|
Из опыта работы по экологическому воспитанию
Из опыта работы по экологическому воспитанию.
История человечества неразрывна от природы,которую она имеет в качестве предпосылки и условия своего развития.В целом темпы практического освоения природной среды все больше превышают возможности саморегуляции природных систем.Негативные последствия в природе сегодня приобретают планетарный характер.Факты экологического варварства встречаются на каждом шагу.Все это предопределяет одну из важнейших особенностей нашей эпохи-осознание реальной опасности для существования человечества,поэтому важное значение приобретает формирование у школьников экологической культуры.В современных условиях цель экологического образования имеет две социальные направленности.С одной стороны такое образование должно воспитывать у каждого выпускника школы потребность сознательно соблюдать нормы ответственного отношения к природной среде всегда и везде.С другой стороны у детей формируются навыки бережного использования,защиты и улучшения окружающей среды.
Воспитание ответственного отношения к окружающей среде предполагает развитие в школьные годы сознания связи человека и природы.Ребенок должен научиться осознавать свою зависимость от природной среды,вырабатывать способность действовать по защите природных богатств.Об ответственном отношении свидетельствует:а/культура поведения в природном окружении б/активное участие в общественно-полезном труде по защите,уходу и улучшении окружающей среды,в/эстетическое и эмоциональное восприятие природы.
Экологическая культура предполагает как гармоничное отношение человека к природной среде,так и к своему окружению,отношение к самому себе как к части природы.Это в современной школе и является основной проблемой экологического образования и воспитания.Надо помнить,что эта проблема-междисциплинарная,т.е. эта задача стоит не только перед учителями естественных наук,но и в целом школой.
Итак,экологическое просвещение начинается на уроках естественного цикла уже с начальной школы и продолжается во внеурочное время.
Воспитание эстетических эмоций,умения увидеть красивое рядом помогают выставки фотографий,конкурсы рисунков и плакатов, поделок,праздники.
Культуру поведения в природе можно привить только в общении с природой,этому .конечно,можно научиться в походах,туристических поездках.
Культура труда формируется в процессе трудовой деятельности:это озеленение кабинетов и коридоров,это уход за школьным двором,парком,манументом»Катюша».
Увидеть красоту природы помогают учителя и на кружках рукоделия,где ребята используют самые разнообразные материалы.
А ещё мы решили возобновить традицию-выпускникам дарить школе картину с природой и теперь на 3 этаже у нас возродилась картинная галерея с видами природы.А сейчас немного о моём вкладе в эту общую копилку.
Каждый год в школе проходят предметные недели естественного цикла.На открытых уроках,внеклассных мероприятиях обязательно ставятся экологические вопросы.Например,в этом году 7апреля провели линейку,посвященную Дню здоровья.На ней рассказали о пользе лекарственных растений родного края с презентацией,которая в 2012 г заняла 1 место на районном экологическом слёте.Закончили неделю 22 апреля в День Земли общешкольным праздником,посвященном охране воды.Мы использовали презентации,которые готовили для районных конкурсов:сценку»Известная и неизвестная вода» о химических свойствах и экологическую сценку «О волшебном карасе»,подготовленную на кружке,который я вела в 6 и 7 классах.Начиная с 2012 г я регулярно стала участвовать во всех районных экологических мероприятиях.До этого времени готовила только топографов и почвоведов.Вот наши результаты.
Участие в районных экологических мероприятиях:
2012г –презентация «Лекарственные растения родного края»-1м,
-фотовыставка «Красота родного края»-3м,
-эссе «Если наше поколение не сделает невозможное,нас ожидает немыслимое»,
-экологическая викторина-1м;
2013г-природоохранная конференция в институте-защита исследовательской работы»О.Цаца-особо охраняемая природная территория»-1м;
-экологический слет «Мой край родной»-2 м;
-защита проектов:- «История питьевой воды села Цаца»-5м.
-«Озеро Цаца-источник жизни села»-8м.
-«Водоемы,пригодные для гамбузии»-2м;
2014г-экологический конкурс «Игра-эстафета «ООПТ» на базе института-2м;
-районный слет краеведов:визитная карточка(1м),путеводитель и презентация «Памятные места Цацы»,конкурс эрудитов-экологов-2м.
Наши старшеклассники также принимают участие во всех экологических мероприятиях по линии «Электроника»,здесь я выступаю только в роли консультанта.
Хочется верить,что все дети,принимавшие участие во всех этих мероприятиях не останутся равнодушными к проблемам экологии.
Итак,на опыте нашей Цацинской школы я попыталась показать,что экологическое образование есть непрерывный процесс обучения,воспитания и развития личности,направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений,ценностных ориентаций,поведения и деятельности,обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде и здоровью.В этой работе есть и мой вклад,как учителя географии.
|
|
|