|
Протокол №3 от 10. 01. 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса Новая история составлена на основании
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ. «Об образовании в РФ»,
2.Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов и дисциплин», утвержденного на педагогическом совете (протокол № 3 от 10.01.2014г.),
3.Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015
4. Примерной образовательной программы по Истории России А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, - М. : «Просвещение», 2007г. 6-9 классы
5. Учебник: Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2008 год.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории России, которые определены стандартом.
Основная цель:
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
- формировать первичные ориентиры для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России
- овладевать основными знаниями по истории России 19 века, понимать место и роль Российской империи во всемирно – историческом процессе, значение наследия этого периода для современного общества.
Развивающие:
-развивать способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России 19 века
- формировать умения применять знания по истории России 19 века для осмысления сущности современных общественных явлений
Воспитательные:
- воспитывать в духе патриотизма, уважения к истории России 19 в. и гордости за героические свершения предков.
В рабочей программе по сравнению с программой А.А.Данилов, Л.Г. Косулина изменений нет.
Для реализации данного курса используется УМК:
-программа по Истории России А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, - М. : «Просвещение», 2007г. 6-9 классы
-учебник: Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2008 год.
-атлас «История России XIX век» (контурные карты)
-настенные карты и таблицы.
Курс история России в 8 классе рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю из них 2 часа на проверочные работы.
Среди форм и методов организации учебного процесса целесообразно использовать следующие: комбинированный урок, урок-путешествие, урок-игра, заочные экскурсии, урок-диспут.
Формы текущего контроля: устные ответы, тестовые задания, словарные диктанты, работа с контурными картами, проверочные работы, составление и решение кроссвордов.
Формы итогового контроля контрольное тестирование.
треБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В ходе изучения данного курса учащиеся должны знать:
Ключевые исторические события (время, место, участники, обстоятельства)XIXв.
Периодизацию ключевых явлений и процессов XIXв.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны уметь:
сравнивать данные разных источников, события и явления исторические события и явления, определять общее и различия
извлекать необходимую информацию из различных источников
давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые понятия
Определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России
Применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
В ходе изучения данного курса учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно важные практические задачи: высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
-
№ урока
|
Название тем и уроков
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Примечание
|
план
|
факт
|
Глава I. Россия в первой половине XIX в 17 часов
|
1
|
Российское государство на рубеже XVIII-XIX веков.
|
1
|
|
|
|
2
|
Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
|
1
|
|
|
|
3
|
Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
|
1
|
|
|
|
4
|
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
|
1
|
|
|
|
5
|
Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813- 1825 гг.
|
1
|
|
|
|
6
|
Внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.
|
1
|
|
|
|
7
|
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.
|
1
|
|
|
|
8
|
Общественное движение при Александре I.
|
1
|
|
|
|
9
|
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
|
1
|
|
|
|
|
Внутренняя политика Николая I.
|
1
|
|
|
|
10
|
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг.
|
1
|
|
|
|
11
|
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг.
|
1
|
|
|
|
12
|
Общественное движение в годы правления Николая I.
|
1
|
|
|
|
13
|
Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя.
|
1
|
|
|
|
14
|
Образование и наука.
Русские первооткрыватели и путешественники.
|
1
|
|
|
|
15
|
Художественная культура. Быт и обычаи.
|
1
|
|
|
|
16
|
Повторение по теме : «Россия в первой половине XIX века».
|
1
|
|
|
|
17
|
Проверочное тестирование по теме: «Россия в первой половине XIX века».
|
1
|
|
|
|
Глава II. Россия во второй половине XIX века 17 часов
|
18
|
Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II.
|
1
|
|
|
|
19
|
Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг.
|
1
|
|
|
|
20
|
Национальная политика Александра II.
|
1
|
|
|
|
21
|
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.
|
1
|
|
|
|
22
|
Общественное движение: либералы и консерваторы.
|
1
|
|
|
|
23
|
Зарождение революционного народничества и его идеология.
|
1
|
|
|
|
24
|
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг.
|
1
|
|
|
|
25
|
Внешняя политика Александра II.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
|
1
|
|
|
|
26
|
Внутренняя политика Александра III.
|
1
|
|
|
|
27
|
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Положение основных слоев общества.
|
1
|
|
|
|
28
|
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в.
|
1
|
|
|
|
29
|
Внешняя политика Александра III.
|
1
|
|
|
|
30
|
Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство.
|
1
|
|
|
|
31
|
Архитектура, музыка, театр, народное творчество.
|
1
|
|
|
|
32
|
Быт: новые черты в жизни города и деревни.
|
1
|
|
|
|
33
|
Повторение: «Россия во второй половине XIX в.»
|
1
|
|
|
|
34
|
Проверочное тестирование по теме: «Россия во второй половине XIX в.»
|
1
|
|
|
|
Итого:
уроков-34
Проверочное тестирование – 2
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Россия в первой половине XIX века.
Российскоегосударствонарубежевеков.Территория. Население. Социально-экономическоеиполитическоеразвитие.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг.Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Мерыпоразвитиюсистемыобразования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг.Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг.Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Героивойны. ПричиныпобедыРоссииввойне.
Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Внутренняя политика в 1815—1825гг.Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре I.Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I.Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформауправлениягосударственнымикрестьянамиП. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг.Противоречия хозяйственного развития. Началопромышленногопереворота, егоэкономическиеисоциальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.
Крымская война 1853—1856 гг. Оборона Севастополя.Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука.Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.
Художественная культура. Быт и обычаиОсобенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальныекорниотечественнойкультурыизападныевлияния. Золотойвекрусскойлитературы: писателииихпроизведения. Театр. Становлениенациональноймузыкальнойшколы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчиеиихпроизведения. Вклад российскойкультурыпервойполовины XIXв. вмировуюкультуру.Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.
Россия во второй половине XIX века.
Накануне отмены крепостного права. Начало царствования Александра II.Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планыипроектыпереустройстваРоссии.
Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг.Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Национальная политика Александра II.
Польское восстание. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникновение национального движения на Украине и в Белоруссии. Отношение правительства к еврейскому населению. Политика правительства в Поволжье.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменениявсоциальной структуреобщества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы.Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.
Внешняя политика Александра II.Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III.Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Положение основных слоев общества.Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в.Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика Александра III.Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство.Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достиженияроссийскихученых, ихвкладвмировуюнаукуитехнику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.
Быт: новые черты в жизни города и деревни.Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Виды аттестации учащихся предусмотрены Положением «О проведении текущей аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости».
Для аттестации используется текущая оценка в виде отметок «5», «4», «3», «2».
Для реализации данного курса используются следующие формы и виды аттестации: устные и письменные ответы учащихся, тестовые задания, тематические проверочные (контрольные) работы, творческие работы (доклады, рефераты и т.д.) и их защита, проекты.
Нормы и критерии оценок:
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
-программа по Истории России А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, - М. : «Просвещение», 2007г. 6-9 классы
-учебник: Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2008 год.
Дополнительная литература:
-О.В .Арсанова, А.В.Поздеев Поурочные разработки по истории РоссииXX-XXIв. О.В .Арсанова, А.В.Поздеев 8 кл., М., «ВАКО»,2011
Электронные образовательные ресурсы
Адьютант: Историческое обозрение:http://adjudant.ru/. Много материалов по военной истории империи. Отдельный проект посвящен военнопленным 1812-1815 гг.
Библиотека Исторического факультета МГУ.
|
|
|