|
«фонематический слух и фонематическое восприятие»
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ»
Профессор Р.Е.Левина в рамках психолого-педагогической квалификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К этим категориям относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый – фонематический слух.
Фонематический слух – это умение различать на слух и узнавать звуки родного языка. С самого раннего детства нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ многообразием звучания звуков родного языка: одни и те же звуки совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения звуков: один говорит тихо, другой – громко, ребенок произносит звуки звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина – низким и хриплыми т.д. но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимые компоненты, (такие, как шумовые, частотные и высотные характеристики), но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникаемые при звукопроизношении. По мнению Н.И.Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки звуков.
Трехлетний малыш, не произносит еще правильно звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нем звуков? Какой звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
|
|
|