№ урока
|
Тема урока.
Основное содержание.
|
Кол-во
часов
|
Формы и виды контроля
|
Дата
|
Примечание
|
I четверть (27 часов)
|
Введение (1 час)
|
1
|
Введение.
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
Тестирование.
|
1
|
Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
|
|
|
Древнерусская литература (7 часов)
|
2
|
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
|
1
|
Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
|
ИКТ
|
3
|
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
|
1
|
Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.
|
|
ИКТ
иллюстрации
|
4
|
Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
|
1
|
Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
5
|
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
|
1
|
Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?
|
|
ИКТ
иллюстрации
|
6
|
Практикум. Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…»
|
1
|
Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...».
Анализ образа автора.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
7
|
Практикум. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
|
1
|
Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
8
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову о полку Игореве…»
|
1
|
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением.
Домашнее сочинение.
|
|
ИКТ иллюстрации
|
Литература XVIII века (11 часов)
|
9
|
Характеристика русской литературы ХVIII века.
Особенности русского классицизма.
|
1
|
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.
|
|
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
10
|
Практикум. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
|
1
|
Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
Выразительное чтение и анализ стихотворения.
|
|
Отрывок наизусть
|
11
|
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».
Жанр оды.
|
1
|
Ода как жанр лирической поэзии.
Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.
|
|
Выраз. чтение отрывков из оды.
иллюстрации
|
12
|
Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
|
1
|
Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.
Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.
Ораторские интонации в стихотворении.
|
|
ИКТ
Выраз. чтение.
иллюстрации
|
13
|
Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
|
1
|
Выразительное чтение стихотворения «Памятник».
Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Наизусть
|
14
|
А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Жанр путешествия.
|
1
|
Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
|
Пересказ глав
ИКТ
Иллюстрации
|
15
|
Практикум. А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения
|
1
|
Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.
Анализ прочитанной главы.
|
|
Пересказ главы;
ИКТ
Иллюстрации
|
16
|
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
|
1
|
Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;
Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение
|
|
Пересказ
ИКТ
Иллюстрации
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
17
|
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.
|
1
|
Анализ стихотворения «Осень».
Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы.
|
|
Пересказ
ИКТ
Иллюстрации Выраз. чтение
|
18
|
Практикум. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
|
1
|
Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
19
|
Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя.
|
1
|
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем.
|
|
|
Литература XIX века (46 часов)
|
20
|
Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Романтизм, реализм.
|
1
|
Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.
Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
|
|
Печатные пособия (демонстрационные таблицы)
|
21
|
Практикум. Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.
|
1
|
Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».
Романтический образ моря.
Границы выразимого. Отношение романтика к слову.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
22
|
Практикум. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
|
1
|
Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение, цитирование
|
23
|
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
|
1
|
Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
24
|
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения.
Действие I комедии.
|
1
|
Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.
Утро в доме Фамусова.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
25-26
|
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии
|
2
|
Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.
Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.
Фамусов-Чацкий-Софья.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Инсценирование
|
II четверть (21 час)
|
27
(1четв)
28
|
Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!»
Анализ III действия.
|
2
|
Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.
Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.
Софья-Чацкий-Молчалин.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Инсценирование
|
29
|
Р.р. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.
Анализ IV действия.
|
1
|
« Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».
Прозрение героев.
Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.
Комментированное чтение.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Инсценирование
|
30
|
Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
|
1
|
Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).
Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».
|
|
Конспектирование статьи
|
31
|
Р.р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».
|
1
|
Сочинение
|
|
ИКТ
|
32
|
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин
|
1
|
Сжатый пересказ статьи учебника;
просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
|
30
|
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».
|
1
|
Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение наизусть.
|
33
|
Семинар. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.
|
1
|
Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.
«На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть.
|
34
|
Практикум. Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
|
1
|
Раздумья о смысле жизни и поэзии.
«Пророк», «Памятник», «Бесы».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
Чтение наизусть
|
35
|
Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)
|
1
|
Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста.
|
|
ИКТ
|
36
|
Контрольная работа
по романтической лирике начала ХIХ века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.
|
1
|
Контрольные вопросы и задания.
|
|
|
37
|
Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.
|
1
|
Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко.
|
|
|
38
|
«Собранье пестрых глав».
Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
|
1
|
Ответы на вопросы.
История создания, композиция и сюжет, авторские отступления.
|
|
ИКТ
|
39
|
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.
|
1
|
Работа с текстом.
Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.
Изображение поместного дворянства.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
|
40
|
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
|
1
|
Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
|
41
|
Практикум. «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем.
|
1
|
Ответы на вопросы.
Обучение анализу.
Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Отрывок наизусть
|
42
|
Семинар. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».
|
1
|
Лирические отступления и их роль в романе.
Энциклопедия русской жизни.
|
|
ИКТ
Конспектирование статьи В.Г.Белинского
|
43
|
Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
|
1
|
Домашнее сочинение
|
|
|
44
|
Вн.чт. «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства». Анализ произведения.
Трагедия.
|
1
|
Проблема «гения и творчества».
Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
45
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.
Анализ стихотворений.
|
1
|
Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус».
Работа с алгоритмом анализа.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Стихотв. наизусть.
|
46
|
Практикум.
Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.
|
1
|
Работа с алгоритмом анализа лирического текста.
«Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Стихотв. наизусть.
|
47
|
Практикум.
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.
|
1
|
Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений.
|
III четверть (30 часов)
|
48
|
Семинар. Эпоха безвременья в лирике поэта.
|
1
|
Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума»,
« Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.
|
|
Выраз. чтение стихотворений.
|
49
|
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.
|
1
|
Первый психологический роман в литературе. Роман
о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
|
50
|
Практикум.
Печорин как представитель «портрета поколения».
Загадки образа Печорина.
|
1
|
Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование.
Главы «Бэла», «Максим Максимыч».
|
|
ИКТ
|
51
|
Практикум.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
|
1
|
Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
52
|
Семинар. Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
|
1
|
Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
Подготовка к контрольной работе.
|
|
|
53
|
Контрольная работа
по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
|
1
|
Контрольная работа
|
|
|
54
|
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
|
1
|
«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
55
|
Поэма «Мёртвые души».
Практикум. Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.
|
1
|
Смысл произведения, особенности жанра. Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души».
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
56
|
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.
|
1
|
Характеристика города и героев литературного произведения.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
57
|
Р.р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
|
1
|
«Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме.
Подготовка к сочинению.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
Сочинение
|
58
|
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.
Комедия как жанр драматургии.
|
1
|
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Ролевое чтение.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
59
|
Вн.чт.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.
|
1
|
Рассказ о писателе, определение черт личности героя.
Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»),чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
|
|
Иллюстрации
Пересказ эпизодов
|
60
|
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
|
1
|
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора.
Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Жанровые особенности рассказа.
Защита мини-проектов
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
61-62
|
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.
|
2
|
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
|
|
Иллюстрации
|
63
|
Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений по выбору учащихся).
|
1
|
Сочинение
|
|
|
64
|
Вн.чт.
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
|
1
|
Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
|
|
ИКТ
Выраз. чтение стихотворений.
|
Русская литература XX века (24 часов)
|
65
|
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
|
1
|
Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века. Жанры, литературные направления..
|
|
|
66
|
И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
Практикум.
Мастерство Бунина. Лиризм повествования.
|
1
|
Анализ рассказа, монологические ответы.
Защита мини-проектов.
|
|
ИКТ
|
67-68
|
М.А.Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.
|
2
|
История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
|
|
Фрагменты худ. фильма
Иллюстрации
|
69-70
|
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.
Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра.
|
2
|
Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.
Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
|
|
ИКТ
Фрагменты худ. фильма
Иллюстрации
|
71
|
Вн. чт. М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».
|
1
|
Тема Великой Отечественной войны в творчестве Шолохова.
Экранизация произведений М.А.Шолохова. Герои Шолохова на экране.
|
|
Фрагменты худ. фильма
|
72
|
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
|
1
|
Рассказ о писателе.
Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
73
|
Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.
|
1
|
Картины послевоенной деревни. Тема праведничества.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
74
|
Р.р. Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.
|
1
|
Сочинение
|
|
|
75
|
Русская поэзия Серебряного века.
|
1
|
Лекция. Урок-концерт.
Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
76
|
Практикум.
А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.
|
1
|
Высокие идеалы и предчувствие перемен.
«Ветер принёс издалёка…».
|
|
ИКТ, видео
Иллюстрации
|
77
|
Трагедия лирического героя в «страшном мире».
Своеобразие лирических интонации.
|
1
|
Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
«О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».
|
|
ИКТ, видео
Иллюстрации
|
|
IV четверть (24 часа)
|
|
|
|
|
78
|
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина.
|
1
|
«Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».
|
|
ИКТ, видео
Иллюстрации
|
79
|
Практикум.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.
|
1
|
Народно-песенная основа лирики С.Есенина.
«Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая».
|
|
ИКТ, видео
Иллюстрации
|
80
|
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.
Практикум.
Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
|
1
|
« Послушайте!»,
« А могли бы?», «Люблю» (отрывок).
Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.
|
|
ИКТ Иллюстрации
|
|
81-82
|
М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
Практикум.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
|
2
|
«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…»,
« Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?».
«Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
|
|
ИКТ Иллюстрации
|
83
|
Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.
Тема гармонии с природой, любви и смерти.
|
1
|
« Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана», « Можжевеловый куст»,
« О красоте человеческих лиц», « Завещание».
|
|
ИКТ Иллюстрации
|
84-85
|
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Практикум.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
|
2
|
Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»;
Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи».
|
|
ИКТ Иллюстрации
|
86
|
Практикум.
Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
|
1
|
« Красавица моя, вся стать…», «Перемена»,
« Весна в лесу», « Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…»
|
|
ИКТ Иллюстрации
|
87-88
|
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.
«Страна Муравия» (отрывки из поэмы).
Практикум. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».
|
2
|
«Страна Муравия», «Урожай», «Весенние строчки».
Мечта о преображении Родины.
|
|
|
89
|
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
|
1
|
Литературно-музыкальная композиция.
Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом».
|
|
ИКТ Иллюстрации
|
90
|
Р.р. Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.
|
1
|
Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем.
|
|
|
91-93
|
Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков.
|
3
|
А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб.
А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин.
|
|
|
Зарубежная литература (9 часов)
|
94
|
Вн. чт. Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
|
1
|
Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».
|
|
|
95
|
Вн. чт. Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…».
|
1
|
Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками.
«Я воздвиг памятник…».
Традиции оды Горация в русской поэзии (Державин и Пушкин).
|
|
|
96
|
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её философский характер.
|
1
|
Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
|
|
|
97
|
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.
|
1
|
Акт 1-2. «Гамлет» – «пьеса века».
Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
|
|
ИКТ
Сцены из спектакля
Иллюстрации
|
98
|
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.
Вн. чт. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.
|
2
|
Эпоха Просвещения.
«Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни.
|
|
ИКТ
Иллюстрации
|
Обобщение и повторение (3 часа)
|
99 - 100
|
Р.р. Классное сочинение
«Герои и проблемы современной литературы».
|
2
|
Сочинение-отзыв о произведениях писателей конца XX века.
(По произведениям В.М.Шукшина (шукшинские «чудики»), А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», В.Распутина «В ту же землю…», А.Вампилова «Старший сын»).
|
|
|
101
|
Тестирование.
|
1
|
Выявление уровня литературного развития учащихся.
Итоги года и задание для летнего чтения.
|
|
Итоговый тест
|
102
|
Итоговый урок
|
1
|
Рекомендации на лето
|
|
|