|
Коррекционно-развивающая работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей c нарушением речи
Коррекционно-развивающая работа по предупреждению ошибок
чтения и письма у детей c нарушением речи.
Проблема нарушения чтения и письма – одна из самых актуальных для школьного обучения. Нарушения чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.
Для обучения чтению и письму необходимо, чтобы у ребенка было достаточно развито мышление, речевой слух и «особое» зрение на буквы ( в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). В человеческом мозге имеются клетки, которые отвечают за запоминание и умение использовать буквы.
Для детей с задержкой психического развития, наряду с речевым нарушением, характерно отставание в формировании различных видов восприятия, низкий уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена память и продуктивность запоминания, отмечается низкая активность припоминания, имеется отставание в развитие наглядно-образного мышления, трудности в овладении анализом и синтезом, наряду с недоразвитием общей моторики имеет место недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.
В связи с этим дошкольники с задержкой психического развития испытывают большие трудности в овладении грамотой. У большинства детей к пяти- шести годам не сформирована знаковая система, дети плохо запоминают знаки, т.е. буквы и цифры, долгое время при чтении путают и не запоминают образ буквы, пишут в зеркальном отображении.
Поэтому в старшей, подготовительной к школе группе на занятиях обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфии и дислексии.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения чтения и письма требуют объективной оценки развития каждого ребенка.
Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного и пространственного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.
От сформированности зрительного восприятия и пространственных отношений зависит и полноценное развитие устной и письменной речи. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы вовремя выявить трудности зрительного восприятия, найти их причину и по возможности скорректировать.
Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок чтения и письма начинается с того момента, когда ребенок начинает посещать группу для детей с задержкой психического развития .
Она включает в себя несколько блоков:
1.диагностический
2.подготовительный
3.обучающий
1 блок Диагностический
Цель: выявление предрасположенности к дислексии , дисграфии (Методика раннего выявления дислексии А.Н. Корнев)
2 блок Подготовительный
Цель: подготовить к анализу и синтезу знаков ( букв и цифр) на демонстрационном материале.
3 блок Обучающий
Цель: научить выполнять упражнения, направленные на развитие зрительного внимания, пространственных ориентировок, уточнение правильного написания печатных букв русского языка, вызвать познавательный интерес к играм с буквами и словами.
2 блок Подготовительный
1 этап
Рассматривание целого рисунка.
(Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.)
2 этап
Рассматривание частей рисунка
3 этап
Нахождение геометрических фигур в рисунках.
а) развитие восприятия цвета;
б) развитие восприятия формы;
в) развитие восприятия размера и величины.
4 этап
Рассматривание анализ графических рисунков.
Анализ:
Из каких элементов состоит этот рисунок?
Сколько, каких элементов?
Все ли элементы одинаковы, на что похожи?
3 блок Обучающий
1. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
Виды работ:
лепка из пластилина; выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
вырезание из цветной бумаги; отгадывание букв с закрытыми глазами ( взрослый пишет на ладони ребенка);узнавание буквы на ощупь; выдавливание очертание букв, письмо на снегу, песке; рисование буквы в воздухе (ребенок пишет, а взрослый отгадывает);из элементов собрать букву.
Перепечатать с полотна буквы, которые состоят:
*из одного элемента ( О,С)
*из двух элементов ( У, Г,З,Р и т.д.);
*из трех элементов и т.д.
Перепечатать с полотна буквы, которые « смотрят»:
*прямо (А,О,П,Т,М, и т.д.)
*вправо( Б,В,Г,Р, и т. д.)
*влево(З,Я,Ч,Л. И т. д.)
-Игра « Буква сломалась»;нахождение букв в геометрических фигурах;
реконструирование букв.( Из буквы П можно сделать букву Н) ;поиск букв, наложенных друг на друга.
2.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.
Виды работ:
Придумывание слов на заданный слог; составление схем слогов с использованием цветных квадратов; к данной схеме назвать слог;
чтение слогов по слоговым таблицам; игра «Живые буквы»; из букв составить слог; слоговые линейки.
3.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.
Виды работ:
1.Дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие?
2.Деление слов на слоги.
3.Подбор слов к заданной схеме.
4.Составление звуковых схем слов.
5.Подбор родственных слов.
6.Исключение лишних слов.
7.Составление слова из данных слогов.
8.Перестановка слогов так, чтобы получилось новое слово.
9.Слово рассыпалось.
10.Игра « Потерялась буква»
11.Из букв данного слова составить новые слова.
12.Составить из двух слов одно.
13.Подбор синонимов, антонимов.
14.Чтение слов по полубукве.
15.Работа с изографами.
16.Работа с кроссвордами.
4. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.
1.Подбор существительного к прилагательному.
2.Подбор существительного к числительному.
3.Исправь ошибку (согласование в роде, числе, падеже)
4.Подбор существительного к данному глаголу с предлогом ( Прийти к ….дому, отцу, лесу.)
5.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.
Составление предложений к схемам.
Перестановка слов в предложении.
Пропуск прилагательных, существительных, глаголов, предлогов.
Деление предложения на слова.
Заключение.
Виды работ по предупреждению ошибок чтения и письма помогают детям с задержкой психического развития расширить объём внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи, даёт возможность ребёнку запомнить образ букв, овладеть навыками слогового чтения и письма, совершенствовать пространственные ориентировки. Помогают сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Литература.
1.Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.Диагностика развития зрительно-вербальных функций М.: Издательский центр «Академия», 2003
2. Забрамная С.Д.От диагностики к развитию - М.: Новая школа , 1998.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Спб.: «Стройлеспечать»,1995.
4.Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо - моторных навыков у детей 5-7 лет М.: ВЛАДОС,2005
5.Гризик Т.И. Подготовка ребёнка к обучению письму.- М.: Просвещение,2007.
|
|
|