|
Протокол № от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора по ур
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шереметьевская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________ / Г.В. Попов
Протокол № ___
от «__»_____20__г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_________ /О.Г. Донскова/
«____»_____20__ г.
|
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Шереметьевская СОШ»
___________/ Е.В.Перова/
Приказ № ______
от «____» ________20__ г. от
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету история
класс 5
составитель Ахмадиев Спартак Мансурович
квалификационная категория I
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______от
« »___________20___ г.
Рабочая программа по учебному предмету «История Древнего мира »
5 класс
Авторы программы А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.)
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253)
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс [ Текст]: учеб.для общеобразоват. учреждений/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2012.
Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс [ Электронный ресурс]: электрон.прил. к учебнику/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2008. – 1 электрон. опт.диск (CD -ROM).
Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс [ Текст]: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток/Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2012.
Годер Г.И. История Древнего мира. 5 класс [ Текст]: рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим/Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2012.
Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс [ Текст]: пособие для учителя/Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2009.
ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008. URL:http://standart.edu.ru
ООП ОО МБОУ «Шереметьевской СОШ».
Учебный план МБОУ «Шереметьевская СОШ».
Локальный акт образовательного учреждения (Положение о рабочей программе, утверждено приказом МБОУ «Шереметьевская СОШ»)
Данная рабочая программа курса «история Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира».
Общая характеристика учебного предмета
Целью учебного предмета История Древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые служат одной из основ их общей образованности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Задачи учебного предмета:
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства).
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что даст возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.
-
Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от современного.
Место учебного предмета
Учебный предмет «История Древнего мира» в изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе – 34 учебных недели (68 часов)
Результаты освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.)
Познавательные универсальные учебные действия:
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
готовность к сотрудничеству с соучениками; коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
Предметные результаты:
-
овладеть целостными представлениями об историческом пути человечества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного предмета
Что изучает история ( не менее 10 ч)
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.
Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого.
Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика.
Россия – многонациональное государство.
Всеобщая история. История Древнего мира ( не менее 45 ч)
Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.
Первобытное общество
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.
Зарождение искусства.
Древний Восток
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.
Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.
Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.
Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретерия. Великая Китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.
Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.
Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.
Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должен знать:
- основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников.
Должен уметь:
- определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;
- читать историческую карту и показывать на на исторической карте территории расселениянародов, границ государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событиях;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия.
Список литературы для учителя
Азимов А. Древний Восток /А.Азимов. – М.: Аст, 2006.
Алексеев С.И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс /С.И.Алексеев. – М.: Русское слово, 2006.
Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Кн. 2: энциклопедия для школьника / В.П. Бутромеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Буданова В.П. Древний Рим /В.П.Буданова, В.Н.Токмаков, В.И.Уколова. – М.: Астрель: Аст,2006.
Булычев К. Тайны античного мира /К.Булычев. – М.: Дрофа-плюс, 2006.
Бейкер Дж. Август. Первый император Рима /Дж.Бейкер. – М.: Центрполиграф, 2003.
Буркхард Я. Век Константина Великого / Я.Буркхард. – М.:Центрполиграф, 2003.
Гиббон Э.М. история упадка и крушения Римской империи / Э.М. Гиббон. – М.: Олма-Пресс, 2002.
Коттерилл Г.Б. Древняя Греция /Г.Б.Коттерилл. – М.: ЭКСМО, 2007.
Кулидж О. Золотые дни Греции /О.Кулидж. – М.: Центрполиграф, 2002.
Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс /Ю.И.Максимов. – М.: Экзамен, 2010.
Саплина Е.В. Введение в историю. Книга для учителя /Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.: Дрофа, 1996.
Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы: дидактические материалы /В.В.Сухов.- М.: Дрофа, 2000.
Фицджералд Ч.П. История Китая /Ч.П.Фицджералд. -М.: Центрполиграф, 2004.
Эдвардс М. Древняя Индия. Быт, религия, культура /М.Эдвардс. – М.: Центрполиграф, 2005.
Эббот Дж. Ромул – основатель Вечного города /Дж.Эббот. – М.: Центрполиграф, 2004.
Ярхо В.Н. Семь дней в афинском театре Диониса /В.Н.Ярхо. – М.: Лабиринт, 2004.
Список литературы для учащихся
Ботвинник М.Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне /М.Н.Ботвинник. – М.: Просвещение, 2008.
Ботвинник М.Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Греки /М.Н.Ботвинник. – М.: Просвещение, 2008.
Бутромеев В. Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия для школьника/ В.Бутромеев. – М.: Олма – Пресс, 1998.
Воронкова Л.Ф.Сын Зевса. В глуби веков /Л.Ф.Воронкова. – СПб.: Северо-Запад, 1992.
Гузик М.А. Культура Древнего Востока. Знаменитые игры /М.А.Гузик. - М.: Просвещение, 1997.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции /Н.А.Кун. – М.: ЭКСМО, 2010.
Лурье С.Я. Заговорившие таблички /С.Я.Лурье. – М.: ЗАО «МК – Периодика», 2002.
Можейко И.В. Тайны Древнего мира /И.В.Можейко. – М.: АСТ, 2010.
Слетер Ф.Д. Чудо пылающего креста /Ф.Д.Слетер. – М.: АСТ, 2002.
Тудоровская Е.А. Приключения Одиссея. Троянская война и ее герои /Е.А.Тудоровская. – М.: Астрель: АСТ, 2009.
Наглядные пособия.
Исторические карты:
Древний Египет и Междуречье в IV – II тысячелетиях до н.э.
Восточное Средиземноморье и Междуречье в XIV – VI вв. до н.э.
Индия и Китай в древности
Древняя Греция в V – IV вв. до н.э.
Создание и распад державы Александра Македонского
Древняя Италия до середины III в. до н.э.
Древняя Италия вVII - III в. до н.э.
Римская империя вIV - V вв. Падение Западной Римской империи.
Демонстрационные таблицы:
Общество Древнего Египта
Афинская демократия V-IV века до н.э.
Римская республика III – II века до н.э.
Рабство в Древней Греции и Древнем Риме
Греко-персидские войны 500-449 гг. до н.э.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля
Критерии и нормы оценивания знаний и умений за устный ответ обучающихся по истории
Ставится отметка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Критерии и нормы оценивания знаний и умений за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения
|
0-27
|
28-52
|
53-77
|
78-100
|
Отметка
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
|
|
|