|
Рабочая программа по письму и развитию речи 9 б класса составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Специальная (коррекционная )
общеобразовательная школа №7 VIII вида».
« УТВЕРЖДАЮ»
Директор МСКОУ СКОШ №7VIII вида ______Т.В.Худякова
Приказ № _____ от 01.09.2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По письму и развитию речи
9 б класса
(составлена на основе авторской
программы В.В.Воронковой
2011г, Владос)
Составитель:
Учитель Рычкова А.А.
Егорьевск,2012г.
Пояснительная записка.
Учебная программа по русскому языку и развитию речи для V-IX классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида определяет содержание предмета и коррекционных курсов, последовательность его прохождения по годам обучения.
Коррекционные и групповые занятия проводятся по индивидуальным планам.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предметам имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.
Учащиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики
-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношении, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2-4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме ( при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах
Перечень разделов программы
-Повторение - 7 часов
- Звуки и буквы - 6 часов
-Слово - 25 часов
-Части речи - 80 часов
-Предложение - 18 часов
Тематическое планирование
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове
Слово
Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз(вос), из(ис), рас(раз).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголовс –ться и –тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и количественные.
Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80и от 500 до 900; 200,300, 400, 90.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, наречие , предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь.
Изложение.
Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного в год.
Контрольные работы и работы по развитию речи.
9класс.
I четверть: 3 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.
II четверть: 2 контрольных работ , 4 работы по развитию речи.
IIIчетверть: 3 контрольных работ, 3 работы по развитию речи.
IV четверть: 3 контрольных работ, 4 работы по развитию речи.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
9 класс.
Учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
Пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
части речи, использовании их в речи;
наиболее распространенные правила правописания слов.
Список литературы.
Учебник «Русский язык» 9-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2004г.
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
|
Раздел программы.
|
Кол-во
часов.
|
Дата
|
|
I четверть
|
|
|
1.
|
«ПОВТОРЕНИЕ»
|
7ч.
|
|
1.1.
|
Простое предложение.
|
1ч.
|
03.09
|
1.2.
|
Простое предложение с однородными членами.
|
2ч.
|
04.09
06.09
|
1.3.
|
Обращение.
|
2ч.
|
08.09
|
1.4.
|
Сложное предложение с союзами и ,а, но, со словами который , когда, где , что, чтобы, потому что
|
3ч.
|
10.09
11.09
13.09
|
1.5
|
Обобщающий урок по теме : Повторение
|
1ч
|
15.09
|
2.
|
« ЗВУКИ И БУКВЫ»
|
5 ч.
|
|
2.1.
|
Звуки гласные и согласные
|
1ч.
|
17.09
|
2.2.
|
Обозначение мягкости согласных буквой ь.
|
1ч.
|
18.09
|
2.3.
|
Классификация гласных
|
1ч.
|
20.09
|
2.5.
|
Классификация согласных
|
1ч.
|
22.09
|
2.7.
|
Связная речь .Деловые бумаги, связанные с поступлением на работу: объявление.
|
1ч.
|
24.09
|
2.8.
|
Диктант
|
|
25.09
|
2.9.
|
Работа над ошибками
|
|
27.09
|
3.
|
« СЛОВО. СОСТАВ СЛОВА».
|
15ч.
|
|
3.1.
|
Разбор слов по составу.
|
2ч.
|
29.09
1.10
|
3.2.
|
Единообразное написание ударных и безударных гласных в корнях слов.
|
2ч.
|
02.10
04.10
|
3.3.
|
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов.
|
1ч.
|
06.10
|
3.4.
|
Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
|
1ч.
|
08.10
|
3.5.
|
Правописание приставок , меняющих конечную согласную ,в зависимости от произношения: без-(бес-),воз-(вос-),из-(ис-),раз-(рас-).
|
2ч.
|
09.10
11.10
|
3.6.
|
Связная речь. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений: открытое письмо. (упр 64)
|
1ч.
|
13.10
|
|
Сложные слова.
|
1ч.
|
15.10
|
|
Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без них.
|
1ч.
|
16.10
|
|
Контрольная работа за 1 четверть.
|
1ч.
|
18.10
|
3.7.
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
|
1ч.
|
20.10
|
3.11
|
Сложносокращённые слова.
|
2ч.
|
22.10
23.10
|
3.12
|
Деловое письмо. Расписка
|
1ч
|
25.10
|
3.13
|
Обобщающий урок по теме :» Слово. Состав слова»
|
1ч
|
27.10
|
4.
|
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
|
10ч.
|
|
4.1.
|
Роль существительного в речи.
|
1ч.
|
29.10
|
4.2.
|
Основные грамматические категории имени существительного
|
1ч.
|
30.10
|
|
II четверть
|
|
|
4.2.
|
Основные грамматические категории имени существительного
|
1ч.
|
|
4.3.
|
Одушевленные и неодушевленные существительные
|
1ч.
|
|
4.4.
|
Собственные и нарицательные существительные
|
1ч.
|
|
4.5
|
Склонение существительных. 1 склонение
|
1ч
|
|
4.6
|
Склонение существительных. 2 склонение
|
1ч
|
|
4.7
|
Склонение существительных.3 склонение
|
1ч
|
|
4.8
|
Безударные падежные окончания существительных.
|
1ч
|
|
4.9
|
Существительные с шипящей на конце
|
1ч
|
|
4.10
|
Несклоняемые существительные
|
1ч
|
|
4.11
|
Диктант
|
1ч
|
|
4.12
|
Работа над ошибками
|
1ч
|
|
4.13
|
Деловое письмо. Заметка
|
1ч.
|
|
4.14
|
Обобщающий урок по теме : «Существительное»
|
1ч
|
|
5.
|
« ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
|
11 ч.
|
|
5.1.
|
Роль прилагательного в речи.
|
1ч.
|
|
5.2.
|
Согласование имени прилагательного с именем существительным
|
2ч.
|
|
5.3.
|
Развитие речи. Деловое письмо: расписка.
|
1ч.
|
|
5.4
|
Род, число, падеж прилагательных
|
1ч
|
|
5.5
|
Безударные окончания прилагательных
|
3ч.
|
|
5.6
|
Обобщающий урок по теме: «Прилагательное»
|
1ч
|
|
5.7
|
Диктант
|
1ч
|
|
5.8
|
Работа над ошибками
|
1ч
|
|
5.9
|
Деловое письмо. Объяснительная записка
|
1ч
|
|
6.
|
« ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»
|
9ч.
|
|
6.1.
|
Роль личных местоимений в речи.
|
1ч.
|
|
6.2.
|
Правописание личных местоимений.
|
1ч.
|
|
6.3.
|
Местоимения 1 лица,2лица,3 лица
|
1ч.
|
|
6.4
|
Диктант
|
1ч
|
|
6.5
|
Работа над ошибками
|
1ч
|
|
6.6.
|
Склонение личных местоимений1,2,3 лица
|
1 ч.
|
|
6.7
|
Личные местоимения с предлогами
|
1ч
|
|
6.8
|
Обобщающий урок по теме: «Местоимение»
|
1 ч
|
|
|
IIIчетверть
|
|
|
7.
|
« ГЛАГОЛ»
|
16 ч.
|
|
|
Деловое письмо.Письмо
|
1ч.
|
|
7.1.
|
Роль глагола в речи.
|
1ч.
|
|
7.2.
|
Неопределённая форма глагола.
|
1ч.
|
|
7.3.
|
Развитие речи. Изложение «Мохнатая семейка».
|
1ч.
|
|
7.4.
|
Спряжение глаголов
|
5ч.
|
|
7.5.
|
Повелительная форма глагола.
|
1ч.
|
|
7.6.
|
Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
|
3ч.
|
|
7.7.
|
Частица не с глаголами.
|
2ч.
|
|
7.8.
|
Контрольная работа.
|
1ч.
|
|
7.9.
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
|
1ч.
|
|
8.
|
«ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
|
14 ч.
|
|
8.1
|
Понятие об имени числительном.
|
1ч.
|
|
8.2
|
Развитие речи. Деловое письмо: объяснительная записка.
|
1ч.
|
|
8.3
|
Числительные количественные и порядковые.
|
2ч.
|
|
8.4
|
Правописание числительных от 5 до 20и 30;от 50 до 80;от 500до 900.
|
5ч.
|
|
8.5
|
Правописание числительных 200, 300, 400.
|
2ч.
|
|
8.6
|
Правописание числительных 40, 90, 100.
|
1ч.
|
|
8.7
|
Развитие речи Деловое письмо: доверенность.
|
1ч.
|
|
8.8
|
Проверочная работа по теме «Имя числительное».
|
1ч.
|
|
9.
|
« НАРЕЧИЕ»
|
10 Ч.
|
|
9.1.
|
Понятие о наречии
|
1ч.
|
|
9.2.
|
Наречия, обозначающие время, место и способ действия
|
3ч.
|
|
9.3.
|
Контрольная работа за 3 четверть.
|
1ч.
|
|
9.4.
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
|
1ч.
|
|
9.5.
|
Правописание наречий с о и а на конце.
|
3ч.
|
|
9.6.
|
Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из практической деятельности: заметка в стенгазету
|
1ч.
|
|
10.
|
«ЧАСТИ РЕЧИ».
|
4 Ч.
|
|
10.1
|
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие , предлог.
|
1ч.
|
|
10.2
|
Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.
|
1ч.
|
|
10.3
|
Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия.
|
1ч.
|
|
10.4
|
Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения.
|
1ч.
|
|
11.
|
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
|
20 Ч.
|
|
11.1
|
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
|
1ч.
|
|
11.2
|
Предложения распространённые и нераспространённые.
|
1ч.
|
|
11.3
|
Предложения с однородными членами.
|
1ч.
|
|
11.4
|
Развитие речи. Сочинение с привлечением сведений из прочитанных книг.
|
1ч.
|
|
11.5
|
Обращение.
|
1ч.
|
|
11.6
|
Сложное предложение
|
1ч.
|
|
11.7
|
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов..
|
1ч.
|
|
11.8
|
Сложные предложения с союзными словами.
|
1ч.
|
|
11.9
|
Составление простых и сложных предложений.
|
1ч.
|
|
11.10
|
Постановка знаков препинания в предложениях.
|
1ч.
|
|
11.11
|
Контрольная работа за учебный год.
|
1ч.
|
|
11.12
|
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
|
1ч.
|
|
11.13
|
Прямая речь после слов автора.
|
2ч.
|
|
11.14
|
Развитие речи. Деловое письмо: автобиография.
|
1ч.
|
|
11.15
|
Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.
|
2ч.
|
|
11.16
|
Большая буква в прямой речи.
|
3ч.
|
|
12.
|
«ПОВТОРЕНИЕ»
|
8 Ч.
|
|
12.1
|
Состав слова.
|
1ч.
|
|
12.2
|
Части речи.
|
3ч.
|
|
12.3
|
Простые и сложные предложения.
|
3ч.
|
|
12.4
|
Итоговый урок за год.
|
1ч.
|
|
Лист внесения изменений и дополнений
в рабочую программу.
Дата
|
Содержание
|
Причина
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
« Рассмотрено»
Протокол методического объединения
учителей от _______№ _______
Руководитель ШМО_______Н.К.Рыкова
Дата 31.08.2012 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________С.В. Лысикова
Дата 31.08.2012
«Принято»
Протокол педагогического совета
№1 от 30.08. 2012 года
|
|
|