Главная страница

Программа «Я тебя понимаю »


Скачать 108.62 Kb.
Название Программа «Я тебя понимаю »
Дата 14.02.2016
Размер 108.62 Kb.
Тип Программа



«Я тебя понимаю…»

Программа групповых занятий

для развития коммуникативных навыков у подростков

Пояснительная записка
Программа «Я тебя понимаю….» направлена на развитие коммуникативных навыков у подростков. Она состоит их трех базовых разделов: диагностического, собственно развивающего и итогового, позволяющего отследить успешность работы.

В результате занятий у участников снимаются психологические барьеры, мешающие успешной коммуникации, появляется уверенность в себе. Помимо этого, у подростков развиваются навыки слушания собеседника, обогащается речь, участники учатся активно использовать невербальные средства общения в процессе коммуникации.
Актуальность программы

Актуальность данной программы обусловлена тем, что число подростков, испытывающих трудности в общении, очень велико. Общение является ведущим видом деятельности подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. В то же время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом. Так же причинами коммуникативных трудностей у подростков могут являться неуверенность в себе, низкая самооценка, неумение взаимодействовать в группе, слушать и понимать собеседника, недостаточное развитие вербальных и невербальных средств общения, неумение их адекватно использовать. Детям трудно высказать свою мысль, словарный запас их ограничен, они часто не умеют пользоваться выразительными средствами при взаимодействии с другими людьми, часто перебивают друг друга, в результате чего возникает неудовлетворенность актом общения. При выступлении перед аудиторией возникают большие трудности: подростки не умеют держаться уверенно, заинтересовать слушателя своим выступлением, в речи присутствует много эмболов и «слов-паразитов», запинок. Монотонность, слабое интонирование, неиспользование жестов и мимики делает для слушателя повествование неинтересным и скучным. Подросток, чувствуя это, в дальнейшем испытывает страх публичного выступления, психологический дискомфорт при одной только мысли о нем, у него понижается самооценка, уверенность в своих силах.

Программа групповых развивающих занятий «Я тебя понимаю…» направлена на преодоление этих трудностей, на введение подростка в социум как полноправного члена межличностного взаимодействия с другими людьми посредством развития у него коммуникативных способностей и умений.
Данная программа рассчитана на работу с детьми 12 – 17 лет, направлена на профилактику трудностей в общении. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение одного учебного года (34 часа). Длительность одного занятия – 1 час.

В отличие от большинства психологических программ, направленных на развитие навыков общения, данная программа предусматривает не только снятие психологических барьеров, мешающих успешной коммуникации, но и способствует полноценному развитию собственно речевой деятельности подростков, уточнению и обогащению их словарного запаса, развитию умения использовать невербальные средства общения, слышать и правильно понимать собеседника.
Цель программы «Я тебя понимаю…» – развитие коммуникативных навыков и речевой деятельности у подростков.
Задачи:

Обучающие:

  • овладение знаниями в области социальной психологии

  • овладение методами снятия напряжения перед публичными выступлениями;

  • овладение вербальными и невербальными средствами общения;

  • обучение навыку активного слушания;

  • обучение умению согласованно работать в коллективе.

Развивающие:

  • развитие речи посредством уточнения и обогащения словарного запаса;

  • развитие эмпатических способностей подростка, умения чувствовать настрой другого человека;

  • развитие способности к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность;

  • формирование навыков уверенного поведения.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в команде;

  • прививать умение ценить свою и чужую работу;

  • формировать уважение к себе как к личности и к окружающим;

  • прививать навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру.

Содержание программы

Программа тренингов для развития коммуникативных навыков состоит из трех разделов. Первый – вводный раздел – включает в себя формирование групп в результате проведения диагностики уровня развития коммуникативных способностей и умений учащихся, представление педагога участникам, рассказ о целях курса и правилах поведения на занятиях. Второй раздел направлен на развитие коммуникативных навыков. Он знакомит учащихся с теоретическими основами общения, содержит игры и упражнения, помогающие снятию психологических барьеров перед процессом общения, выработке уверенного поведения, развитию и обогащению вербальных и невербальных средств общения, навыков слушания, обучающие согласованной работе в группе. Третий раздел – итоговый – позволяет отследить динамику работы группы. С этой целью проводится повторная диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков. Занятие на рефлексию «Моя дорога», где участники делятся своими впечатлениями от тренинга, успехами в процессе взаимодействия с другими людьми, позволяет подросткам самостоятельно оценить свои коммуникативные способности.
Формы, методы работы

Основная форма занятий – групповая с элементами социально-психологического тренинга. Главное достоинство такой формы работы – высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Социально-психологический тренинг – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Все занятия в рамках реализации программы «Я тебя понимаю…» проходят в виде игр и упражнений: «Уличное знакомство», «Ритуалы приветствия», «Слепой и поводырь», «Зеркало», «Пантомима», «Интервью» и др. Это позволяет подросткам абстрагироваться от ситуации неуспеха в процессе коммуникации, снимается страх перед общением.

Для организации развивающих занятий необходимы следующие условия, без соблюдения которых они не дадут результата:

  • высокий уровень доброжелательности и доверия друг к другу;

  • открытость по отношению к руководителю

  • оценивание при выполнении заданий не личности участников, а их деятельности.

Для ведущего обязательными считаются следующие требования: включенность в ситуацию и недирективный стиль поведения. Для реализации этих условий можно ввести правила типа: «У нас нет зрителей – все участники», «Каждый имеет право на ошибку», «Не бойся выглядеть смешным».

В процессе проведения занятий широко используются психологические игры и упражнения, творческие задания, обсуждение, дискуссии.

Цель игр заключается в том, чтобы создать условия для полноценного общения детей и подростков, смоделировать такие ситуации, в которых у детей:

  • снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

  • развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

  • прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

  • формируется умение ценить свою и чужую работу. (вставить из старой пояснительной записки)

С целью обогащения знаний подростков в области социальной психологии на занятиях дается теоретический материал.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, развивая свои способности к лидерству, творчеству, признанию заслуг другого человека, умению отстаивать свою позиции и т.д.

Каждое занятие тренинга начинается с игры или упражнения на развитие доверительной атмосферы в группе, чувства сплоченности коллектива, что позволяет снять излишнее волнение и напряжение перед работой, помогает подростку раскрыться и почувствовать свою значимость в коллективе. В конце обязательно предполагается получение обратной связи тренером, обсуждение заданий, упражнения на рефлексию. Все упражнения занятия нарастают по сложности выполнения и эмоциональной насыщенности, они требуют все большего самопознания и самораскрытия. Ближе к концу даются упражнения на выработку позитивного отношения к себе и к своим чувствам. Таким образом, у подростка снимается чувство тревожности по поводу осознания своих трудностей, снимается негативное ощущение от занятия.

Формы и методы контроля за усвоением программы:

Контроль за уровнем усвоения программы осуществляется посредством сравнения результатов диагностики уровня развития коммуникативных способностей и навыков в начале и конце учебного. Это позволяет отследить снижение трудностей в общении и развитие речевой деятельности. Занятие на рефлексию «Моя дорога», проводимое в конце учебного года. позволяет участникам самим оценить свои успехи в обучении.

Для исследования навыков общения используются такие методики, как «Определение понятий», «Назови слова», «Диагностика коммуникативного контроля», «Выявление общих понятий», «Определение степени выраженности умения слушать другого человека», «Тест Розенцвейга», «Диагностика уровня социальной изолированности личности».

Занятие «Моя дорога» позволяет подросткам самостоятельно оценить свои успехи в обучении, выявить слабые и сильные стороны в общении.
Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо просторное помещение, в котором будет достаточно места для подвижных игр. Для наглядности теоретический материал подкрепляется таблицами, схемами, показом кадров из кинофильмов, игры сопровождаются музыкой, поэтому необходимо иметь возможность использования на занятиях компьютера, магнитофона с аудиокассетами и проектора. Учащиеся должны иметь широкий выбор изобразительных средств (листы разных форматов, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, краски и проч.), так как многие задания предусматривают рисование.
Ожидаемый результат

В ходе групповых развивающих занятий у подростков успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решить свои личные проблемы. Дети пополнят свои психологические знания, у них появится определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, подростки станут более компетентными в сфере общения. Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с разными стилями общения. Подросток осваивает и отрабатывает совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, при этом он ощущает психологическую поддержку, комфорт и защищенность. Подросток учится быть самим собой.

По окончании занятий подросток должен:

  • овладеть знаниями в области социальной психологии

  • овладеть методами снятия напряжения перед публичными выступлениями;

  • уметь использовать вербальные и невербальные средства общения;

  • овладеть навыком активного слушания;

  • уметь согласованно работать в коллективе

  • умение чувствовать настрой другого человека;

  • овладеть навыками уверенного поведения.


Учебно-тематический план (34 часа)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I

Вводный раздел

2

1

Организационное занятие. Представление программы, ведущего тренинга. Знакомство с правилами групповой работы.

1

2

Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков учащихся.

1

II

Развитие коммуникативных навыков

29

1

Упражнения на знакомство

2

2

Развитие невербальных умений

4




Знакомство с невербальными средствами общения. Виды и значение невербальных умений.

1




Развитие невербальной коммуникации

3

3

Развитие вербальных умений

8




Речевые средства общения. Значение интонации при передаче сообщения. Ораторское искусство. Правила успешного выступления на публике.

1




Игры и упражнения, направленные на развитие речевых умений

7

4

Развитие навыка активного слушания

6




Техники слушания. Определение степени выраженности умения слушать другого человека. Понятия «слушать» и «слышать».

1




Упражнения на развития навыка слушания

5

5

Развитие уверенности в себе, повышение самооценки

5




Знакомство с понятием «уверенность». Отличие уверенности от самоуверенности. Признаки уверенного поведения.

1




Упражнения на повышение самооценки подростков, развитие уверенности в себе

5

6

Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе

4

III

Итоговый раздел

3

1

Повторная диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков

1

2

Подведение итогов. Тренинг «Моя дорога».

2

Всего:

34 часа


Список литературы


  1. Агеева И.А. Успешный учитель. Тренинговые и коррекционные программы. Изд.: Речь, 2007 г.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Изд.: Питер, 2008г.

  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Изд.: Ось – 89, 2007г.

  4. Грецов А. Психологические тренинги с подростками. Изд.: Питер, 2008 г

  5. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. Изд.: Просвещение, 1991г.

  6. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Изд.: Академический проект, 2002 г.

  7. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. Изд.: Феникс, 2006 г.

  8. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. Изд.: Речь, 2008 г

  9. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. Изд.: Дело, 1998 г.

  10. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. Изд.: Попурри, 2009 г.

  11. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Серия: Библиотека педагога-практика. М., 2001г.

  12. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999

  13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Изд.: Академия, 2004 г.

  14. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 2000г.

  15. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать?: Пособие для психолога и педагога. 2003г.

  16. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги. Изд.: Речь, 2008 г.

  17. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести... Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу. Изд.: АРКТИ, 2007 г.