|
Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся
муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида»
-
-
-
-
-
-
Утверждаю
Директор МБСКОУ «ЗКШИ»
____________ Л.А.Музыка
Приказ №_______
От « ___» августа 2013 г
|
Согласовано на МО
Учителей
Протокол № ___
От «____» августа 2013 г.
Руководитель МО ________________
И.Я.Трегубова
|
Рабочая учебная программа по предмету:
«Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»
для обучающихся 5- х классов VIII вида
на 2013-2014 уч. год
на 35 часов
Составлена на основе коррекционно-развивающей программы
Череповецкого центра психолого-медико-социального сопровождения / Науч. ред. О. А. Денисова, Н. В. Афанасьева. —
Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. — 256 с.
Программу составила Некрасова Светлана Викторовна
с. Зарубино, 2013
Пояснительная записка
В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей коррекционных программ.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой. Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения..
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся по программе специального (коррекционного) VIII вида.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Новизна программы в том, что ее результатом является - успешная социальная адаптация в дальнейшем.
Задачи коррекционной работы:
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;
- сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;
- создание благоприятного психологического климата;
- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);
- формирование образа «Я», навыков самопознания;
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Пути реализации программы:
Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым потребностям ребёнка.
4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Методы и формы реализации программы
Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы. В ходе занятий использовались следующие методические средства:
Арт – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение.
Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием.
Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Перспективы.
- Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;
- Расширение возможности их общения в современном обществе;
- Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- Освоение навыков работы в коллективе.
Содержание программы.
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
- беседы, опросы, наблюдения;
- словесные игры;
- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
- система упражнений по развитию познавательных процессов;
- элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает 4 основных блока:
Развитие и коррекция познавательной сферы:
- развитие внимания, памяти, мышления;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
- умение определять личностные качества свои и других людей;
- формирование адекватной самооценки;
- достоинства и недостатки;
- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости;
- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
- понятие группового давления и принятие собственного решения;
- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
- поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
- понятие насилия и права защищать свои границы;
- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;
- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;
- коррекция агрессивности обучающихся.
Учебный план
по «Обязательным индивидуальным и групповым коррекционным занятиям»
-
№ п/п
|
Наименование разделов программы
|
Количество часов
|
1
|
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий
|
1
|
2
|
Развитие и коррекция познавательной сферы
|
10
|
3
|
Самопознание. Что я знаю о себе
|
7
|
4
|
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие
|
8
|
5
|
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы
|
9
|
|
Итого часов:
|
35
|
Содержание программы для учащихся 6 класса «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия».
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий (1 часа).
Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание (7 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости. отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения. формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.
Планируемый результат:
- Повышение продуктивности внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах;
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- уметь отстаивать свое мнение;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Раздел программы
|
Тема урока
|
Дата
|
Кол-во час
|
Задачи
|
Домашнее задание
|
Наглядность и оборудование
|
Понятийный аспект
|
Знания и умения
|
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий
|
Диагностика
|
06.09.13
|
1
|
1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;
2. комплектование групп для коррекционных занятий;
3. воспитание положительного отношения к занятиям
|
|
|
|
|
Развитие и коррекция познавательной сферы
|
Увеличение объема внимания и наблюдательности
|
13.09.13
|
1
|
1. Увеличение объема внимания учащихся;
2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;
3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру
|
Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»
|
Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы
|
Внимание, наблюдательность
|
Уметь наблюдать и быть внимательным к окружающему
|
Увеличение уровня распределения внимания
|
20.09.13
|
1
|
1. Увеличение уровня распределения внимания;
2. коррекция избирательности внимания;
3. воспитание настойчивости и выдержки
|
Закрепить упражнение «Обратный счет»
|
Бумага, карандаши
|
Распределение внимания
|
Уметь выполнять два различных действия одновременно
|
Усиление концентрации и устойчивости внимания
|
27.09.13
|
1
|
1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;
2. развитие умения регулировать свои действия;
3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).
|
Упражнение «Выполни по образцу»
|
Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки
|
Концентрация внимания, устойчивость
|
Уметь удерживать и концентрировать внимание, анализировать элементы картинки, находить отличия
|
Тренировка переключения внимания
|
04.10.13
|
1
|
1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;
2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;
3. формирование умения доводить начатое дело до конца.
|
Работа с красно-черной таблицей
|
Красно-черная таблица
|
Переключение внимания
|
Уметь переключать внимание и выполнять упражнение в соответствии с инструкцией
|
Развитие слуховой памяти
|
11.10.13
|
1
|
1. Обучение приемам запоминания;
2. развитие и коррекция слуховой памяти;
3. воспитание настойчивости и выдержки.
|
Запомнить «звуки леса»
|
Небольшой рассказ
|
Слуховая память
|
Уметь запоминать рассказ и отвечать на вопросы педагога по тексту
|
Развитие зрительной памяти
|
18.10.13
|
1
|
1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;
2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;
3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.
|
Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»
|
Репродукция картины в жанре бытовой живописи
|
Зрительная память
|
Уметь запоминать и воспроизводить содержание картины
|
Развитие ассоциативной памяти
|
25.10.13
|
1
|
1.Развитие ассоциативной памяти;
2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;
3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.
|
Составить ассоциативный ряд для запоминания
|
Карточки с заданиями
|
Ассоциации
|
Уметь воспроизводить первоначальные слова по ассоциативному ряду
|
Развитие мыслительных навыков: классификация
|
01.11.13
|
1
|
1. Формирование мыслительных навыков: классификация;
2. развитие интересов и познавательной активности;
3. воспитание положительного отношения к учебе.
|
Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу
|
Карточки с объектами для классификации
|
Мышление, классификация
|
Уметь видеть главное, существенное для отнесения предмета к какому-либо виду
|
Развитие мыслительных навыков: обобщение
|
15.11.13
|
1
|
1. Формирование мыслительных навыков: обобщение;
2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;
3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.
|
Найти общий признак объектов и дать обобщенное название
|
Карточки с заданиями
|
Мышление, обобщение
|
Уметь обобщать и делать выводы
|
Причинно-следственные отношения
|
22.11.13
|
1
|
1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;
2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;
3. воспитание интереса к различным видам деятельности
|
Найдите причину заданных событий
|
Карточки с заданиями
|
Причина, следствие
|
Уметь находить понятия, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях
|
Самопознание. Что я знаю о себе
|
Зачем нужно знать себя?
|
29.11.13
|
1
|
1. Формирование мотивации к самопознанию;
2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира;
3. воспитание самостоятельности, самоконтроля
|
Выполнить рисунок «Я в лучах солнца»
|
Тетради, карандаши
|
Самопознание
|
Знать свои положительные и отрицательные качества
|
Мое тело
|
06.12.13
|
1
|
1. Закрепление знаний о своем теле;
2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;
3. воспитание внимательного отношения к окружающим
|
Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка»
|
Фотографии мальчиков и девочек
|
Тело, противоположности
|
Знать гендерные различия
|
Мой волшебный мир
|
13.12.13
|
1
|
1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;
2. развитие навыков самопознания;
3. гармонизация эмоционального состояния
|
Ответьте на вопрос «Какой Я?»
|
Карточки с различными качествами характера
|
Внутренний мир
|
Стремиться к самопознанию, иметь понятие о собственном «внутреннем» мире
|
Самоценность
|
20.12.13
|
1
|
1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;
2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;
3. воспитание уверенности в себе
|
Ответьте на вопросы
|
Тетради, карандаши, листы формата А 4
|
Самооценка
|
Уметь адекватно себя оценивать и принимать себя
|
Мои достижения
|
27.12.13
|
1
|
1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;
2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки;
3. воспитание самостоятельности, рассудительности.
|
Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести
|
Листы с надписями «Продаю», «Покупаю»
|
Достоинства, недостатки
|
Уметь находить в себе достоинства и признавать свои недостатки
|
Буду делать хорошо и не буду плохо
|
17.01.14
|
1
|
1. Формирование навыка уверенного поведения;
2. развитие умения регулировать свои действия;
3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.
|
Подумайте, какие люди вам больше нравятся
|
Мяч, бланки с тестом, листы бумаги
|
Уверенность, неуверенность, сильная личность
|
Уметь регулировать свои действия
|
Развитие коммуникативных навыков. Я и другие
|
Взаимодействие
|
24.01.14
|
1
|
1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека;
2. развитие навыков общения;
3. воспитание общительности, чуткости
|
Повторить, что такое взаимодействие
|
Тетради, ручки, листочки для записей
|
Совместная работа, взаимодействие
|
Знать, что такое взаимодействие.
|
Как мы видим друг друга
|
31.01.14
|
1
|
1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;
2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;
3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки
|
Назовите положительные качества своего друга
|
Карточки с положительными и отрицательными качествами
|
Личностные качества
|
Уметь определять личностные качества свои и других людей
|
Я глазами других
|
07.02.14
|
1
|
1. Формирование способности к самопознанию;
2. развитие способности принимать друг друга;
3. воспитание уважения друг к другу
|
Закончите предложения
|
Тетради, карандаши, мяч
|
Самоанализ
|
Уметь анализировать отношение других к себе.
|
Дружба начинается с улыбки
|
14.02.14
|
1
|
1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого;
2. развитие умения вступления в контакт.
3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека
|
Подумайте с какими людьми вам нравится общаться
|
Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?»
|
Умение слушать, умение слышать
|
Уметь слушать другого, понимать необходимость жить в согласии с собой и другими
|
Разговор взглядов. Пойми меня
|
21.02.14
|
1
|
1.Формирование умения понимать друг друга;
2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;
3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу
|
Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении
|
Бланки с пословицами для каждого обучающегося
|
Понимание
|
Уметь понять другого, уметь по выражению лица, по позе, по глазам определять чувства другого
|
Умеем ли мы вежливо общаться?
|
28.02.14
|
1
|
1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;
2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;
3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу
|
Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы
|
Тетради с записями
|
Вежливость
|
Знать определение понятия «вежливость», быть вежливым по отношению к другим
|
Поведение в общественных местах
|
07.03.14
|
1
|
1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения;
2. развитие умения регулировать свои действия;
3. воспитание навыков культурного поведения
|
Повторить правила этикета
|
Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей
|
Этикет, правила поведения
|
Знать основные правила этикета
|
Урок мудрости (уважение к старшим)
|
14.03.14
|
1
|
1.Формирование навыка ведения беседы;
2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи;
3. воспитание потребности в самоорганизации
|
Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом
|
Карточки с заданиями по культуре беседы
|
Беседа, диалог
|
Знать, что такое беседа, уметь вести беседу
|
Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции
|
21.03.14
|
1
|
1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;
2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;
3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу
|
Закрепить основные понятия
|
Пиктограммы с изображением различных эмоций
|
Чувства, эмоции
|
Узнавать внешние эмоциональные проявления
|
Чувства и поступки
|
04.04.14
|
1
|
1. Формирование умения выражать свои чувства;
2. развитие эмоциональных и волевых процессов;
3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки
|
Подготовить рассказ «Как я злюсь»
|
Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А
|
Агрессия, обида, выражение
|
Уметь приемлемым способом выражать эмоции и чувства
|
Стресс
|
11.04.14
|
1
|
1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния;
3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)
|
Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит)
|
Тетрадь для записей, ручка
|
Настроение, эмоциональное состояние
|
Уметь распознавать собственные эмоциональные состояния
|
Почему некоторые привычки бывают вредными
|
18.04.14
|
1
|
1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;
2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;
3. воспитание ответственности, самоконтроля
|
Попробуйте избавиться от вредных привычек
|
Тетради, ручки, ватман, маркер
|
Вредная привычка, соблазн, зависимость
|
Иметь представления о вредных привычках, зависимостях, об опасностях вредных привычек, уметь противостоять соблазну
|
Умей выбирать
|
25.04.14
|
1
|
1. Формирование представлений об ответственности и доверии;
2. коррекция существующего опыта ответственности;
3. воспитание самоконтроля, рассудительности
|
Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?»
|
Тетрадь для записей, ручка
|
Ответственность, доверие
|
Знать, что такое ответственность, уметь отвечать за свои поступки
|
Я отвечаю за свое решение
|
02.05.14
|
1
|
1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;
2. развитие способности принимать собственное решение;
3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности
|
Можете ли вы противостоять мнению коллектива?
|
Тетрадь для записей, ручка
|
Групповое давление, собственное решение
|
Уметь принимать собственное решение, бесконфликтно, но твердо противостоять давлению группы
|
Хозяин своего «Я»
|
16.05.14
|
1
|
1. Формирование умения контролировать свое поведение;
2. развитие способности управлять собственными поступками;
3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.
|
Повторить способы защиты прав
|
Тетрадь для записей, ручка
|
Права, границы, насилие
|
Уметь защищать свои права, противостоять насилию
|
Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях
|
23.05.14
|
1
|
1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;
2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;
3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля
|
Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт
|
Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?»
|
Конфликт, конфликтная ситуация
|
Уметь предотвращать конфликт и выходить из проблемной ситуации
|
Надо ли уметь сдерживать себя?
|
30.05.14
|
1
|
1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;
2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;
3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки
|
Повторить упражнение «Злые кошки»
|
Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка
|
Агрессия, агрессивное поведение
|
Уметь контролировать свои агрессивные устремления и выражать их в формах, приемлемых в определенном обществе
|
Список литературы
Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков школьников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. – Обнинск.: Принтер, 1993. – 20с.
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 1995.
Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 .
Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы./ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4 – 6 классов. Киев., 1994.
Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 .
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
|
|
|