|
Протокол № от 20 г. Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате
Рассмотрен: Утвержден:
на педагогическом совете Приказ № ___ от «___» ___20__г.
МДОУ «Центр развития ребенка - Заведующий МДОУ № 7
детский сад № 7» _______ Н.М. Зубатова
Протокол №___от «__» ____20__г.
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий в комнате
с интерактивным сенсорным оборудованием
«Релаксационный комплекс»
Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова
«Организация занятий в сенсорной комнате»
Составитель:
педагог-психолог
Хлопова А.С
п. Пролетарский
Ракитянского района Белгородской области
2015 год
Паспорт программы
Наименование Программы
|
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс»
|
Целевая группа
|
Для воспитанников 2 младшей - подготовительной , имеющих высокий уровень тревожности и психоэмоционального напряжения, соматические расстройства и расстройства опорно-двигательного аппарата, дети инвалиды и учащиеся, отнесенные к категории дети с ОВЗ
|
Цель программы
|
Профилактика психоэмоционального напряжения, снятие негативного проявления стресса и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты. Повышение уровня сенсорного развития учащихся.
|
Задачи программы
|
-
нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;
снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;
развитие когнитивных процессов;
развитие коммуникативных навыков;
развитие креативности и др.
|
Ожидаемые конечные результаты
|
снятие психоэмоциональной напряженности;
поддержка положительной самооценки;
создание позитивного настроя;
усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств;
развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, способствовать формированию физического и психологического здоровья.
|
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающие занятие в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием способствуют сохранению и укреплению психофизического и психоэмоционального здоровья обучающихся посредством создания специальной мультисенсорной среды.
Специальное оборудование в сенсорной комнате позволяет решить следующие задачи:
- нормализация психоэмоционального состояния человека, предупреждение аффектов и депрессий;
- снятие чувства усталости и восстановление работоспособности;
- развитие когнитивных процессов;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие креативности и др.
Сенсорную комнату в своей профессиональной деятельности могут использовать педагоги-психологи, другие специалисты, имеющие соответствующую подготовку.
Основные области применения интерактивного сенсорного оборудования в образовательном процессе:
занятие можно включать в комплексную систему сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сенсомоторными нарушениями, проблемами эмоционального развития, нарушениями слуха, зрения, речи и др.;
эффективное средство обучения педагогов инновационным технологиям, методам, приемам реабилитационной, коррекционно-развивающей работы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию, в том числе с детьми-инвалидами;
при проведении занятий, направленных на коррекцию поведения, эмоционального состояния учащихся, а также для занятий с детьми «группы риска», находящимися в трудной жизненной ситуации;
может быть использована для проведения занятий с преподавателями и другими специалистами учебного заведения, с целью нормализации их психоэмоционального состояния.
В зависимости от проблем и возраста учащихся, а также с учетом рекомендаций врача используются различные формы, методы и приемы работы в сенсорной комнате. Как правило, на одном занятии может присутствовать от 1 до 8 человек. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития учащегося. Длительность занятий также определяется индивидуально и зависит от проблем и индивидуально-психологических особенностей.
Занятия в коррекционно-развивающей комнате с интерактивным сенсорным оборудованием противопоказаны лицам с аллергией, соматическими, инфекционными и психоневрологическими заболеваниями.
Примерная структура занятия в сенсорной комнате:
Вводная часть – ритуал приветствия, входная диагностика, разминка;
Основная часть – игры и упражнения с использованием оборудования комнаты;
Завершающая часть – подведение итогов (рефлексия), ритуал прощания.
Не рекомендуется использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Необходимо гармонизировать сочетание включаемого оборудования, направленного на развитие и коррекцию ощущений различной модальности. Например, занятие с интерактивной воздушно-пузырьковой колонной может сопровождаться спокойной мелодией, в это время другие приборы включаться не должны, поскольку каждый из них, в зависимости от сюжета занятия, требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.
Ожидаемый результат:
Создание положительного эмоционального фона, овладение коммуникативными навыками, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Учащиеся так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать, снизить уровень тревожности, эмоционального напряжения, улучить работоспособность.
Общее психофизиологическое развитие.
|
развитие физиологических, возрастных, психоэмоциональных, интеллектуальных и речевых функций;
активизация мышления;
повышение иммунитета;
улучшение соматического здоровья;
коррекция эмоционального состояния;
активизация деятельности;
нормализация сна
|
Эмоциональное развитие.
|
обогащение эмоционального опыта;
преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и агрессивности;
стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
формирование эмоционально спокойного состояния, способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
формирование коммуникативных навыков у детей;
коррекция девиантного поведения.
|
Речевое развитие.
|
активизация словаря;
накопление языковых представлений;
формирование способности ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи;
формирование диалогической речи;
формирование элементов словесного планирования;
формирование монологической речи;
формирование способности связно рассказывать, выделяя основную мысль;
развитие выразительности речи.
|
Социальное развитие.
|
формирование личностной ориентации;
формирование способностей осознания и переживания успехи-неуспехи, результаты деятельности;
проекция общественных взаимодействий;
развитие социальных норм поведения;
ориентация ребенка на взрослого как на источник социального опыта;
формирование организационных умений
развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую ситуацию;
осмысление не сложных конструкций, отражающих общественные правила, нормы общения и поведения в обществе;
освоению теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта;
развитие умения подчинять свои поступки усвоенным моральным и этическим нормам;
формирование и развитие творческих способностей;
формирование развития самосознания, самоконтроля, способности адекватного отношения к себе и окружающим;
формирование правильное поведения в коллективе
|
Содержание программы
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
- профилактическая и развивающая работа с учащимися группами учащихся 5-11 классов с ослабленным здоровьем до 8 человек, индивидуальные занятия с детьми с ОВЗ;
- просветительская работа с педагогическим коллективом;
- просветительская работа с родителями.
Виды и формы работы в сенсорной комнате
Наименование оборудования
|
Цель
|
Кол-во
часов
|
Виды и формы работы
|
Категория детей
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Гимнастические валики
Проектор «Релакс»
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Релаксация.
Снятие негативных эмоций и состояний.
Развитие воображения.
Саморегуляция психического состояния.
Снижение двигательного тонуса.
|
1
|
Упражнение
«На Северный полюс»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Проектор «Релакс»
Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)
Ковер потолочный «Звездное небо»
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Достижение мышечного расслабления.
Улучшение настроения
Преодоление застенчивости.
|
1
|
Упражнение
«Спонтанный танец»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Пузырьковая колонна
(сенсорный уголок «Зеркальный обман»)
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Улучшение настроения.
Развитие зрительной памяти.
Снятие негативных эмоций и состояний.
Развитие воображения.
Реабилитация нервно-психического состояния.
Релаксация.
Саморегуляция и стабилизация психического состояния.
|
1
|
Упражнение
«Мысленная картина»
Сказкотерапия
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов,
Развитие зрительной координации, зоркости, воображения.
Саморегуляция и стабилизация психического состояния.
Снятие негативных эмоций и состояний.
|
1
|
Игра «Звездочеты»
Сказкотерапия
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Проектор «Релакс»
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Мышечное расслабление,
Развитие речи и воображения, коммуникативных навыков.
Саморегуляция и стабилизация психического состояния.
Снятие негативных эмоций и состояний.
Улучшение работоспособности.
|
1
|
Игра
«Писатели звездных историй»
Сказкотерапия
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Мышечное расслабление.
Создание положительного эмоционального фона.
Релаксация.
Уменьшение уровня тревожности.
|
1
|
Упражнение «Солнечные зайчики»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Оптиковолоконный пучок «Волшебный фонтан»
Настенный фибероптический модуль «Каскад»
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Гимнастические валики
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Развитие мелкой моторики.
Стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, Создание положительного эмоционального фона.
Релаксация.
Уменьшение уровня тревожности.
Снижение двигательного тонуса.
|
1
|
Упражнение «Коса»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Гимнастические валики
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Релаксация
Развитие слухового восприятия, воображения.
Уменьшение уровня тревожности.
Мышечное расслабление.
Создание положительного эмоционального фона.
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
|
1
|
Упражнение
«Что я чувствую, когда слушаю музыку»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Стол для рисования песком
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Развитие:
- воображения;
- зрительного восприятия;
- мышления;
- мелкой моторики.
Снижение уровня тревожности.
Создание психологического комфорта.
Коррекция страхов.
|
1
|
Рисование песком
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Гимнастические валики
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Мышечное расслабление.
Создание положительного эмоционального фона.
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Снятие усталости и улучшение работоспособности.
|
1
|
Прогрессивная мышечная релаксация
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Диски «Релакс», DVD
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Мышечное расслабление.
Создание положительного эмоционального фона.
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Снятие усталости и улучшение работоспособности.
Релаксация.
|
1
|
Упражнение
«На берегу моря»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Кольца массажные
Тренажер для восстановления мышечного тонуса рук
Стол для рисования песком
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Напряжение и расслабление мышц рук.
Развитие мелкой моторики, воображения, креативности.
Улучшение настроения, работоспособности.
Снятие усталости, напряжения.
|
1
|
Упражнение
«Игра с песком»
Рисование песком
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Массажные кочки.
Мяч «Баланс»
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Регуляция мышечного напряжения.
Коррекция плоскостопия, заболеваний опорно-двигательного аппарата
Развитие:
- целенаправленных движений конечностей;
- укрепление мышечного тонуса;
- равновесия;
- координации движений.
|
1
|
Упражнение
«Игра с муравьем»
Игра «Болото»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, плоскостопие, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
|
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Регуляция мышечного напряжения.
|
1
|
Упражнение
«Солнышко и тучка»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Гимнастическая подушка
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
|
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Регуляция мышечного напряжения.
|
1
|
Упражнение
«В уши попала вода»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Гимнастическая подушка
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
|
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Регуляция мышечного напряжения.
Улучшение мышечного тонуса лица и шеи.
|
1
|
Упражнение
«Лицо загорает»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Мягкое напольное покрытие (разноцветные маты, пуфы)
Гимнастическая подушка
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
|
Мышечное расслабление.
Создание положительного эмоционального фона.
Снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Снижение двигательного тонуса.
Снятие усталости и улучшение работоспособности.
Релаксация.
|
1
|
Упражнение
«Сон на берегу моря»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Установка для ароматерапии
Установка для увлажнения и ионизации воздуха
Диски «Релакс», DVD
Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов)
|
Развитие чувства ритма, воображения, восприятия.
Снижение уровня тревожности.
Создание психологического комфорта.
Улучшение работоспособности
|
1
|
Упражнение
«Гусли-самогуды»
|
Все категории детей с соматическими заболеваниями, опорно-двигательными расстройствами, нарушениями осанки, неврозами, психоневрологическими заболеваниями, дети с ОВЗ и пр.
|
Итого
|
18
|
|
|
Структура занятия
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Структура занятий гибкая, разработанная с учетом возрастных особенностей детей, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.
Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.
Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции:
Упражнения на мышечную релаксацию
|
снижает уровень возбуждения, снимают напряжение.
|
Дыхательная гимнастика
|
действует успокаивающе на нервную систему.
|
Мимическая гимнастика
|
направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей.
|
Двигательные упражнения, влючающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку
|
способствует межполушарному взаимодействию.
|
Чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи.
|
способствует развитию произвольности
|
Основные методы:
Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
Психогимнастика;
Игры на развитие навыков общения;
Игры на развитие восприятия, воображения;
Ролевые игры
Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
|
|
|