся волшебных узоров.
|
Февраль
|
Техника выполнения витражей – клеевые картины
|
11. «Окошки в избушке Зимушки-Зимы»
|
1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту.
2. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.
3. Развивать навык проведения прямых и пересекающихся линий.
|
1. Чтение стихотворения П. Вяземского «Зима».
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Аппликации из цветной бумаги, осенних листьев
|
12. «Кораб-лик на рейде»
|
1. Упражнять детей в создании красивого образа кораблика из разных материалов.
2. Продолжать развитие интереса к аппликативной деятельности.
3. Формировать умение доводить начатое до конца.
4. Воспитывать художественный вкус.
|
1. Сюрпризный момент.
2. Вводная беседа и показ приемов выполнения работы.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов и выбор наиболее интересных работ.
|
Март
|
Скульптуры и рельефные картины из соленого теста
|
13. «Венок для мамы»
|
1. Продолжать знакомить с тестопластикой.
2. Упражняться в пользовании стекой при выполнении надрезов и узоров.
3. Закреплять приемы аккуратной лепки и выполнение скрученных колбасок.
4. Упражняться в аккуратном закрашивании готовых поделок.
|
1. Вводная беседа.
2. Показ приемов лепки цветков, лепестков и венка, приемов пользования стекой.
3. Творчество детей.
|
Рисование музыки
|
14.«Музыка-льный рисунок»
|
1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
2. Упражняться в умении соотносить цвет с музыкой, опираясь на различные средства музыкальной выразительности.
3. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
4. Развивать композиционные навыки.
|
1. Прослушивание звукозаписи с пением птиц, шумов воды.
2. Заслушивание детей об ассоциациях прослушанной музыки.
3.Творчество детей по музыкальное сопровождение.
4. Подведение итогов.
|
Апрель
|
Рисование поролоном
|
15.«Плюше-вый мишка»
|
1. Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой.
2. Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки.
3. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
|
1. Загадывание загадки.
2. Уточнением формы, цвета и величины частей тела игрушки.
3. Объяснение и показ нового способа изображения.
4. Самостоятельное творчество детей.
|
Шаблонография
|
16.«Пасхаль-ное яйцо»
|
1. Познакомить с новым термином – шаблонография.
2. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов.
3. Развивать координацию, мелкую моторику руки.
|
1. Загадывание загадок о предметах, имеющих форму.
2. Объяснение и показ нового способа изображения.
3. Творчество детей.
4.Подведение итогов, выбор наиболее интересных работ.
|
Май
|
Проступаю-щий рисунок
|
17.«Салют над городом»
|
1. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей родины в годы Великой Отечественной войны.
2. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.
3. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.
|
1. Чтение стихотворения Т. Белозерова «День Победы».
2. Вводная беседа.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Итог занятия и оценка выполненных работ.
|
Раздувание краски
|
18.«Весенние мотивы»
|
1. Продолжать знакомить с новым способом изображения – раздуванием краски.
2. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
3. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным техникам рисования.
|
1. Чтение стихотворения И. С. Никитин «Весна».
2. Вводная беседа.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов и выбор наиболее интересных работ.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 5-6 ЛЕТ)
Месяц
|
Название раздела
|
Тема
|
Программные задачи
|
План проведения
|
Сентябрь
|
Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков
|
1. «Золотая рыбка»
|
1. Упражняться в составлении композиции из листьев.
2. Развивать интерес к коллажу из осенних листьев.
3. Формировать умение преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части.
|
1. Загадывание загадок о рыбках.
2. Рассматривание готовых рыбок из листьев.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Печать листьев с элементами аппликации
|
2. «Птицы улетают
на юг»
|
1. Продолжать знакомить с «печать растений».
2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
3. Развивать умение выделять и использовать средства выразительности в печатании.
|
1. Чтение стихотворения «Журавли».
2. Рассматривание картины Исаака Левитана «Золотая осень».
3. Самостоятельное творчество.
|
Октябрь
|
Раздувание краски
|
3. «Ежик на прогулке»
|
1. Продолжать знакомить с технологией раздувания краски.
2. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным техникам рисования.
3. Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
|
1. Чтение стихотворения «Ежи Ежовичи».
2. Вводная беседа.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Итог занятия.
|
Художественные образы и композиции-инсталляции (лесные скульптуры)
|
4. «Лесные зверушки»
|
1. Формировать навык создания зверушки из пластилина и природного материала.
2. Развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить.
3. Поощрять стремления украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
|
1. Вводная беседа.
2. Показать варианты сочетания художественных материалов.
3. Самостоятельное творчество.
4. Подведение итогов, выбор наиболее интересных работ.
|
Ноябрь
|
Экопластика из соломки
|
5. «Кактус»
|
1. Познакомить детей с новыми терминами экопластика из соломки.
2. Упражняться в сочетании приемов лепки и экопластики из соломки.
3. Закреплять приемы аккуратной лепки.
|
1. Сюрпризный момент.
2. Вводная беседа с предварительным показом.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Аппликация из соленого теста и семян мака и кунжута
|
6.«Угощение для мамы»
|
1. Развивать умение лепки из соленого теста.
2. Упражняться в пользовании стекой при выполнении надрезов и узоров и присыпании с аккуратным нажимом семян мака и кунжута.
3. Закреплять приемы аккуратной лепки и передачи формы хлебобулочных изделий.
|
1. Вводная беседа и показ готовых хлебобулочных изделий.
2. Показ лепки и приемов пользования стекой.
3. Самостоятельное творчество.
4. Итог занятия и выбор наиболее интересных работ.
|
Декабрь
|
Художественные образы и композиции-инсталляции с элементами аппликации
|
7. «Теремок»
|
1. Развитие интереса к аппликации.
2. Закреплять навык аккуратного наклеивания.
3. Показать варианты сочетания разнообразных художественных материалов.
4. Поощрять стремление детей к изображению в аппликации сказочных строений.
|
1. Чтение отрывка сказки «Теремок».
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Рассматривание готовых поделок.
|
Рисование солью
|
8. «Елочка - колкая иголочка»
|
1. Продолжать знакомить детей с рисованием солью.
2. Упражняться в рисовании елочки, передаче формы, расположения, относительной величины.
3. Побуждать детей к творческой активности и самостоятельности.
|
1. Прослушивание песни «В лесу родилась елочка».
2. Вводная беседа и предварительный показ с уточнение формы и величины.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итога.
|
Январь
|
Техника выполнения витражей – клеевые картины
|
9.«Снежинки на ладони»
|
1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту.
2. Продолжать знакомить детей с техникой выполнения клеевой картины.
3. Развивать навык проведения наклонных и пересекающихся прямых.
|
1. Чтение стихотворения «Снежинка».
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Аппликация из вязальных ниток с использованием крупы (манки)
|
10. «Дерево в снегу»
|
1. Пополнять знания детей о зиме и зимних природных явления (иней, снегопад, пурга).
2. Упражняться в создании раскидистого дерева.
3. Развивать у детей стремление радоваться красивым аппликациям, рассматривание их.
|
1. Загадывание загадок о зимних явлениях природы.
2.Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество.
4. Подведение итогов.
|
Февраль
|
Фотокопия – рисование свечой
|
11. «Мороз-волшебник»
|
1. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
2. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
3. Упражняться в аккуратном пользовании и смешивании акварельных красок.
|
1. Вводная беседа и предварительный показ.
2. Самостоятельное творчество детей.
3. Подведение итогов и рассматривание получившихся волшебных узоров.
|
Граттаж
|
12.«Космиче-ский пейзаж»
|
1. Познакомить с новым способом изображения – граттаж.
2. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа.
3. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.
4. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.
|
1. Чтение фрагмента стихотворения «Космическая сказка».
2. Показ приемов выполнения работы.
3. Самостоятельное творчество детей.
|
Март
|
Скульптуры и рельефные картины из соленого теста
|
13. «Корзина цветов»
|
1. Продолжать знакомить с тестопластикой.
2. Упражняться в пользовании стекой при выполнении надрезов и узоров.
3. Формировать приемы аккуратного и правильного пользования кистью, красками, салфеткой.
4. Упражняться в аккуратном закрашивании готовых поделок.
|
1. Вводная беседа и показ готовой поделки.
2. Показ приемов лепки цветков, лепестков и корзинки, приемов пользования стекой.
3. Самостоятельное творчество.
|
Рисование нитками
|
14. «Картин-ки из разноцвет- ных ниток»
|
1. Продолжать знакомить детей разным нетрадиционным способам рисования.
2. Упражняться в аккуратном пользовании клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой.
3. Развивать координацию движения, мелкую моторику кистей рук.
|
1. Чтение стихотворения Г. Давыдовой «Котенок».
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3.Творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Апрель
|
Техника пластелино-графия с использова-нием крупы
|
15.«Рыбка из аквариума»
|
1. Познакомить с новым термином – «пластелинография».
2. Упражняться в выполнении растирания пластилина по картонной заготовке.
3. Закреплять навык аккуратного и последовательного выполнения работы.
4. Развивать фантазию.
|
1. Сюрпризный момент.
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество и украшение готовых работ крупой (горохом и гречкой).
4. Подведение итогов и выбор лучших работ.
|
Аппликация из яичной скорлупы
|
16.«Пасхаль-ное яйцо»
|
1. Упражняться в выполнении аппликации из высушенной и окрашенной яичной скорлупы.
2. Закреплять навык аккуратного и последовательного выполнения работы.
3. Упражнять детей в комбинировании разных видов аппликаций в одной работе.
4. Развивать воображение.
|
1. Сюрпризный момент.
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество и украшение готовых работ.
4. Подведение итогов.
|
Май
|
Рисование методом тычка
|
17.«Салют»
|
1. Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей родины в годы Великой Отечественной войны.
2. Познакомить с новым техникой рисования – методом тычка.
3. Формировать чувство композиции и ритма.
|
1. Слушание в записи песни «Этот день победы»
2. Предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Итог занятия и оценка выполненных работ.
|
Монотипия
|
18. «Пейзаж у озера»
|
1. Познакомить с новой техникой изображения – монотипия.
2. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным техникам рисования.
3. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому.
|
1. Чтение отрывка сказки Л. Мура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
2. Предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов и выбор наиболее интересных работ.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ)
Месяц
|
Название раздела
|
Тема
|
Программные задачи
|
План проведения
|
Сентябрь
|
Аранжиров-ки из цветов, листьев, веток
|
1. «Осенние букеты»
|
1. Познакомить с понятием «аранжировка».
2. Упражняться в составлении различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
3. Развивать воображение и фантазию.
|
1. Вводная беседа.
2. Рассматривание готовых осенних букетов.
3. Творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Лесные скульптуры
|
2. «Насеко-мые»
|
1. Продолжать знакомить с понятием «скульптура».
2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
3. Развивать навык аккуратного скрепления готовых деталей.
4. Поощрение проявление активности и творчества.
|
1. Загадывание загадок о насекомых.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Октябрь
|
Раздувание краски
|
3. «После дождя»
|
1. Продолжать знакомить с раздуванием краски.
2. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
3. Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
|
1. Чтение стихотворения «Дождик».
2. Вводная беседа.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Аранжиров-ки из цветов, листьев, веток
|
4. «Портрет королевы осени»
|
1. Упражняться в составлении различные флористические композиции с использованием листьев, цветов и веток.
2. Упражнять в задумывании образа, подборе недостающего для воплощения замысла.
3. Развивать воображение и фантазию.
|
1. Чтение стихотворения «Осень».
2. Рассматривание готового портрета королевы осени.
3. Творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Ноябрь
|
Аппликация из соленого теста и семян мака и кунжута
|
5. «Малень-кий заинька»
|
1. Развивать умение лепки из соленого теста.
2. Упражняться в соединении готовых деталей при помощи сглаживания.
3. Закреплять приемы аккуратной лепки и передачи формы животного.
4. Упражняться в аккуратном закрашивании поделки.
|
1. Загадывание загадок о лесных животных.
2. Показ приемов лепки.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Экопластика из соломки
|
6. «Цветок для мамы»
|
1. Продолжать знакомить детей экопластикой из соломки.
2. Упражняться в аккуратном вырезывании и наклеивании соломки.
3. Формировать навык разрезания по прямой коротких и длинных полос.
|
1. Сюрпризный момент.
2. Вводная беседа с предварительным показом.
3. Творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Декабрь
|
Художественные образы и композиции-инсталляции с элементами аппликации
|
7. «Лесная полянка»
|
1. Развитие интереса к аппликации.
2. Закреплять навык аккуратного наклеивания.
3. Показать варианты сочетания художественных материалов.
4. Поощрять стремление детей к изображению в аппликации наибольшее количеством героев.
|
1. Загадывание загадок о растениях леса.
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Творчество детей.
4. Рассматривание готовых поделок.
|
Аппликация из ваты и крупы (манки).
|
8. «Снегови-ки на полянке»
|
1. Познакомить с возможностями новых материалов (ваты и манки) и способами их сочетания.
2. Упражняться в передаче формы и строения снеговика.
3. Побуждать детей к творческой активности.
4. Формировать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективной композиции.
|
1. Чтение стихотворения «Одинокий снеговик».
2. Вводная беседа и предварительный показ с уточнение формы и величины.
3. Самостоятельное творчество детей.
|
Январь
|
Техника выполнения обрывания и пластилино-графия
|
9. «Дерево в снегу»
|
1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту.
2. Познакомить с техникой обрывания.
3. Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии.
4. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.
|
1. Чтение стихотворения «С. Есенина «Береза».
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Батик
|
10. «Ветка рябина»
|
1. Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке.
2. Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
3. Продолжать развивать детское изобразительное творчество.
|
1. Чтение стихотворения Н. Некрасова «Рябина».
2.Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество.
4. Подведение итогов и оценка работ.
|
Февраль
|
Рисование штрихом
|
11.«Колючая сказка»
|
1. Знакомство с новой техникой рисования – штрихом.
2. Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях.
3. Показать выразительную возможность простого карандаша.
3. Развивать воображение и творчество.
|
1. Чтение сказки В. Росина «Зачем ежику колючки?»
2. Беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Итог занятия.
|
Соломенные игрушки
|
12.«Куколка-девочка»
|
1. Познакомить с техникой изготовления игрушек из соломы.
2. Упражняться в передаче характерных особенностей одежды девочки.
3. Развивать усидчивость и умение доводить начатое до конца.
|
1. Вводная беседа.
2. Показ приемов выполнения работы.
3. Самостоятельное творчество.
|
Март
|
Аранжиров-ка из цветов, листьев, веток
|
13. «Букет»
|
1. Продолжать знакомить с понятием аранжировка.
2. Закреплять навыки владения ножницами.
3. Развитие эстетического вкуса.
4. Обогащать знания детей об искусстве как основе развития творчества.
|
1. Показ иллюстраций с изображением букетов из листьев, цветов и веток.
2. Самостоятельное творчество.
3. Итог занятия и выбор наиболее успешных букетов.
|
Ожившие предметы
|
14. «Ожив-шая сказка»
|
1. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
2. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка.
3.Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики.
|
1. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Разговаривали вещи».
2. Вводная беседа.
3.Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов.
|
Апрель
|
Техника пластелино-графия с использова-нием шерстяных ниток
|
15. «Котик - обормотик»
|
1. Продолжать знакомить с пластилинографией.
2. Закреплять приемы лепки, освоенные ранее.
3. Упражнять детей в передаче формы глаз, ушей, носа, улыбки кота.
4. Формировать у детей интерес наблюдать за животными.
|
1. Сюрпризный момент.
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество.
4. Подведение итогов.
|
Скульптуры и рельефные картины из соленого теста
|
16. «Кулич»
|
1. Продолжать знакомить с тестопластикой.
2. Упражняться в пользовании стекой при выполнении надрезов и узоров.
3. Формировать приемы аккуратного и правильного пользования кистью, красками, салфеткой.
|
1. Вводная беседа и показ готовой поделки.
2. Показ приемов лепки цветков, лепестков и корзинки, приемов пользования стекой.
3. Самостоятельное творчество детей.
|
Май
|
Монотипия
|
17. «9 мая»
|
1. Продолжать знакомить детей новой техникой изображения – монотипия.
2. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным техникам рисования.
3. Воспитание чувства гордости за наших защитников отечества и патриотизма.
|
1. Сюрпризный момент.
2. Вводная беседа.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Подведение итогов и выбор наиболее интересных работ.
|
Расчесыва-ние краски
|
18.«Верблюд в пустыне»
|
1. Знакомство с новым приемом рисования – «расчесывание» краски.
2. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки.
3. Закреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.
4. Воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон.
|
1. Рассматривание репродукций с изображением животных и природы разных климатических зон.
2. Вводная беседа и предварительный показ.
3. Самостоятельное творчество детей.
4. Итог занятия и выбор наиболее интересных работ.
|
|
|
|