|
Протокол №1 №1-230 классов "29"августа 2014 г. Директор моу «сош №4» протокол №1 /С. А. Тубольцев/ от "28"августа 2014 г
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Железногорска Курской области
Рассмотрена Принята "Утверждаю"
Заседание МО Педагогический совет, Приказ от «01» сентября 2014 г.
учителей начальных протокол №1 №1-230
классов "29"августа 2014 г. Директор МОУ «СОШ №4»
протокол №1 ___________/С.А.Тубольцев/
от "28"августа 2014 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
1 класс (ФГОС НОО)
Кружок «Природа и фантазия»
возраст обучающихся 7-8 лет,
срок реализации программы — 1 года
Автор-составитель :
Сидорова Наталья Евгеньевна,
учитель изобразительного искусства
г. Железногорск
2014
Содержание
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание изучаемого курса.
Учебно-методическое обеспечение.
Приложение.
Список использованной литературы.
Пояснительная записка.
Введение Программа «Природа и фантазия» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Программа составлена на основе типовых программ по изобразительному искусству и технологии. Является модифицированной. Внеурочная деятельность кружка «Природа и фантазия» – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися культурных ценностей общества через декоративно-прикладное творчество. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет. Приобщая к миру прекрасного также надо как можно раньше учить детей восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т.д. Знакомство с природным материалом и его заготовка сопровождается в формировании у детей заботливого и бережного отношения к миру природы. В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Направленность программы. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей младшего школьного возраста, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 1 годичной. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Новизна программы заключается в том, что построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимоотношений в области декоративно-прикладного творчества с жизнью, т.е. с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Программа носит развивающий характер, учащиеся знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно - прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно обучающимся, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Большой объём учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир, позволяют более ярко оформлять утренники и праздники. В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я".
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального художественного образования приоритетной целью является - развитие культуры творческой личности школьника. Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате, которой дети не просто создают разнообразные поделки, выполняя плоскостные и объемные композиции, но и выражают свое отношение к окружающим. В результате работы возникает реальный привлекательный продукт: сувенир, подарок. Данная программа, внеурочной деятельности художественно-эстетического направления, обусловлена своей уникальностью и значимостью. Эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира.
Педагогическая целесообразность. Данная программа объясняется как эффективное средство формирования творческой личности, ассоциативно-образного мышления и интуиции. А также является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Цель программы: Создание условий для формирования эмоционально развитой личности ребёнка, способной к художественному творчеству, через расширение и углубление знаний и представлений о системе взаимодействия декоративно – прикладного искусства с жизнью.
Задачи программы.
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в том, что здесь применяется более широкий комплекс дополнительного материала по искусству, который расширяет и углубляет сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками, соленым тестом, скорлупа, гофрированной бумагой, а не дублируют занятия по трудовому обучению и изобразительному искусству в школе. Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами ведутся занятия с более простых поделок. Данная программа даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Занятия для обучающихся проводятся в свободное время от уроков.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей 7 - 8 лет, то есть 1 класс. Условия набора детей в кружок производится с учётом желания детей и согласия родителей. Данная внеурочная деятельность кружка организована на базе школы. Наполняемость в группах составляет – 15 человек.
Сроки реализации программы. Программа внеурочной деятельности «Природа и фантазия» рассчитана на один год обучения. Программой предусматривается годовая нагрузка 68 часов. Первый год обучения – ознакомительный.
Раннее обучение младших школьников предполагает простую степень сложности:
помочь ребёнку преодолеть чувство страха перед новым, неизведанным;
дать возможность поверить в успех и свои творческие способности;
научить вести себя в коллективе;
развивать мелкую моторику рук, глазомер;
освоить приёмы владения простейшими инструментами;
Формы занятий.
Программа предусматривает разные формы организации занятий:
интеграция в базовые образовательные дисциплины;
мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;
проведение экскурсий;
организация тематических выставок;
участие в социальных акциях.
Предполагается также использование сочетания коллективных, групповых,
индивидуальных форм организации занятий и различные методы обучения
внеурочной деятельности.
Используемые методы обучения во внеурочной деятельности
Словесные
|
Наглядные
|
Практические
|
устное изложение
|
показ видеоматериалов, иллюстраций
|
тренинг
|
беседа, объяснение
|
показ педагогом приёмов исполнения
|
игровые упражнения
|
анализ работы
|
наблюдение
|
тренировочные упражнения
|
анализ структуры произведения и др.
|
работа по образцу и др.
|
Технологическая карта
|
Режим занятий. Группа работает 1 раз в неделю по 2 (академических) часа, во второй половине дня. Практические занятия составляют большую часть программы.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения школьники должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- названия и назначение инструментов;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними;
- смысловую связь элементов.
Должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии; - сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
У них будут развиты:
- образное мышление при создании ярких образов;
- воображение, творческая активность, фантазия;
- владение понятиями симметрия, гармония, колорит, стилизация и др;
- умение анализировать;
Будут обладать следующими качествами:
- ответственное отношение к труду;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;
- любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа.
Способы определения результативности. Определяется успешность овладения учащимися содержания программы с помощью игровых заданий, викторин, конкурсных занятий, защиты творческого проекта. Педагогический анализ результатов анкетирования и тестирования выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях ). Используется тесное взаимодействие родителей, педагога и обучающихся на основе педагогического наблюдения.
Результатом практической деятельности по программе «Природа и фантазия» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.
Формы подведения итогов реализации программы:
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе;
– в школе.
• Итоговая городская выставка лучших творческих работ учащихся.
• Коллективная рефлексия.
• Презентация творческой работы.
Учебно — тематический план.
№
|
Разделы программы. Темы.
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
Примечание
|
1
|
Вводное занятие
|
2
|
1
|
1
|
|
2-5
|
Работа с растительным материалом
|
8
|
2
|
6
|
|
|
Птицы
|
2
|
|
|
|
|
Веселые человечки
|
2
|
|
|
|
|
Лиса
|
2
|
|
|
|
|
Старик-лесовик
|
2
|
|
|
|
6-15
|
Народный орнамент.
Хохломская роспись.
Дымковская роспись.
Гжельская роспись.
|
6
|
2
|
4
|
|
|
Вводная беседа. Народные промыслы.
|
2
|
|
|
|
|
Упражнения в росписи хохломы
|
2
|
|
|
|
|
Упражнение в росписи дымково
|
2
|
|
|
|
16-17
|
Лепка.
Работа с солёным тестом.
|
2
|
1
|
1
|
|
18-26
|
Папье-маше.
Изготовление посуды и роспись.
|
8
|
2
|
6
|
|
|
Знакомство с технологией изготовления.
|
2
|
|
|
|
|
Изготовление посуды.
|
2
|
|
|
|
|
Продолжение работы.
|
2
|
|
|
|
|
Роспись.
|
2
|
|
|
|
27-28
|
Композиция.
Тематическая композиция
«Любимая сказка»
|
2
|
1
|
1
|
|
29-31
|
Народный орнамент.
Матрёшки Семёнова и Полхов-Майдана.
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Беседа об истории происхождения матрешки.
|
1
|
|
|
|
|
Изготовление и роспись матрешки.
|
2
|
|
|
|
32-35
|
Оформительские работы.
В мастерской Деда Мороза.
|
4
|
1
|
3
|
|
|
Изготовление новогодних игрушек из разных материалов
|
2
|
|
|
|
|
Оформление и украшение работы.
|
2
|
|
|
|
36-37
|
Рисование без кисточки.
Рисование палочкой, пальчиком.
|
2
|
1
|
1
|
|
38-42
|
Художественные работы из природного материала.
|
5
|
1
|
4
|
|
|
Аппликации из засушенных растений. Разработка темы.
|
3
|
|
|
|
|
Аппликация из тополиного пуха (из стручков акации). Выполнение работы.
|
2
|
|
|
|
43-45
|
Композиция.
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Основы композиции.
|
1
|
|
|
|
|
Составление коллективных композиций.
|
2
|
|
|
|
46-48
|
Оформительская работа.
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Выполнение художественных работ для выставки.
|
1
|
|
|
|
|
Наши лучшие работы.
|
2
|
|
|
|
49-53
|
Художественные работы из нетрадиционных материалов:
солёного теста, с использованием ракушек, соли, яичной скорлупы, нитей, мятой бумаги
|
5
|
1
|
4
|
|
|
Способы изготовления изделий из нетрадиционных материлов.
|
1
|
|
|
|
|
Технология соленого теста.
|
2
|
|
|
|
|
Изготовление поделки.
|
2
|
|
|
|
54-56
|
Рисование без кисточки.
|
3
|
1
|
2
|
|
|
Аэрография.
|
1
|
|
|
|
|
Изготовление поздравительной открытки.
|
2
|
|
|
|
57-62
|
Аппликация
из листьев и цветов, апельсиновых шкурок, бересты.
|
6
|
2
|
4
|
|
|
Разработка темы.
|
2
|
|
|
|
|
Выполнение аппликации.
|
2
|
|
|
|
|
Завершение работы и оформление.
|
2
|
|
|
|
63-67
|
Оформительские работы.
Оформление к праздникам.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Виды рамок с использованием различных материалов.
|
2
|
|
|
|
|
Выполнение работы
|
2
|
|
|
|
68
|
Итоговое занятие.
Выставка работ.
|
1
|
|
|
|
Итого:
|
68
|
21
|
47
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
1. Вводное занятие
Теория. Материалы, инструменты. Техника безопасности на занятиях кружка. Правила дорожного движения. План работы кружка на год. Знакомство с выставкой работ обучающихся объединения «Природа и фантазия».
Практика. Художественные упражнения акварелью, гуашью на тему «Геометрический орнамент». Ознакомление с различными геометрическими орнаментами и их характерными признаками.
2. Работа с природным, растительным материалом
Теория. Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Технология изготовления поделок из пуха. и перьев и др. Технология изготовления поделок из бересты, шишек, сучков, желудей. Фон, оборудование и клеящие составы. Простейшие приемы изготовления поделок. Организация рабочего места. Характеристика природных материалов. Правила работы с природным материалами.
Практика. Подготовка природного материала к работе. Изделия из природного материала по замыслу обучающихся. Выполнение из природного материала поделок с использованием ягод, листьев и др. Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы»). Сведения о многообразии природного материала. Правила работы с природным материалом. Изготовление птички из овощей Изготовление бус из природного материала. Осеннее солнышко. Изготовление «солнышка» из семян клёна или ясеня. Изготовление ёжика из пластилина и семечек подсолнуха. Изготовление поделок из плодов каштана (жук, гусеница). Изготовление из пшена панно «Цыплёнок».Поделки из грецких орехов (черепаха, бабочка, мышь)
3. Народный орнамент
Теория. Создание условий для эстетического восприятия. Истоки хохломского орнамента. Колорит хохломы. Связи. Рисование по представлению или по наблюдению хохломских изделий, воспитание уважительного отношения к труду мастера, восхищение его работой орнаментального ритма с ритмом народных напевов. История появления матрешки. Процесс изготовления. Характерные декоративные элементы хохломской, дымковской, гжельской росписей.
История появления матрёшки. Процесс изготовления матрёшек. Характерные элементы росписи матрёшек.
Практика. Упражнения в выполнении отдельных элементов народных орнаментов. Роспись посуды, разделочных досок, игрушек узорами народных орнаментов. Роспись матрёшек.
4. Лепка. Работа с соленым тестом
Теория. Превращение природного материала в художественное изображение. Понятие о ритме, выраженном чередованием пропорций и разных по форме элементов. Простейшие приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, заглаживание, прищипывание).
Практика. Лепка игрушек. Лепка основной части туловища (полого, овальной формы). Лепка остальных деталей. Сборка деталей с туловищем. Заглаживание швов. Оформление декора.
5. Папье-маше
Теория. Папье-маше - прекрасный материал для изготовления всяких поделок — полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить. Технология выполнения папье-маше. Эскиз. Роспись.
Практика. Выполнение папье-маше простейшей тарелки, грунтовка, роспись гуашью по грунтованной тарелке.
6. Композиция
Теория. Составление коллективных композиций. Знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Практика. Композиции на тему: «Красавица зима», «Пейзаж с радугой», «В цирке» (выбор). Изготовление предметной аппликации животных. Наклеивание аппликации на картон. Разрезание аппликации животных на части. Игра «Собери зоопарк». ТБ при проведении практических работ.
7. Художественные работы. Работа со скорлупками, ракушками и т. д.
Теория. Заготовка природного материала. Технология засушивания растений. Фон, оборудование и клеящие составы. Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Виды работ из яичной скорлупы.
Практика. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Составление миниатюр из частей растений. Аппликации («Ромашка», «Розы»).
8. Оформительские работы. Работа с гофрированной бумагой
Теория. О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок. Техника изготовления розы из гофрированной бумаги. Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек. Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.)
Практика. Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном. Выполнение художественных работ для выставки.
9. Рисование без кисточки
Теория. Технология выполнения работ. Аэрография. Рисование палочкой, пальчиком.
Практика. Упражнения. Сборка деталей открытки. Оформление поздравительной открытки.
Аппликация
Теория. Декоративная аппликация. Ритм. Тон. Силуэт. Мозаика. Составление композиции. Технология выполнения аппликации.
Практика. Составление узора из природных материалов. Выбор сюжета и переведение эскиза на фон. Изготовление деталей. Подготовка фона. Оформление композиции.
11. Итоговое занятие
Подведение итогов работы за I полугодие, за учебный год.
Выставка работ обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Дидактический материал: Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и др.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
карточки задания: «Народные промыслы»;
карточки задания: «Декоративно – прикладное искусство»;
карточки задания: «Виды изобразительного искусства»;
технологические карты: «Строение деревьев» «Весёлый зоопарк»;
-
тесты на развитие творческих и художественных способностей средствами искусства;
технологические карты: «Составление композиции»;
.
2. Методический материал:
программа по внеурочной деятельности работы;
календарно -тематический план;
разработки занятий;
разработки бесед: «Русская пейзажная живопись»;
«Творчество В.М.Васнецова»;
«Творчество А.П.Лосенко»;
«Жизнь и творчество В.И.Сурикова»;
«В.А.Серов – великий русский художник»;
разработка мероприятий: «Семейный вернисаж».
3. Контрольно – измерительные материалы обучения:
задания для проверки теоретической части;
задания для проверки практических умений и навыков.
4. Материально – техническая база:
кабинет №38 школы №4;
оборудование: столы ученические;
стулья;
стенд с выставочными работами;
шкафы с вспомогательной литературой;
стелажи с раздаточным материалом;
стелажи с природным материалом;
стелажи для инструментов;
полки для хранения работ учащихся;
Внешние условия:
музей природы СЮН;
школа народных промыслов «Артель»;
Выставочный зал ЦДТ.
5. Материалы, инструменты, приспособления:
рамки разных размеров, ножницы, клей ПВА, «Момент», цветная, альбомная бумага и картон, бархатная бумага, кисточки, лак, губка флористическая, цветы искусственные, циркули, линейки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные гелевые ручки, акварельные краски, гуашь, стеклянные бутылки, вата, фольга, медная проволока, яичная скорлупа, опилки, пуговицы, пластилин.
Организация работы с родителями.
-
№п\п
|
Формы работы
|
Тема
|
сроки
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Анкетирование
Тестирование
Праздничный концерт
Лекторий
Круглый стол
Выпуск газеты
Фотовыставка
Праздник
Родительское собрание
|
«Внеурочная деятельность детей глазами родителей»
« Позиция ребенка в семье»
«День народного единства»
«Семья и дети»
«Острые углы семейного круга»
«Родительские страницы»
« По страницам семейного альбома»
«День матери»
«Воспитание гражданина»
|
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
|
Массовые мероприятия.
-
№п\п
|
Название мероприятия
|
Форма проведения
|
Сроки проведения
|
1
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
|
«День открытых дверей»
Посещение выставки в краеведческом музее
«История нашего города»
Экскурсии в природу: «Осень в природе»
«День пожилого человека»
«И в зиму шагнуло лето»
Изготовление сувениров ко дню матери
Рождественские посиделки
Посещение декоративно- прикладных выставок
«Все о птицах»
«Осторожно, первоцветы!»
|
Познавательно-развлекательная игра
Игра-путешествие
беседа
выставка зимних букетов
круглый стол
беседа
викторина
экологическая игра
экологическая операция
экологический субботник
|
1сентября
Сентябрь, октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
январь
февраль
март
апрель
май
|
Список использованной литературы.
А.С Абрамова Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – Калинин, 1990
Р.А.. Бардина Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990.
С.В. Былкова Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006.
М. Бобина "Рукоделие", Харьков, 1998.
С. Газарян Прекрасное своими руками.- М. Детская литература, 2000.
Л. В. Горнова Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград, 2008.
М. А. Гусакова Аппликация. – М., «Просвещение», 1992
Н.И. Каплан Народные художественные промыслы.- М., Высшая школа, 1980.
Н. П. Костерин Учебное рисование. – М., «Просвещение», 1987.
Мастерилка. «Игрушки из природного материала» - Карапуз, 1997.
И.Г. Мосин Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.-ФАКТОРИЯ, Екатеринбург, 1998.
М.А. Некрасова Народные мастера. Традиции, школы.- М., Изобразительное искусство, 1988.
Я. Я. Чарнецкий Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
Д.Р. Ханашевич Волшебные квадратики.- М., Малыш, 1993.
Н.А. Хафизова Поделки из природного материала.- М., Издательство АСТ , 2008.
Нормативные документы
1. А.Я. Данилюк А.М.Кондаков В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М., «Просвещение», 2011.
2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании».
4. Стандарты второго поколения. -М., Просвещение, 2010 года.
5. Программы общеобразовательных учреждений. - М., «Дрофа», 2010.
|
|
|