|
Урок литературного краеведения. Пребывание поэта В. А. Жуковского в Тамбове Работу выполнил ученик 11 а класса Гошаев Илья
Исследовательская работа
Урок литературного краеведения. Пребывание поэта В.А.Жуковского в Тамбове
Работу выполнил ученик 11 а класса Гошаев Илья
Научный руководитель: Полянских Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Введение
«Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его
в русской литературе...» В.Г.Белинский
Актуальность исследования очевидна из формулировки темы: все, что связано с именем великого человека, много сделавшего для культуры, истории, а в нашем случае, для литературы страны, достойно самого пристального внимания и, несомненно, изучения.
Ц е л ь данной литературно-краеведческой работы - попытаться воспроизвести те несколько дней летней поры 1837 года, когда великий русский поэт - романтик, учитель и творческий наставник А.С.Пушкина Василий Андреевич Жуковский, посетил наш Тамбов. Что мы знаем об этом времени? Очень немного. Несколько скупых строк в многочисленных справочниках о Тамбове, упоминания в путеводителях по нашему городу, лаконичные фразы в солидных исследованиях ученых - краеведов и... все. В новых региональных школьных учебниках по литературному краеведению эта тема практически не освещается. Неудивительно, что, обладая столь малыми сведениями о пребывании поэта в городе Тамбове, я задался целью найти «следы» Жуковского, связанные с историей, культурными традициями той далекой поры. Никто не будет спорить, что жизнь и деятельность великого человека всегда находятся под самым пристальным вниманием не только его современников, но и, бесспорно, последующих поколений.
Предметом моего исследования станет личность одного из выдающихся деятелей культуры, литературы первой половины Х1Х века, волею судеб озарившей своим присутствием наш провинциальный город в год гибели великого Пушкина.
Мы – люди ХХ1 века, эпохи прогресса и совершенных технологий, интернета и удивительных открытий. Что может дать миру, современному человечеству крошечное наблюдение шестнадцатилетнего подростка над заурядным и привычным, на первый взгляд, явлением русской культуры и литературы – несколько дней из жизни поэта ХV111- Х1Х веков, которое в ряду более великих и значимых событий малая песчинка? Думаю, очень многое! Череда лет и веков с каждым днем неумолимо удаляют от нас великие имена, события, и может случиться так, что внуки мои уже с большим трудом будут представлять и воспринимать эпоху ХХ века. А между тем, наши городские улицы, площади, старинные здания испытывали когда-то на себе шаги и взгляды Державина и Лермонтова, Рахманинова и Платонова, Жемчужникова, Сергеева-Ценского и Баратынского... Если мое скромное исследование хоть на несколько секунд приблизит меня к нашей величайшей культуре и литературе, своим детям и внукам буду рассказывать о том, как один долговязый подросток много дней провел на городских осенних улицах, пытаясь представить и понять мысли и поступки знаменитого человека, постичь великую тайну, имя которой ПОЭЗИЯ... Я испытал истинное счастье, прочтя увесистые тома полного собрания писем Жуковского, множество интереснейших книг – от популярных переложений биографии поэта до серьезных монографических исследований в библиотеках Тамбова. Я стремился представить героя своего исследования не только как знаменитого поэта, но и как тонкого историка, мудрого учителя многих русских поэтов, как человека широчайших и глубочайших познаний, как личность, волею судьбы связанную с императорским двором, не устававшую на протяжении всей своей жизни вершить ДОБРЫЕ ДЕЛА... В одном из писем, адресованных Жуковским Н.В.Гоголю, читаем: «Пример добрых дел есть лучшее, что можем даровать тем, кто живет вместе с нами; память добрых дел есть лучшее, что можем оставить тем, кто будет жить после нас.» (1;112) Именно этому совету я и стремился следовать, приступая к столь интересной и многосложной работе. По материалам своего исследования я организовал и провел внеклассное мероприятие в 9 классе, где учащиеся изучают программную тему по литературе «Творчество В.А.Жуковского». Материалы, собранные мною, использовались моим учителем и научным руководителем в курсе «Литературного краеведения», фрагменты работы и иллюстративный материал привлекались в литературном вечере для старшеклассников «Пушкин и Жуковский». Над своей работой я трудился более двух лет (собирать материал начал еще в начале 9 класса). Хотелось бы, чтобы жюри увидело в моем исследовании интересный фактический материал, хотя проигнорировать такие «ненаучные» понятия как эмоциональность, ассоциативную связь явлений , лиц и характеров в своем исследовании, я не мог: ведь речь идет о поэте-романтике! Не боюсь высокопарного утверждения, но хотелось этой работой обнаружить свою гражданскую позицию, бережное обращение с поэтическим словом и историческим материалом. Необычная и малоизученная краеведами тема пребывания Жуковского в Тамбове требовала оригинального метода (приема) подачи материала – путешествие, потому что, как мне кажется, именно в бесконечных странствиях по великой нашей России-матушке в гениальных умах знаменитых ученых и писателей рождались самые удивительные и выдающиеся открытия нашего досточтимого Отечества.
Основная часть.
1. «Дерзаю оправдать поэта важный сан...»
29 января 1837 года умер Пушкин. Жуковский закрыл ему глаза. В тот день они оба были приглашены на обед к П.А.Вяземскому. Это был обед в честь дня рождения Жуковского. В тот день ему исполнилось 54 года. Пушкин, который был моложе его, ушел, а Жуковский остался. Ему суждено было прожить еще 15 лет. Умер он в Баден-Бадене 12 апреля 1852 года. Через некоторое время его прах был перевезен в Россию и похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Н.М.Карамзиным... Жизнь Жуковского прорезает несколько эпох. Когда он явился в свет, еще правила Екатерина 11. Блистал своими победами Суворов. Затем на престол вступил Павел. Молодость Жуковского и зрелые годы пали на царствование Александра 1. Жуковский был в ополчении 1812 года. При нем разразилась Великая французская революция. Он пережил якобинцев, Наполеона, стал свидетелем волнений 1948 года в Европе. При нем декабристы вышли на Сенатскую площадь. При нем явились в свет первые повести Ф.М.Достоевского и сам Достоевский был осужден на каторжные работы. В 1852 году, в год смерти Жуковского, вышла в печати повесть Л.Н. Толстого «Детство». Среди бурных волн века Жуковский провел свой корабль с достоинством и честью. Судьба была щедра к нему, но и он был щедр по отношению к тем, кто нуждался в нем, – будь это проситель на лестнице его квартиры в Шепелевском дворце или сам Пушкин. Слава Жуковского была велика. Он спел свою песнь «во стане русских воинов», сделавшую его имя известным всей России. Он напечатал поэмы «Людмила» и «Светлана». Его, что называется, ласкал двор. Но он безоговорочно признал поэтическое первенство Пушкина. Он не только уступил дорогу гению, но и призвал своих друзей «соединиться», чтобы помочь гению вырасти и перерасти их самих. В этом призыве – весь Жуковский! Его «светлая душа», как назвал его душу Пушкин, не знала зависти. «Друг и брат», - писал ему Гоголь. И этого гения Жуковский взял под свою опеку. Безвестного провинциала, выпускника далекой Нежинской гимназии он вывел в люди. Он помог Гоголю поставить «Ревизора» на сцене, помогал – деньгами из своего кармана и ходатайствами перед царем и наследником – дописать «Мертвые души». Гоголь жил у Жуковского в Петербурге, Гоголь жил у него во Франкфурте – на – Майне. На конвертах писем, которые Гоголь отправлял Жуковскому в Германию, где жил поэт, он писал: «Его превосходительству генералу Жуковскому». Чин действительного тайного советника, который имел Жуковский, был чином полного генерала. Между Гоголем и Жуковским по российской табели о рангах была пропасть. Коллежский асессор, каким был Гоголь, не мог дружить с генералом. Такое возможно было только между поэтами. Поэты в России редко поднимались до таких чинов. Я даже думаю, что они этих чинов и не искали. Министрами и статскими генералами были Г.Р.Державин и И.И.Дмитриев. Статским генералом был Н.М.Карамзин. Но они сохраняли при этом право «истину царям с улыбкой говорить».
«Нет льсти в языце моем», -эти слова поставлены эпиграфом к «Запискам о древней и новой истории России», которую Карамзин преподнес Александру 1 в Твери в 1811 году.(2;12) В ней содержались резкие суждения о политике царствующего императора. Так же поступал и Жуковский. Почему, спросите вы, наши незримые читатели? Мне кажется, Жуковский должен был прикрывать русскую культуру и русскую интеллигенцию от самодержца, который не очень-то считался с ними. Николай был не Александр 1. Его воспитание проходило не в беседах на высшие темы, а в упражнениях со штыком и ружьем. Царь путал Гоголя с В.Соллогубом, а когда ему объяснили, что Гоголь – Гоголь, все-таки называл его Гогелем...
Итак, узкая тропинка Жуковского, ведущая в наш досточтимый город, начиналась в роскошных покоях царского дворца. Жуковский сначала был чтецом у императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла 1), затем учителем русского языка у будущей императрицы Александры Федоровны (жены Николая). В 1825 году он стал воспитателем наследника престола. В «плане» учения для наследника Жуковский записал: «Цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели». (3;77) Раздел «Хрестоматии», которую он составил для своего воспитанника, называвшийся «Польза истории для государей», заканчивался словами: «Подвигайся вперед, не быстро, постоянно; строй без спеха, но для веков; исправляй не разрушая; не упреждай своего века, но и не отставай от него; не будь его рабом, но свободно и могущественно с ним соглашайся; будешь владеть им, когда не презришь его совета; будешь его жертвою или окружишь себя жертвами, когда захочешь его пересилить».(4;121) Какие мудрые слова! Их впору адресовать современным правителям. Слова эти ничуть не устарели! Даже само слово самодержавие Жуковский толковал по-своему: «Это значит сам держу (полнота власти) и самого себя держу (умение встать выше и взглянуть на себя критически)».(5;119) Великий князь по его расписанию должен был подниматься в шесть утра и приступать к занятиям. Жуковский объездил с ним всю Россию: чтобы будущий царь знал, в какой стране живет, а после и Европу...
А что же стихи, поэзия, - спросите вы и будете, бесспорно, правы. «Жизнь и поэзия – одно», - уверял Жуковский. И в стихах своих он уповал на МИР. Уже в своем первом переводе элегии Грея «Сельское кладбище» (1801) он набрасывает художественно-эстетическую программу своей поэзии. Смертные равны перед смертью. Пышные гробницы, воздвигнутые на могилах сильных мира сего, не прибавят им значения в потомстве.
А вы, наперсники фортуны ослепленны,
Напрасно спящих здесь спешите презирать
За то, что гробы их не пышны и забвенны,
Что лесть их алтарей не мыслит воздвигать...
Простой селянин в глазах Жуковского такой же человек, как и царь, и еще, быть может, более человек. Да, лира Жуковского исторгала звуки из его поэтического СЕРДЦА...
2.«О Родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя?»
В один из погожих осенних дней нашей тихой и очаровательной среднерусской погоды, начитавшись заранее все, что удалось добыть о великом романтике в пыльных и не очень залах наших тамбовских библиотек, я решил отправиться «по следам» Жуковского. От железнодорожного вокзала мой путь пролегает по Интернациональной (бывшей Дворянской) улице к набережной Цны-реки. Ни один прохожий не подозревает, что по улице этой, возможно, проносилась императорская карета, в которой сидел со своим воспитанником поэт Жуковский... Весной 1837 года в губернских и уездных городах не только европейской, но и азиатской части России с лихорадочной быстротой наводился «лоск». Губернаторы и градоначальники были под впечатлением тревожной новости: император с наследником отправляются в большое путешествие по стране. Вызвать недовольство Его Величества – значит расстаться с радужными мечтами о служебной карьере. Вот и спешат «отцы» городов в срочном порядке привести в надлежащий вид улицы: обывателям дан строгий наказ красить в яркие цвета заборы, убирать мусор и засыпать «ямы со зловониями»... Царь выехал из своей петербургской резиденции 22 мая (день ангела императора – праздник Вешнего Николы).Остались позади полосатый столб столичной заставы, стоящие навытяжку жандармы у разъездов. Весна была поздняя, только что сошла полая вода, кое-где в темных ложбинках у Коломны белели островки нерастаявшего снега, но воздух уже звенел разными голосами птиц. У степного кургана послышался свист суслика. Едва проклюнувшиеся листочки придорожных ракит уже тихонько трепетали на ветру. Жуковский был погружен в глубокое раздумье. Порой казалось, что он дремлет, покачиваясь на рессорах кареты. Юный Александр, крепко вцепившись в резную рамку каретного окна, пытливым детским взглядом смотрел на покосившиеся избы крестьян с разметанными соломенными крышами (суровая зима принесла с собой бескормицу – вот и пошла на корм скоту солома с крыш)... Вон нищие слепые бредут, поют какую-то то ли песню, то ли молитву...
Прошло всего три месяца после гибели на дуэли А. С. Пушкина. Василий Андреевич был один из немногих близких друзей поэта, кто в долгие предсмертные минуты Пушкина провел у его постели...
И теперь, среди бесприютных русских раздолий, в сознании поэта рождались эти искренние в своей простоте и своем величии слова, посвященные Пушкину. Гибель Пушкина, которую Жуковский не мог предотвратить, была для него истинным горем.
Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе
Руки свои опустив. Голову тихо склоня.
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мертвому прямо в глаза: были закрыты глаза.
Было лицо его мне так знакомо...
Около двух суток императорский поезд, минуя уездные городишки и ветхие станции с их вечно запуганными смотрителями, наконец добрался до Москвы. Белокаменная встретила царя колокольным звоном церквей, нарядно одетыми купцами, мастеровыми, торговцами и просто зеваками. Шапки долой! Обнажили в низком поклоне свои головы люди...
В дорожном саквояже Жуковского альбом для зарисовок и толстая темно-синяя тетрадь, куда заносятся ежедневные впечатления. В первый день июля «венценосный» путешественник покинул Пензу. Путь взят на Тамбов. 2 июля В.А.Жуковский записывает в дневник: «Все обширные поля, засеянные хлебом. Моршанск. Красивый город на Цне...».(6;132) А быстрый карандаш поэта делает в альбоме летящий рисунок.
На знакомство с Моршанском ушло несколько часов. Поэт побывал на Набережной, полюбовался на мельницу Кутайсова «О двадцати четырех постах». От случайного знакомого купца Кутайсова узнал подробности экономической жизни этого важного торгового города. Вот какую запись Жуковского нам удалось обнаружить. «Май месяц – сплав судов на Волгу. Оборот от 25 до 35 миллионов. Хлеб, сало, пенька, кожи, воск...». (7;136) Мне даже не верится, что такими «низменными» бытовыми предметами интересуется автор «Лесного царя» и «Светланы». Хотя... Умный гражданин своего Отечества должен интересоваться и «салом», и «воском», и многим прочим.
Из Моршанска дорога ведет на юг – к губернскому центру. Вдоль левого берега живописной Цны, которая «во все время видна», - большие, утопающие в зелени дубрав, села и деревни. Заливные луга пестрели колокольчиками и кашкой. Медоносные пчелы роились над пунцовыми головками клевера. Покой, умиротворение и тишина...
В Тамбов прибыли вечером второго июля. На другой день поэт записал в дневнике «Поутру прогулка: две хорошие улицы - Астраханская и Дворянская. Приютилось множество лачуг и мазанок».(8;138) В Тамбове Жуковский знакомится с Яковом Ивановичем Сабуровым – человеком, о котором он много слышал от своих петербургских друзей, в том числе и от самого Пушкина: великий поэт был в близких отношениях с этим выходцем из семьи богатых тамбовских помещиков. Сейчас в полутора часах езды от Тамбова находится большое село Сабурово (бывшее родовое имение Якова Ивановича), где мало что уцелело от тех далеких времен. Но сохранилось несколько могучих вековых лип – свидетелей богатого и процветающего поместья рачительных русских хозяев. В памяти старожилов этого села не истерлись воспоминания их далеких прабабушек о веселых хороводах вблизи березовой рощицы. В воскресный день, несмотря на горячую пору сенокоса, улицы и главная площадь города были полны народа. Ярмарка изделий народных умельцев произвела на Жуковского сильное впечатление. Искусные ивовые туеса, липовые лапти, кружева, вышивки, деревянные игрушки, расшитые ленты, бочонки всех размеров и назначений, детские свистульки, украшения из лесного ореха, пояса, плетённые из бисера. Да разве можно всего перечислить, чем богат и талантлив русский народ! Жуковский пробует квас, настоящий ржаной напиток, приправленный брусничным и клюквенным соком, насыщенный морошкой, чабрецом и мятой. А разносчики кваса? С шутками да прибаутками предлагают на ярмарке этот напиток за полкопейки две огромные кружки... На другой день вечером в честь именитых гостей в Дворянском собрании был дан бал. К этому балу в городе готовились несколько месяцев. Бал «сожрал» внушительную сумму городских денег – около 15 тысяч рублей золотом... В губернаторском дворце для гостей были приготовлены покои. Наблюдательный Жуковский в связи с этим оставляет в тетради весьма лаконичную запись: «Прекрасные комнаты! Золото, малахит, а все-таки – тараканы...».(9;141) Так что же, возразили бы мы сейчас поэту, - провинция, никуда не денешься! Хотя, прочитав эти строки, я был немало удивлен и даже искренне рассмеялся. Уж лучше и не скажешь: малахит и тараканы! Такое могло родиться только в нашем городе. Впрочем, если отвлечься на секунду, то можно и вспомнить знаменитый есенинский «тамбовский фокстрот»...
Три дня, проведенные Жуковским в Тамбове, были весьма насыщенными. Генерал А. Н. Андреевский, у которого остановился Жуковский в дни пребывания в Тамбове, много помогал Жуковскому. Сам генерал, будучи в отставке, слыл в городе любителем и тонким ценителем оперы и поэзии. Его гостеприимный дом (сейчас в нем располагается Областной институт повышения квалификации учителей) был распахнут для людей, умеющих понимать и ценить искусство и поэзию. Поэт даже в поездках не изменял свой привычный распорядок. По утрам – непременная прогулка в сторону красавицы Цны и прозрачного Студенца. (Сейчас, к великому сожалению, Студенец превратился в нитевидный ручеек, куда сбрасывают все городские нечистоты). Гулял по Астраханской и Дворянской. Вот и я, решая сократить свой переход с Интернациональной на Астраханскую, пробираюсь какими-то «звериными тропами» через улицы Горького и Кронштадскую: непролазная грязь, мусорные свалки и, простите за натурализм, трупы кошек вперемешку с несгоревшими кучами осенней листвы... О Боже! Неужели на дворе ХХ1 век? Впрочем, я опять, в силу крайне неравнодушной своей гражданской позиции, отвлекся от прославленного пиита. Что бы мог делать Жуковский в нашем славном городе?
Как истинный поэт, наблюдал жизнь, всматривался в лица людей, шел на берег Цны, где сновали утлые лодчонки и баржи, груженные дровами. Есть неоспоримые свидетельства современников Жуковского о том, что именно в Тамбове вольный перевод стихотворения Гебеля «Овсяный кисель» приобрел черты истинно русского произведения.(10;96) Нет сомнения: в стихотворении этом все русское: и русские дети, и быт крестьянской избы, и труд селянина на скудных землях. Возможно, вспомнилось собственное детство в Белеве.
Дети, овсяный кисель на столе...
Кушайте, светы мои, на здоровье:
Господь вас помилуй!
В поле отец посеял овес и весной заскородил...
В таком же ласковом тоне Жуковский объясняет детишкам, как сеют овес, как прорастает зернышко, как поднимается стебель, колосится колос, как жнут овес и свозят снопы домой.
Вот молочка надоила родная от пестрой коровки
Полный горшочек: сварила кисель, чтоб детушкам кушать;
Детушки скушали, ложки обтерли, сказали спасибо!
Сколько обаяния и какой-то неизъяснимой прелести в этих теплых строчках о киселе! Право, тут же захотелось съесть ...хотя бы овсяной каши! Теперь понимаешь, что Жуковский, как воспитатель Александра, тонко разбирался в детской психологии. Мы даже думаю, что император Александр II, вошедший в русскую историю как царь-освободитель, кротостью своего нрава порой удивлявший людей, многое взял с пользой для себя у своего великого воспитателя...
Чем еще занимался Жуковский в Тамбове? Нет, стихов писал мало. Рисовал! Да-да, рисующий поэт – не такая уж редкость для русской литературы. Вспомним хотя бы Пушкина, Лермонтова, Маяковского. Во всех книгах тамбовских краеведов и справочниках по истории и культуре родного края об этом интереснейшем факте пребывания Жуковского в нашем городе сказано до обидного мало: сделал несколько десятков рисунков видов города. И все! Что же, тем лучше для...меня, ведь так приятно почувствовать себя в роли исследователя-краеведа! А тут еще помог случай. Бабушка одного моего одноклассника любезно попросила нас помочь разобрать на чердаке старого деревянного дома в районе Белого Бака (это западная окраина Тамбова) какие-то покосившиеся ящики, пыльные коробки, набитые всяким хламом «времен Очаковских и покоренья Крыма». За работу принялись дружно: вскоре гора ненужных вещей выросла до самых стропил. Лишь к вечеру, перетаскав к мусорным бакам эту рухлядь, мы приступили к последней картонной коробке. И... о чудо! В ней оказалась целая кипа журналов «Огонек» аж за 1983 год. Нас тогда и на свете-то не было. С потускневших страниц журнала глянули на нас прелестные лики тропининских и венециановских красавиц-селянок. А вот и юбилейный номер, посвященный 200-летию со дня рождения В.А.Жуковского. Портреты, портреты, автографы, переписка с Пушкиным и Гоголем...
Одна из страниц журнала была заполнена как раз «тамбовскими рисунками» поэта. Боюсь показаться чрезмерно нескромными, но рискну предположить, что, возможно, мне одному из первых в нашем городе удалось увидеть эти рисунки, пусть даже в журнальном варианте , потому что во всех местных краеведческих источниках по поводу «тамбовских» рисунков Жуковского лаконичная строка: «Хранятся в Государственном литературном музее в Москве». Не густо! Все известные мне книги о Жуковском, которые удалось просмотреть в тамбовских библиотеках, воспроизводят в основном рисунки Жуковского тульского поместья Белева. Юбилейный же «Огонек», напечатавший рисунки поэта, снабдил их пометой «публикуется впервые». От такой находки захватило дух. Этой радостью захотелось поделиться с школе с учителями и одноклассниками. Я подготовил доклад на уроке литературного краеведения, показал ребятам эти прекрасные рисунки. После захотелось прочитать всего Жуковского. Я даже посетил место (раньше там располагалось кладбище), с которого поэт выполнял свои рисунки с видами нашего города. Долго бродил в окрестностях нашей главной городской библиотеки имени А.С.Пушкина, где в Х1Х веке располагалась Уткинская церковь с часовней – вот она на нижнем рисунке Жуковского. Тонкая, летящая линия карандашного рисунка поэта удивляет какой-то легкостью, а весь этот незамысловатый рисунок «с натуры» будто соткан из воздуха, нашего родного, тамбовского света и до боли знакомых городских пейзажей...
Я любовался зданием нынешнего Дома милосердия на площади Ленина – и это здание запечатлел быстрый карандаш великого поэта-романтика.
А вековые сосны, подпирающие небеса, клубы то ли пыли, то ли тумана, вьющиеся за повозкой?
Когда смотришь на эти графические пейзажи родных мест, охватывает какое-то высокое и трепетное чувство, наверное, это и есть то великое чувство любви к Родине, о котором так много сказано, пропето. Как его высказать? Не знаю. Да и как передать свою сопричастность великому человеку, нога которого ступала по этим тротуарам и по этой родимой земле...
Завершается мое исследование-путешествие по местам Тамбова, овеянных светлым именем великого поэта - романтика. Что дала мне эта работа? Скажу одним словом – радость. Да, именно радость общения с книгой, приятной тишиной библиотечных залов. А главное то, что этой радостью познания можно поделиться с друзьями, родителями, любимыми учителями...
Поставлена последняя точка в моем краеведческом изыскании, в дальние ящики письменных столов сложены черновики, переписаны на диски иллюстрации, проверена орфография, а перед глазами – дорожный экипаж на бескрайних русских равнинах покачивается на ухабах, да ямщик пытается затянуть свою бесконечную песню. Русь... Россия...
Заключение.
Краеведческое исследование, проведенное мною в процессе поиска «следов» пребывания В.А.Жуковского в Тамбове, стало в нашей школе настоящим научным открытием, пусть не таким внушительным на фоне фундаментальных исследований маститых ученых.(11) Материалы моих находок размещены на школьном Интернет-сайте. При поддержке моего научного руководителя и одноклассников удалось организовать и провести литературный вечер для старшеклассников на тему «Жуковский и Тамбов», интересную викторину для семиклассников нашей школы. С особым интересом я подбирал иллюстративный материал, обращался к музейным работникам, в частности, в отделе фонда фотографий Тамбовского краеведческого музея мне позволили сделать копии редких фотографий конца 19-начала 20 веков, воссоздающих, на мой взгляд, атмосферу нашего города и помогающих лучше представить облик и образ великого поэта-романтика. Внушительная папка материалов , собранная мною по теме исследования, передана в нашу школьную библиотеку. Данная работа лишь в малой своей части смогла вместить эти материала, многие находки открывают дальнейшие перспективы изучения и описания собранного материала. Например, материалы «Жуковский и тамбовский помещик Сабуров» могут составить предмет отдельного большого и интересного исследования. А переписка Жуковского с тамбовским генералом Андреевским? Возможно, и она ждет своих краеведов из числа нынешних старшеклассников или студентов-филологов. Данная моя работа – лишь начальная ступень, надеюсь, в настоящую науку, которая видится лично мне не наискучнейшим «тяжеловесным» крыловским «возом» из знаменитой басни, а увлекательным путешествием в прекрасный мир знаний о великом человеке, сродни странствию Одиссея к неведомым Геркулесовым столбам...
Л и т е р а т у р а
1.Жуковский В.А. Полн.собр.соч.в 11 т.-Т.7.-М.: Худож.лит. - С.112
2.Карамзин Н.М. История государства российского.-Т.1.- С.12
3.Жуковский В.А.Указ.соч.-Т.3.-С.77
4.Цитата по книге Игоря Золотусского «Светлая душа».-М.:Астрель,2003.-С.121
5.Жуковский В.А.Указ соч.-Т.2.-С.119
6.Жуковский В.А.Указ соч.-Т.4.-С.132
7.Жуковский В.А.Указ соч.-Т.4.-С.136
8.Жуковский В.А.Указ соч.-Т.4.-С.138
9.Жуковский В.А.Указ соч.-Т.4.-С.141
10.Лазарев Владимир. Учитель поэтов.- М.: Астрель,2002.-С.96
В подготовке своего исследования я прочитал и изучил многочисленные источники краеведческого, литературоведческого, научно-популярного характера, материалы периодики, справочного и энциклопедического характера, без которых было бы сложно ориентироваться в творчестве и биографических фактах Жуковского и людей, связанных с великим поэтом. Привожу лишь самые значительные и оказавшиеся необходимыми и доступными для меня источники.
Алленова В.А. История тамбовского краеведения. - Т.:ТГУ. - 2002.
Афанасьев Виктор. «Родного неба милый свет...». Документальная повесть.- М.: Детская литература. - 1981.
Гордеева Н., Пешкова В. Тамбовская тропинка к Пушкину. - Т.: 1991.
Золотусский Игорь. Светлая душа. - М., 2003.
Иезуитова Р. Жуковский и декабристы. - М., 2000.
Илешин Б.И. Глоток малиновой воды. Очерки о замечательных людях Тамбовской области. - М.,1990.
Илешин Б.И. Литературные тропинки отчего края.- М., 1986.
Илешин Б.И. Свидетели живые. Тамбовский край в художественной литературе. - Т., 1960.
Королев Ю.А. Выдающиеся люди Тамбовского края. - Т., 1992.
Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. - Т., 1992.
Лазарев Владимир. Учитель поэтов. - М., 2003.
Михайлов В.И. Художники Тамбовского края. - Л.: Сов.писатель. - 1976.
Наседкин Н. От Державина... Очерк истории тамбовской литературы.- Т., 1993.
Журнал «Огонек». - 1983.№3.
Осипов Ю. «Из золотоносных пластов» (О рисунках В.А.Жуковского).-
М.:Живопись. - 2003.
Русаков В.М. Уважены за имя. - М., 1987.
Тамбовская область в художественной литературе. Сб.: 1989.
Черменский П.И. Прошлое Тамбовского края. - Т., 1991.
Энциклопедия Тамбовского края. Т., 2001.
|
|
|