|
Помощь ребёнку хорошо учиться должна идти в трёх направлениях
Причин ‘’неуспешной’’ учебной деятельности детей очень много. Чтобы вызвать у ребёнка стремление к знаниям, необходимо в первую очередь научить его хорошо учиться. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Узнать причины ‘’неуспешной’’ учёбы и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Кто кроме вас может лучше проконтролировать своего ребёнка, как он усвоил материал, как он использует его и использует ли вообще. Родители могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Только сотрудничество родителей и учителя приобретает в этом случае особое значение.
Помощь ребёнку хорошо учиться должна идти в трёх направлениях:
организация режима дня,
контроль за выполнением домашних заданий,
приучение детей к самостоятельности.
Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребёнку не нужно преодолевать себя, чтобы настроиться на работу, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело необязательное, второстепенное.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий: какая бы погода ни была, какие бы ни шли телепередачи, чей бы день рождения ни отмечался – уроки должны быть выполнены и выполнены хорошо.
Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учёбе как к важному и серьёзному делу. Серьёзно относитесь к выполнению домашних заданий. Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
При выполнении устных заданий, хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребёнок. При этом вы сможете поправить речевые ошибки, неправильно произнесённые слова. Пересказывая, ребёнок также будет учиться выражать свои мысли.
Направление помощи ребёнку – контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители, как правило, занимаются своими делами, не проконтролировав ребёнка. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняют небрежно, пробелы начинают накапливаться, они не понимают вопросов учителя, ответов других учеников, им становится неинтересно на уроке, они не пытаются умственно работать, и их нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность, безразличие к учёбе. Если помощь не оказана своевременно, пробелы в знаниях будут накапливаться, и ликвидировать их потом будет просто невозможно. Поэтому контроль должен быть постоянным, каждодневным. Нужно настойчиво
требовать от своих детей выполнения предписанных им дел вовремя и должным образом.
Важно непросто проконтролировать результат работы, важно проконтролировать сам процесс работы, т. е. проконтролировать, как ребёнок выполняет данную работу, и помочь ему преодолеть трудности, возникшие при выполнении заданий.
Хорошо если бы вы поинтересовались: что изучал ребёнок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
Контроль – это организация помощи для ликвидации каких-либо пробелов, трудностей.
Не ругайте ребёнка, а помогайте ему, учите его. Если ребёнок совершает ошибку, не позволяйте себе никаких оскорбительных и обидных высказываний. Старайтесь также оставлять при себе любые оценочные суждения типа ‘’я не понимаю, что тебе тут непонятно’’, ‘’разве так можно?’’, ‘’сколько раз тебе повторять’’. Если ребёнок совершает ошибку, дальше думать должен взрослый. Например, о том, как упростить задачу и придумать новую, решив которую, ребёнок смог бы обнаружить свою ошибку, удивиться ей и исправить её. Хвалите ребёнка за любой успех, пусть даже самый незначительный. Помогайте ребёнку добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесёт свои плоды.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребёнка наедине с уроками? Делать это нужно, но не резко, а постепенно. Когда ребёнок научится правильно учиться, он сможет уже сам справиться с любым домашним заданием.
Так почему же у наших детей снижается интерес к учению?
Из-за отсутствия контроля ребёнок небрежно относится к учёбе, у него накапливаются пробелы в знаниях, он начинает не понимать вопросов учителя и ответов других учеников, ему становится не интересно на уроке, в конечном счёте, у него появляется полное безразличие к учёбе.
Остерегайтесь ориентироваться лишь на отметки. Некоторые родители так тяжело воспринимают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе не детям, а им самим.
По мнению психологов, это происходит потому, что родители бессознательно воспринимают оценку ребёнка как оценку своей родительской успешности. Но не стоит забывать о том, что у разных детей разные способности, разный природный темперамент и темп овладения знаниями. Поэтому главным критерием для вас должна быть обратная связь, вроде ’’понял – не понял’’, ‘’разобрался – не разобрался’’.
‘’Двойка’’- достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребёнок уже получил, и дома он ждёт спокойной помощи, а не новых упрёков.
Вообще, во всём, что касается учёбы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!
Очень важно сохранять баланс и не впадать из одной крайности в другую, сопровождая ребёнка на пути получения знаний.
И ещё хочу добавить.
Иногда из-за вполне понятного желания помочь своим детям родители постепенно, не заметно для самих себя, начинают делать уроки за ребёнка, вместо того, чтобы ему помочь. Пользы, конечно, от такой помощи никакой – только вред. Ребёнок приходит на урок с домашней работой, но знаний от такой работы у него не прибавилось. В этом случае страдает и нравственность. Если родители делают за детей уроки, дети привыкают ко лжи и лицемерию.
|
|
|