Содержание программы
2 год обучения
1. Вводное занятие. Физическая культура человека и общества.
Теория: Проведение техники безопасности. Правила поведения.
Систематические занятия физическими упражнениями, как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов.
2. Средства закаливания.
Теория: Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Утренняя гимнастика. Естественные средства закаливания. Причины травматизма на занятиях физической культуры.
3. Обще развивающие упражнения (ОРУ)
Теория: Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для шеи и туловища. Упражнения для ног.
Практика: Выполнение упражнений с предметами - теннисными мячами, гимнастическим обручем.
|
- из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа, во время ходьбы);
- сгибание и разгибание рук;
- вращения;
- махи;
- отведение и приведение;
- рывки одновременно двумя руками.
|
- наклоны;
- вращения;
- повороты;
- круговые движения туловищем;
- смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз;
- различные сочетания этих движений.
|
- на укрепление стопы;
- сгибание ног в тазобедренных суставах;
- приседания;
- отведения;
- приведения;
- махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях;
- выпады;
- прыжки со скакалкой;
- подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.д.);
- сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах;
- прыжки (на одной, на двух ногах, в длину).
4. Основные технические действия в баскетболе.
Теория: Передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди.
Ведение мяча. Бросок в щит, кольцо.
Практика: Изучение передач. Тренировка упражнений с мячом на на количество повторений. Изучение основной стойки баскетболиста. Т . Различные способы перемещения по площадке.
Пошаговое обучение выполнению броска мяча в щит и кольцо.
|
|
|
5. Подвижные игры
Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств.
Теория: Понятие основных физических качеств ( ловкость, прыгучесть) и их значение. Двигательно-координационные способности и их значение в физическом развитии.
Практика: Игры с метанием, лазанием, прыжками. «Морозы», «Волк и зайцы», «Казаки-разбойники», «Перестрелка», «Белки на дереве».
Подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и умений.
Теория: Значение прыжков в физическом развитии. Основные технические действия в баскетболе - понятие и их роль в физическом развитии.
Практика: прыжок в длину с места, прыжки на скакалке. Игры с перепрыгиванием через препятствия, подскоки.
Подвижные игры: «Волк во рву», «Удочка», «Штандер», «Собачки», «Школа мяча».
Передачи мяча от груди, от плеча, из-за головы. Игры «Выбивала, игры с ловлей, бросанием мяча.
Подвижные игры, направленные на развитие личностных качеств.
Теория: Основные нравственно-волевые качества: целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, выдержанность, настойчивость, упорство, решительность, самообладание, их значение в развитии личности. Воспитание мотивации к физической культуре.
Практика: Коллективные игры с основными видами движений в сочетании с действиями, направленными на взаимопомощь и взаимовыручку.
Подвижные игры: «Прятки», «Казаки-разбойники», «Лягушачьи пятнашки», «Выбивала с одним водящим».
5. Контрольные испытания
Теория: Контрольные тесты.
Практика: контрольные тесты:
Челночный бег.
Прыжок в длину с места.
Подтягивания.
6. Учебно-тренировочные игры.
Теория: Правила. Судейство.
Практика: Участие в соревновательной деятельности.
7 . Итоговое занятие.Теория: Подведение итогов. Рекомендации обучающимся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2-го года обучения.
По окончании второго года обучения, учащиеся должны
знать:
как важно заниматься физической культурой;
гигиенические правила занятий физическими упражнениями;
естественные средства закаливания;
причины травматизма на занятии физическая культура;
ОРУ направленные на укрепления различных групп мышц ;
виды передач мяча в баскетболе;
способ организованности подвижной игры;
правила подвижных игр.
уметь:
соблюдать правила гигиены;
производить закаливание организма;
выполнять ОРУ для укрепления различных групп мышц;
-
выполнять передачу мяча разными способами;
выполнять ведение мяча на месте и в движении;
организовать игру.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
|
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
|
2
|
2
|
|
2.
|
Гигиена учащихся и средства закаливания.
|
3
|
3
|
-
|
3.
|
Обще-развивающие упражнения
|
18
|
4
|
14
|
4.
|
Подвижные игры
|
105
|
30
|
75
|
5.
|
Основы техники и тактики игры в баскетболе.
|
10
|
3
|
7
|
6.
|
Контрольные испытания
|
4
|
1
|
3
|
7.
|
Учебно-тренировочные игры
|
в сетку часов не входит
|
8.
|
Итоговое занятие
|
2
|
2
|
|
|
Итого:
|
144
|
45
|
99
|
Содержание программы
3 год обучения
1. Вводное занятие. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Теория : Техника безопасности . Повышение способности организма к переносимости длительных и интенсивных нагрузок. Повышение координационных способностей , их двигательных возможностей..
2. Гигиена учащихся и средства закаливания
Теория: Гигиена мест проведения тренировочных занятий и спортивной формы. Режим дня, питание учащихся. Естественные средства закаливания – вода, прогулки и занятия на воздухе, солнечные ванны
3. Обще-развивающие упражнения
Теория: Упражнения на развитие и укрепление мышц плечевого пояса, ног, туловища.
Практика: Выполнение упражнений на развитие различных групп мышц с баскетбольным мячом.
|
- наклоны;
- вращения;
- повороты;
- круговые движения туловищем;
- смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз;
- различные сочетания этих движений;
|
|
- на укрепление стопы;
- сгибание ног в тазобедренных суставах;
- приседания;
- отведения;
- приведения;
- махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях;
- выпады;
- прыжки со скакалкой;
- подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.д.)
- сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах;
- прыжки (на одной, на двух ногах, в длину)
:
|
- из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа, во время ходьбы);
- сгибание и разгибание рук;
- вращения;
- махи;
- отведение и приведение;
- рывки одновременно двумя руками.
4. Подвижные игры
Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств.
Теория: Понятие гибкости, выносливости, значение их в физической подготовке.
Практика: Игры с бегом, прыжками, метанием, лазанием.
Подвижные игры: «Ловишки», «Удочка», «Выбивала мячом», «Белки на дереве», Золотые ворота», «Третий лишний», «Выбивала от стены».
Подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и умений.
Теория: Подвижные игры с использованием лазания, прыжков и технических действий в баскетболе.
Практика: Игры с лазанием по шведской стенке, пролезанием под препятствием, перелезание, перепрыгивание через препятствие. Игры с передачей и ловлей мяча, ведением мяча.
Подвижные игры: «Обезьянки», «Альпинисты», «Гусеница». «Волк во рву», «Удочка». «Штандер», «Собачки», «Школа мяча».
Подвижные игры, направленные на развитие личностных качеств.
Теория: Восприятие, мышление, внимание, память.
Практика: Игры с основными видами движений в сочетании с дидактическими заданиями, направленными на запоминание и воспроизведение слуховой, зрительной, тактильной информации, игры-подражания, игры с придумыванием движений. Коллективные игры с основными видами движений в сочетании с действиями, направленными на взаимопомощь и взаимовыручку.
Подвижные игры: «Море волнуется», «Запрещенные движения», «Зеркало», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Лягушачьи пятнашки», «Выбивала».
5. Основы техники и тактики игры в баскетболе
Теория: Техника броска в кольцо. Совершенствование ловли мяча, передач мяча от груди, ведение мяча.
Тактические приемы командной игры: контратаки, атаки, защита.
Практика: Отработка техники броска мяча в кольцо. Тренировка передачи мяча разными способами на количество повторений в одной серии. Тренировка ведения мяча в движении с защитником. Переключения в выполнении технических приемов и тактических действий – отдельно в нападении, защите и сочетание действий в нападении и защите.
6. Контрольные испытания
Теория: Ознакомить с нормативами.
Практика: выполнение контрольных тестов:
1.Челночный бег.
2.Прыжок в длину с места.
3.Подтягивание.
7. Учебно-тренировочные игры
Теория: Судейство и его особенности.
Практика: Участие в соревновательной деятельности.
8 . Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. Рекомендации обучающимся. Анализ достижений.
|
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По окончании третьего года обучения учащиеся должны
знать:
способы закаливания;
важность утренней гимнастики;
о правильном питании и витаминах;
основные физические качества (гибкость, выносливость)
особенности воспитания личностных качеств;
динамику результатов контрольных нормативов.
уметь:
закаливаться;
делать утреннюю гимнастику;
правильно питаться;
соблюдать правила игры;
организовать несколько подвижных игр;
психологически настраивать себя на соревновательную деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
№ п/п
|
Перечень разделов и тем
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Вводное занятие. . Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
|
2
|
2
|
-
|
2.
|
Оказание первой медицинской помощи.
|
3
|
3
|
|
3.
|
Обще-развивающие упражнения
|
18
|
4
|
14
|
4.
|
Подвижные игры
|
105
|
31
|
74
|
5.
|
Основы техники и тактики игры в баскетбол.
|
10
|
4
|
6
|
6.
|
Контрольные испытания
|
4
|
1
|
3
|
7.
|
Учебно-тренировочные игры.
|
в сетку часов не входит
|
8.
|
Итоговое занятие
|
2
|
2
|
-
|
|
Итого:
|
144
|
47
|
97
|
Содержание программы
4 год обучения
1. Вводное занятие. . Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Теория: Техника безопасности. Особенности строения мышечной системы в разном возрасте человека.
2. Оказание первой медицинской помощи.
Теория: Вывихи, ушибы, переломы, растяжения. Правила оказания первой помощи.
Практика: Виды и способы оказания помощи при травмах.
3. Обще-развивающие упражнения
Теория: Упражнения на развитие основных мышечных групп(плечевого пояса, спины, брюшного пресса).
Практика: Выполнение упражнений с различными предметами (гимнастические палки, различные мячи) на месте, в движении.
- из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лёжа, во время ходьбы);
- сгибание и разгибание рук;
- вращения;
- махи;
- отведение и приведение;
- рывки одновременно двумя руками.
|
- наклоны;
- вращения;
- повороты;
- круговые движения туловищем;
- смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз;
- различные сочетания этих движений.
- сгибание ног в тазобедренных суставах;
- приседания;
- отведения;
- приведения;
- махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях;
- выпады;
- прыжки со скакалкой;
- подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.д.);
- сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах;
- прыжки (на одной, на двух ногах, в длину).
4. Подвижные игры
Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств.
Теория: Совершенствование физических качеств.
Практика: Совершенствования бега в различных направлениях, с разной скоростью. Совершенствование тактико-технических действий в командных играх.
Подвижные игры: «Вышибала мячом», «Лягушачьи пятнашки», «Цепи кованные». Золотые ворота», «Третий лишний», «Выбивала от стены». «Морозы», «Волк и зайцы», «Казаки-разбойники», «Перестрелка», «Удочка», «Выбивала мячом», «Белки на дереве», Вызов номеров», «Морозы». «Краски».
Подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и умений.
Теория: Закрепление технических действий в баскетболе (передачи, ведения, броска мяча в подвижных играх). Правила игры в мини-баскетбол.
Практика: Выполнение технических действий в условиях приближённых к соревновательным.
Подвижные игры: «Обезьянки», «Альпинисты», «Гусеница», «Волк во рву», «Удочка», «Собачки», «Школа мяча». Мини-баскетбол.
Подвижные игры, направленные на развитие личностных качеств.
Теория: Восприятие звуковой, зрительной, тактильной информации в ходе подвижных игр, осмысление правил игры, игровой ситуации и выбор конструктивного поведения для достижения положительного результата в игре.
Практика: Подвижные игры: «Море волнуется», «Запрещенные движения», «Зеркало», «Мяч соседу», «Команда быстроногих». «Линейная эстафета», «День и ночь».
5. Основы техники и тактики игры в баскетбол.
Теория: Совершенствование технических действий.
Практика: Сочетание сложных передач с атакующими и защитными действиями. Совершенствование ведения мяча с последующим броском в кольцо. Совершенствование игры в нападении и защите.
6. Контрольные испытания
Теория: Соблюдение правил.
Практика: Контрольные тесты :
1.Челночный бег.
2.Прыжок в длину с места.
3.Подтягивание.
7. Учебно-тренировочные игры.
Теория: Правило соревнований. Судейство.
Практика: Участие в соревновательной деятельности.
8. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов. Рекомендации обучающимся. Анализ достижений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По окончанию четвёртого года обучения, учащиеся должны
знать:
причины травматизма в спорте;
правила оказания первой помощи;
важность врачебного контроля;
требования к организации и проведению соревнований по баскетболу;
основные технические действия в баскетболе.
уметь:
оказать первую помощь при травме;
не допускать травмы на занятиях физической культуры;
выполнять основные баскетбольные технические действия;
контролировать свою подготовку;
применять различные тактические приёмы в игре.
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение образовательной программы «Подвижные игры» заключается в планировании учебных занятий; применении приёмов, форм и методов подготовки обучающихся через подвижные игры.
Техническое оснащение занятий соответствует подбору и проведению подвижных игр.
Применяемые методы работы с обучающимися:
словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
наглядный (показ упражнений и др.);
Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые занятия
Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.
Воспитательная работа с обучающимися осуществляется преподавателем в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.
Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорта, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься подвижными играми обучающиеся в школе, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся.
Критерии оценки прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков при освоении подвижных игр, участии обучающихся в соревновательно- игровой деятельности.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.
Практическая значимость программы заключается в возможности ее реализации как в условиях учреждений дополнительного образования детей, так и в условиях общеобразовательных школ, ввиду доступности предложенных средств подготовки обучающихся.
Основными формами проведения занятий:
беседа,
рассказ,
инструктаж;
описание упражнения;
игра;
соревнование;
конкурс.
Результативность освоения обучающей программы оценивается при помощи следующих форм контроля:
усвоение знаний (опрос, контрольное упражнение, тестирование);
устойчивость интереса к предмету (опрос, индивидуальная беседа, коллективная рефлексия, анкетирование);
достижения (контрольные испытания, тесты, участие в соревновательной деятельности);
физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Спортивный зал
2. Мячи:
резиновые 15шт.
набивные, 15шт.
тряпичные, 30шт.
баскетбольные, 15шт.
теннисные, 30шт.
футбольные 15 шт.
3. фишки 10шт.
4. стойки 5 шт.
5. обручи 15шт.
6. скакалки 15шт.
7. кегли 15шт.
8. кубики 15шт.
9. гимнастические скамейки 5шт.
10.гимнастические маты 10шт.
СПИСОК ЛитературЫ
Литература для педагога
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Просвещение, 1989. – 190 с.
2. Бутин, И.М. Физическая культура в начальных классах [Текст] / И.М. Бутин, И.А. Бутина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с. (Библиотека учителя начальной школы) – ISBN 5-305-00002-5.
3. Иванова, Н. Изучение проблем школьника: основные методы психолого-педагогической диагностики / Н. Иванова // Директор МОУДОД ДЮСШ № 3 школы. – 2000. - №7. – С.97-126.
4. Колеченко, А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии / А.К. Колеченко. – СПб.: «Паритет», 1992. – 165 с.
5. Куколевский, Г. Гигиена физкультурника / Г.Куколевский. – М.: «Медицина», 1971. – 80 с., ил.
6. Контвайнис, В. Подвижные игры [Текст]: методические рекомендации / В. Контвайнис, С. Станкявичус / пер. с литовского Р.А. Василевский, спец. редакция канд. пед. наук В.П. Иващенко. – М.: 1990
7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. – ISBN 5-7695-0853-1.
8. Черданцева Т.Р. Использование подвижных игр в соревновательно-игровой деятельности гандболиста [Текст]: методическое пособие / авт.-сост.: Т.Р. Черданцева, Л.Е. Афонина, А.В. Соколова, Е.С. Беланова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 100 с.
9. Яхонтова Е.Р. Юный баскетболист. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
10. Портных Ю.И. и др. Игры в тренировке баскетболистов: Учебное пособие. – СПб ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 1999.
Литература для обучающихся
1. Башкиров, В. Профилактика травм у спортсменов / В.Башкиров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 176 с., ил.
2. Куколевский, Г. Гигиена физкультурника / Г. Куколевский. – М.: «Медицина», 1971. – 80с., ил.
3. Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128с.
4. Логинов, М. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / М.Логинов. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с., ил.
5. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е.Талага, пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с., ил.
Приложение
Игры, направленные на развитие скоростных способностей
« К своим флажкам»
Играющие делятся на 3-4 группы. Группы становятся в круги. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком в руке, вытянутой вверх. По первому сигналу учителя все ученики, кроме игроков с флажками разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся игроки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками по указанию учителя переходят на другое место. После слов учителя: «К своим флажкам!» - играющие открывают глаза и бегут к флажку своего цвета, чтобы первыми построиться в круг. Группа, построившаяся первой, выигрывает.
«Два мороза»
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, Разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к игрокам со словами:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится,
В путь – дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много. Что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
«Пятнашки»
Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих. Один из них - «пятнашка» , другой - убегающий. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон.
По знаку ведущего «пятнашка» обегает круг и старается осалить убегающего. Последний, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В этот момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и «пятнашка» продолжает его преследовать.
Если «пятнашке» удалось догнать и осалить убегающего, они меняются ролями.
Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило: если убегающий встал в круг, то сосед. Находящийся справа, делается «пятнашкой», а прежний «пятнашка» в тот момент становится убегающим. Участникам игры не разрешается перебегать через круг.
«Пустое место»
По жребию один из участников объявляется лишним. Все остальные становятся по кругу лицом к центру на расстоянии примерно одного шага друг от друга. Затем лишний движется по внешней стороне круга и приговаривает: «Я иду, иду, иду, да кому – то на беду. Кого стукну – убегу. Только выбрать не могу». Наконец он слегка хлопает по спине кого – либо из товарищей, и с этого момента они оба становятся соперниками. Потому что задача каждого обежать круг, чтобы занять свободное место, причём один обегает круг по часовой стрелке, а другой – против. После этого всё повторяется, и проигравший вновь движется по кругу за спинами товарищей со словами: «Я иду, иду,…»
«Белые медведи»
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю»-и бежит ловит «медвежат».Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь на помощь!»
Медведь подбегает , осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Когда будут переловлены все «медвежата»- игра заканчивается.
Примечание.
Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь».При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
«Космонавты»
Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет- опоздавшим места нет!» После этих слов все бегут к ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места, идут в центр площадки. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру. Побеждают те участники, которые ни разу не остались без мест в ракете.
Примечание. Игру начинать только по сигналу учителя.
«Вызов номеров»
В этой игре участвуют 2-4 команды, которые выстраиваются в колонны по одному и рассчитываются по порядку номеров и, каждый запоминает свой номер. Впереди каждой колонны на расстоянии 10-15 метров ставится по стойке. Перед играющими проводится стартовая черта, на расстоянии 2 метров от неё – линия финиша. Руководитель вызывает игроков в любом порядке. Вызванные игроки выбегают вперёд, оббегают стойку и возвращаются обратно , Прибежавший к финишу первым получает очко для своей команды и становится на своё место. Руководитель может вызвать некоторых участников 2 раза. Задания можно разнообразить, изменяя форму передвижения : до стойки прыжки на двух ногах , обратно- обычный бег ; до стойки прыжки на одной ноге, обратно- обычный бег и т.д. В начале игры надо сказать, что вызванные игроки выбегают с правой стороны и, финишируя, должны придерживаться правой стороны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Игры, направленные на развитие координационных способностей
«Бегуны»
Играющие образуют две команды, одна из которых находится в квадрате (10x10) . Игроки другой команды стоят в шеренге за пределами площадки. По сигналу учителя первый из шеренги с правого фланга вбегает в квадрат и старается осалить как можно большее количество игроков за 15 с. Затем то же выполняет второй игрок и т. д. осаленные игроки не выбывают из игры. Подсчитывают, сколько всего игроков осалено и затем команды меняются местами.
«Береги ноги»
Играющие делятся на тройки. Игроки в тройке берутся за руки, образуя треугольник. По сигналу играющие стараются наступить на ногу любого из соседей по тройке, стараясь, соответственно уберечь свои ноги. Игрок, наступающий на ногу соседа, получает очко. Побеждает игрок, набравший большее количество очков в заданное время.
«Бой петухов»
Класс делится на две команды, игроки которой становятся в любом месте баскетбольной площадки. Стоять нужно на одной ноге, руки закрепить за спиной. По сигналу каждый игрок старается сбить игрока другой команды так, чтобы он коснулся земли обеими ногами. Толкать можно только плечом или грудью, но, ни в коем случае не руками; запрещается толкать в спину; игрок, коснувшийся земли обеими ногами выбывает из игры; менять ногу можно только до приближении противников, нельзя выпрыгивать за границы площадки - за нарушение этого игрок выбывает из игры; выигрывает команда, у которой остаётся больше невыбитых игроков.
«Выталкивание в приседе»
В круг диаметром 3 м входят два игрока, принимают положение приседа и берутся за руки. Их задача - толкаясь плечами или грудью, заставить друг друга потерять равновесие и коснуться руками, коленями или ягодицами пола. Нельзя заступать за пределы круга. Поединок длиться 2 минуты. Если одолеть друг друга не удалось, объявляется ничья .Можно изменить правила игры и выталкивать соперника ладонями рук.
«Последний выбивает»
Шестёрка (или другое количество) участников игры бежит по кругу вокруг положенных на пол пяти мячей. По свистку каждый старается схватить находящийся ближе к нему мяч. Кто не успел этого сделать – выбывает из игры. Убирают из круга и один из мячей. Игроки бегут в другую сторону и по сигналу стараются овладеть предметом. Наконец, остаются два самых быстрых и ловких игрока, которые встают в 10 шагах от лежащего в центре круга мяча и выполняют по указанию ведущего различные движения. Побеждает тот, кто по сигналу первым схватит мяч.
«Заяц без логова»
Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики» или «логово» зайца. Выбираются двое водящих- «заяц» и «охотник».Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между игроками. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалит «зайца», то они меняются ролями.
«Послушай, поверь и себя проверь»
Всем предлагается положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взять себя за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и взять себя левой рукой за нос, а правой – за ухо.
«Медведь»
Число играющих может быть как угодно велико. Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя и снабжают каждого игрока жгутами, свёрнутыми из носовых платков. На одной из сторон площадки ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой. По сигналу медведь старается осалить игроков. Запятнанный также становится медведем и уже без жгута тоже осаливает игроков. Игра продолжается до тех ,пор пока медведей не станет больше, чем участников.
«Мяч в корзину»
Команды стоят в колонну по одному перед линией броска, за которой на расстоянии 2-4 м установлены большие корзины. По сигналу первые номера, в руках которых по мячу, из стойки ноги врозь поочерёдно выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок переходит в конец колонны. Побеждает команда, у которой больше попаданий.
«Мяч водящему»
Команды стоят в колоннах по одному перед линией броска, каждая из которых образует круг диаметром 4-5 м. В центре круга водящий с мячом. По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч (обусловленным способом) своим игрокам стараясь получить его обратно, не уронив. Мяч должен обойти всех игроков 2-3 раза. Побеждает группа, раньше выполнившая задание и меньшее количество раз уронившая мяч.
«Тяни-толкай»
Дети разбиваются на пары. Каждая пара становится лицом друг к другу и сцепляется руками в локтях. В таком положении дети должны пробежать 20-30 метров до финиша, и не разворачиваясь, вернуться на старт, таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую – спиной.
Правила игры
Дети разбиваются на пары.
Каждая пара становится лицом друг к другу и сцепляется руками в локтях.
В таком положении дети должны пробежать 20-30 метров до финиша, и не разворачиваясь, вернуться на старт, таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую – спиной.
«Цель»
Дети стоят за линией круга. В центре круга - ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который попал мячом в ведущего, встаёт на его место.
«Борьба за мяч»
Играют две команды. На земле чертят площадку. Игроки размещаются на ней в произвольном порядке. Судья подбрасывает мяч вверх. Игроки каждой команды стараются завладеть мячом, перебрасывая его от одного к другому. Цель игры в том, чтобы опустить (но не бросать издалека) за противоположной линией площадки. За это команде засчитывается очко. Игроки могут не только перебрасывать мяч друг другу, но и выходить на свободные места, делать обманные движения. Когда одна из команд получает очко, игру начинают с центра.
«Перестрелка»
Количество играющих -20-25 человек. Площадка делится на две половины, играют две команды .На противоположных сторонах площадки намечаются две линии в 2-3 м от стены зала. Все играющие внутри поля, каждая команда на своей стороне. Одна из команд по жребию получает мяч. По сигналу игроки этой команды начинают мячом пятнать игроков другой команды. Мяч, отскочивший от пола ловят и начинают пятнать противника. Запятнанный игрок выходит из игры. Выигрывает команда, сумевшая быстрее выбить игроков противоположной команды.
«Брось - поймай»
Играющие встают перед натянутой верёвкой (на высоте поднятой вверх руки ребёнка)
В руках у каждого мяч. Дети перебрасывают мяч через верёвку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от земли.
«Мяч в обруч»
На пол кладут один на другой четыре обруча. С двух сторон обручей, напротив друг друга, становятся два игрока с мячами. Один ударяет мячом в пол внутри обручей, второй должен поймать отскочивший мяч и, в свою очередь, сделать то же самое. Игра продолжается до 10 ударов (по 5 ударов на каждого игрока). Если кто-нибудь из играющих не поймал мяч или дотронулся мячом до обручей,- а они всегда при этом разваливаются- тот проиграл.
«Передал-садись»
Участвуют две команды. Ребята встают на расстоянии 3-4 шагов одна от другой. В 5-6 шагах перед колонной проводят черту, за которую выходят капитаны. По сигналу капитаны передают мяч первому игроку своей команды, который ловит и возвращает его обратно, сразу же принимает положение упор присев. Капитан перебрасывается мячом со вторым, третьим и другими игроками команды. Каждый сделавший ответную передачу приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, раньше закончившая передачи без нарушения правил.
Игры, направленные на развитие гибкости
«Палку за спину»
Команды строятся в колонны. Игроки стоят в полушаге друг от друга. Первые номера держат перед собой за оба конца гимнастическую палку. По общему сигналу игроки передают палки сзади стоящим партнёрам. При этом игрок поднимает руки вверх и (не отпуская концов палки и слегка прогибаясь) переводит палку за спину. Руки остаются выпрямленными. Игрок, стоящий сзади, принимает палку и таким же способом передаёт её дальше. Последний игрок колонны, получив палку, бежит с нею вперёд (в то время как все делают шаг назад) и, заняв место во главе колонны, снова передаёт её по колонне назад.
Игроку, стоящему сзади, нельзя брать палку, если партнёр не пронёс её назад до конца, и она находится за головой стоящего впереди партнёра. Если игрок отпустил один конец палки или уронил её, это также считается ошибкой. Побеждают игроки команды, закончившие передачу не только быстрее других, но и с меньшим числом ошибок.
«Гонка мячей по кругу»
Игроки двух или трех команд стоят на расстоянии 1 шага друг от друга и передают мячи по колонне следующими способами:
1. передают мяч назад двумя руками за головой, а обратно по колонне (все поворачиваются кругом) из рук в руки под ногами;
2. игрок, передающий мяч, держит его за спиной, поворачиваются лицом к сзади стоящему партнёру и, наклонившись вперёд, передаёт ему мяч из-за спины. Когда мяч дойдёт до последнего игрока колонны, он таким же образом (переводя мяч за спину) снова направляет его вперёд. Каждый игрок во время передачи мяча поворачивается кругом;
3. игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо (не отрывая ступней от пола). Игрок, стоящий сзади, получив мяч, направляет его вперёд с другой стороны. Теперь уже каждый принимает мяч, поворачивая туловище налево.
Во всех вариантах игры мяч может обойти колонну два или три раза (согласно условию). При этом игроки всех участвующих команд не бегают по площадке, а стоят на месте.
«Бег раков»
Эстафета проводится в параллельных или встречных колоннах. Первые номера садятся на пол, опираясь руками сзади. По сигналу они устремляются вперёд, оторвав от земли таз и перебирая руками и ногами. Следующие игроки вступают в борьбу, когда финишируют их предшественники. За касание пола тазом во время передвижения снимается очко из тех 10 или20, которые присуждаются каждой команде перед началом игры. За быстроту действий командам начисляются поощрительные очки.
«Мостик и кошка»
Игроки двух команд стоят в колонну по одному у линии старта. Перед ними в 5 и 10 шагах прочерчиваются два круга (диаметром 1 м). По сигналу первые номера выбегают вперёд и, оказавшись в первом круге, делают «мост». Затем вперёд устремляется второй игрок. Он пролезает под мостиком и бежит в дальний круг, где принимает упор, стоя согнувшись (выгнув спину как «кошка»). Теперь уже первый номер бежит в дальний круг и пролезает между руками и ногами партнёра. После этого оба игрока, взявшись за руки, бегут к своей команде. Как только они пересекут линию старта, выбегают по очереди новые два игрока, а прибежавшие встают в конец колонны. Когда они вновь окажутся впереди всех, игра продолжается, причём игроки меняются ролями. Эстафета заканчивается, когда каждая пара выполнит задание по два раза.
Игры, направленные на развитие скоростных способностей
« К своим флажкам»
Играющие делятся на 3-4 группы. Группы становятся в круги. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком в руке, вытянутой вверх. По первому сигналу учителя все ученики, кроме игроков с флажками разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся игроки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками по указанию учителя переходят на другое место. После слов учителя: «К своим флажкам!» - играющие открывают глаза и бегут к флажку своего цвета, чтобы первыми построиться в круг. Группа, построившаяся первой, выигрывает.
«Два мороза»
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, Разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к игрокам со словами:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится,
В путь – дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много. Что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
«Пятнашки»
Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих. Один из них - «пятнашка» , другой - убегающий. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон.
По знаку ведущего «пятнашка» обегает круг и старается осалить убегающего. Последний, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В этот момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и «пятнашка» продолжает его преследовать.
Если «пятнашке» удалось догнать и осалить убегающего, они меняются ролями.
Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило: если убегающий встал в круг, то сосед. Находящийся справа, делается «пятнашкой», а прежний «пятнашка» в тот момент становится убегающим. Участникам игры не разрешается перебегать через круг.
«Пустое место»
По жребию один из участников объявляется лишним. Все остальные становятся по кругу лицом к центру на расстоянии примерно одного шага друг от друга. Затем лишний движется по внешней стороне круга и приговаривает: «Я иду, иду, иду, да кому – то на беду. Кого стукну – убегу. Только выбрать не могу». Наконец он слегка хлопает по спине кого – либо из товарищей, и с этого момента они оба становятся соперниками. Потому что задача каждого обежать круг, чтобы занять свободное место, причём один обегает круг по часовой стрелке, а другой – против. После этого всё повторяется, и проигравший вновь движется по кругу за спинами товарищей со словами: «Я иду, иду,…»
«Белые медведи»
На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий – «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размещаются по всей площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю»-и бежит ловит «медвежат».Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь на помощь!»
Медведь подбегает , осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных берутся за руки и ловят остальных «медвежат».Когда будут переловлены все «медвежата»- игра заканчивается.
Примечание.
Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь».При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.
«Космонавты»
Играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет- опоздавшим места нет!» После этих слов все бегут к ракетодрому и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места, идут в центр площадки. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру. Побеждают те участники, которые ни разу не остались без мест в ракете.
Примечание. Игру начинать только по сигналу учителя.
«Вызов номеров»
В этой игре участвуют 2-4 команды, которые выстраиваются в колонны по одному и рассчитываются по порядку номеров и, каждый запоминает свой номер. Впереди каждой колонны на расстоянии 10-15 метров ставится по стойке. Перед играющими проводится стартовая черта, на расстоянии 2 метров от неё – линия финиша. Руководитель вызывает игроков в любом порядке. Вызванные игроки выбегают вперёд, оббегают стойку и возвращаются обратно. Прибежавший к финишу первым получает очко для своей команды и становится на своё место. Руководитель может вызвать некоторых участников 2 раза. Задания можно разнообразить, изменяя форму передвижения : до стойки прыжки на двух ногах , обратно- обычный бег ; до стойки прыжки на одной ноге, обратно- обычный бег и т.д. В начале игры надо сказать, что вызванные игроки выбегают с правой стороны и, финишируя, должны придерживаться правой стороны. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей
«Волк во рву»
Посередине площадки проводятся две параллельные линии шириной около метра. «Ров» можно выложить скакалками. Выбирают один или два «волка». Они становятся во рву. Все остальные играющие – «козы» размещаются на одной стороне площадки, на «пастбище».
По сигналу «козы» перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. «Волки», не выходя изо рва, стараются осалить, возможно, большее количество «коз».
Подсчитываются осаленные «козы», и игра продолжается. «Волки» меняются после 2-3 перебежек.
«Сторож, зайцы и Жучка»
Место игры размечают линиями. Первую линию чертят в 2-3 шагах от одной из коротких сторон площадки, вторую на 3 шага дальше от первой. Участок между короткой стороной площадки и первой линией – «избушка сторожа». Полоса между первой и второй линией – «двор». Посередине площадки учащиеся держат короткие скакалки на высоте 40-60 см. Они будут изображать забор. Участок между «забором и второй чертой – «огород». Отступив на 3-4 шага от другой короткой стороны площадки, обозначаются кружками четыре «заячьи норы». Двух игроков выбирают водящими. Один из них «сторож». Согласно правилам игры, он находится в «избушке». Другой игрок – «Жучка». «Жучка» бегает по «двору». Остальные участники играют роль зайцев. Они поровну размещаются в «норах». Если играющих много, то в каждой «норе» они стоят рядами, по 2-3 человека. По сигналу педагога «зайцы», составляющие первые тройки во всех «норах», выбегают вперёд, прыгают через скакалки и попадают в «огород», где присаживаются, шевелят ушами, т.е. поднимают руки выше головы и шевелят пальцами, изображая уши. «Зайцы» забрались в «огород», чтобы полакомиться капустой. Когда «зайцы» окажутся в «огороде», «сторож» по первому сигналу учителя выходит во «двор», по второму – три раза хлопает в ладоши, как бы стреляя из ружья. После первого «выстрела» «зайцы» должны убегать с «огорода» к себе в «норы». При этом им необходимо пролезть через скакалки, стараясь не задеть их. После третьего «выстрела». «Жучка» имеет право догонять убегающих «зайцев». Настигнув «зайца», водящий салит его. Те «зайцы», которые успели спастись в «норах», считаются в безопасности. Прибежавшие встают позади ожидающих очереди бегать. Настигнутые «зайцы» остаются на том месте, где их осалил водящий. Когда те «зайцы», которых не настигла «Жучка», прибегут в «норы», педагог отмечает попавшихся и после этого выпускает их. «Жучка» идёт на своё место.
В таком же порядке игра продолжается и дальше, но при каждой новой перебежке «Жучка» и «сторож» меняются ролями. Из всех «нор» по очереди выбегают вторые, третьи и т.д. тройки «зайцев». Наиболее ловкими считаются те, кто ни разу не попался «Жучке» или попались меньшее количество раз.
Правила:
1. Догоняя «зайцев», «Жучка» может подлезать под скакалки или перепрыгивать через них, останавливать любое количество «зайцев».
2. «Жучка» не имеет права касаться рукой «зайцев», находящихся в «норах».
3. Скакалки надо держать свободно и легко отпускать их при задевании прыгающими.
«Воробушки – попрыгунчики»
|