|
Программа воспитания Счастье материнства. Выполнили: Иванова Татьяна Николаевна, преподаватель спецдисциплин
Автономное учреждение Чувашской Республики
среднего профессионального образования
«Новочебоксарский политехнический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Программа воспитания
«Счастье материнства.
Выполнили: Иванова Татьяна Николаевна,
преподаватель спецдисциплин
Новочебрксарск-2013
Содержание
Паспорт программы ………………………………………………………3
Пояснительная записка ………………………………………………….4
Цель, задачи программы…………………………......................................6
Система подпрограммных мероприятий (содержание деятельности)…7
Механизм реализации……………………………………………………..8
Ресурсное обеспечение программы. .……...…………………………….11
Ожидаемые результаты…………………………………………………...12
Критерии оценки…………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………..13
Приложения……………………………………………………………….14
Паспорт программы
Наименование программы: «Счастье материнства».
Основание для разработки программы: Девушки курят, употребляют спиртные напитки, пробуют наркотики, ведут раннюю половую жизнь, делают аборты, не занимаются спортом, что негативно сказывается на их здоровье, а в дальнейшем на их будущем потомстве.
Заказчик программы: родители, классный руководитель, обучающиеся, мастер производственного обучения.
Разработчик программы:
Иванова Татьяна Николаевна, классный руководитель,
Участники программы: классный руководитель, обучающиеся группы девушек, мастер производственного обучения, преподаватель физкультуры, врач - гинеколог, врач – нарколог, психолог.
Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год.
Перечень приоритетных мероприятий:
-анкетирование;
- классные часы;
- лекции с приглашением врача - гинеколога, врача - нарколога;
- участие в спортивных мероприятиях проводимых внутри техникума;
- участие в городских и республиканских мероприятиях.
Объемы и источники финансирования: бюджетные средства, спонсорская помощь.
Пояснительная записка
За Возрождение России,
Здоровье будущих детей
Мы отдадим все наши силы.
И будем с каждым днём сильней.
Программа «Счастье материнства» для профилактики асоциальных явлений в подростковой среде среди девушек, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нарушений физического и психологического здоровья, что негативно сказывается на их будущем потомстве.
Мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми. В контексте государства ставится задача вырастить здоровую нацию. Однако слишком многие оказываются жертвами вредных привычек и установок, обусловленных отрицательным влиянием сверстников и отсутствием навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. Подростковый возраст недаром называют сложным периодом. Он труден не только для родителей, но и для педагогов. Ведь именно в 13—17 лет ребенок пытается самоутвердиться как личность, почувствовать себя взрослым и независимым. А в наше время, когда мир полон соблазнов и дозволенности, эта проблема становится еще более актуальной. По статистике, именно в этот период ребенок пробует первую сигарету, первый бокал алкогольных напитков. Несмотря на все попытки родителей контролировать поведение своего ребенка, часто это представляется крайне трудным. И очень грустным является тот момент, если ребенок полностью выходит из-под контроля или попадает под пагубное влияние плохой компании. Юношеские модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как низкая успеваемость, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания и другие. Распространение наркомании, алкоголизма, табакокурения среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Это наносит серьезный ущерб человеческому организму, особенно молодому. В наше время среди мам есть несовершеннолетние, у которых рождаются больные дети.
Главной причиной неблагополучия семей является бытовое пьянство родителей, которое тянет за собой длинную цепочку асоциальных явлений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
С ростом наркомании связан и ряд медицинских проблем населения. Возрастает количество заболеваний вирусным гепатитом, ВИЧ – инфекцией. 84 % ВИЧ инфицированных составляют наркоманы.
Потребление алкогольных напитков, в том числе пива, и табакокурение мы рассматриваем как взаимообусловленные разновидности наркомании (у курящих и потребляющих спиртные напитки значительно выше вероятность перехода к наркотикам, чем у некурящих и непьющих) и считаем их психоактивными веществами, наносящими серьезный ущерб человеческому организму, особенно молодому.
По данным педиатров: 80 % появившихся на свет детей имеют различные патологические отклонения. Часть из них является следствием вредных привычек матерей: курение и употребление алкоголя, и реже - наркологической зависимости.
По прогнозам аналитиков: уже к 2015 году россиян станет еще на 3 миллиона меньше. Если в ближайшее время уровень распространения наркомании не будет остановлен, то 25% юношей и около 17% девушек будут потеряны для страны. Вдвое уменьшится человеческий капитал на рынке труда.
Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общую негативную ситуацию развития юношества в России. Однако их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании. О вреде наркотиков, алкоголя и табака для здоровья сказано много, однако весьма существенным мы считаем также и то, что их употребление способно оказать существенное влияние на психологическое развитие растущего субъекта, сделать невозможным приобретение им навыков овладения жизненными ситуациями и достижение эмоциональной зрелости.
От того, чем занимается подросток в свободное время, его досуга, зависит дальнейшее формирование его личности, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, предопределяет его положение в обществе.
Актуальность: Девушки должны знать, что именно от женщины зависит в основном атмосфера взаимной любви, сердечности и простоты, не говоря уже о том, что беременность, роды, кормление и уход за ребенком тесно связаны с жизнью женщины. Девушка должна принимать активное участие в воспитании своего характера. К счастливой любви, счастью в замужестве и материнстве надо готовить себя заранее.
Цели и задачи программы
Цель: осознание девушками предназначения материнства.
Задачи:
1. Провести диагностику возможных асоциальных проявлений среди девушек, мониторинг уклада и стиля жизни, оценка состояния здоровья обучающихся.
2. Формировать позитивные представления о семейных ценностях.
3. Создать условия для осознания обучающимися себя и своей роли в построении своего будущего.
4. Популяризировать здоровый образ жизни.
5. Воспитывать любовь и уважение, бережное отношения к маме.
Система подпрограммных мероприятий (содержание деятельности).
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Конвекция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, Стратегия социально – экономического развития Российской Федерации дл 2020 года, «Национальная доктрина образования в российской Федерации», Закон Чувашской Республики «Об образовании», Стратегия развития образования в чувашской Республике до 2040 года, Республиканская целевая программа развития профессионального образования в чувашской Республике на 2011 – 2015 года и на период до 2020 года, факторов, негативно вливающих на из физические, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие»; подпрограмма «Школа здоровья»: Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)», Федеральный закон « Об ограничении курения табака», Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», Указ Президента Чувашской республики «О профилактике курения табака», Закон чувашской Республики « О профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
№
п/п
|
Содержание деятельности
|
Сроки реализации
|
Исполнители
|
1
|
Психологическое просвещение:- организация просмотра и обсуждение видеофильмов на темы профилактики употребления психоактивных веществ
|
В течение года
|
Классный руководитель
|
3
|
Организация и проведение мероприятий в рамках «Дня единых действий» - Международного дня борьбы со СПИДом
|
По плану работы
|
Актив группы, классный руководитель
|
4
|
-Распространение информационного материала с целью профилактики табакокурения, алкоголизации, наркотизации
|
В течение всего периода
|
Актив группы, классный руководитель
|
5
|
Участие в профилактической акции «Подросток – игла»
|
В течение всего периода
|
Актив группы, классный руководитель
|
6
|
Посещение обучающимися Центра медицинской профилактики
|
В течение года
|
Актив группы, классный руководитель
|
7
|
Организация и проведение «Дней здоровья» для обучающихся
|
По плану
|
Актив группы, классный руководитель
|
8
|
Тематическая викторина «За здоровый образ жизни»
|
март
|
Актив группы, классный руководитель
|
9
|
Нравственные классные часы «Здоровый образ жизни – основа профессионального роста»
|
В течение года
|
Актив группы, классный руководитель
|
10
|
Выпуск стенгазет в защиту человека от влияния вредных привычек.
|
ноябрь
|
Актив группы, классный руководитель
|
Механизм реализации
Для реализации программы выбрали следующие направления:
- работа с подростками
- работа с семьей (родителями)
- работа с педагогами
- организация досуга детей и подростков
Формы и методы работы:
- групповая работа
- коллективная работа
- индивидуальные консультации
- анкетирование
- опросы
- тренинги
- дискуссии
- беседы,
- встречи
- лекции
- ролевые игры
- просмотр и обсуждение фильмов
- тесты
- конкурсы
- праздники
- выставки
Принципы программы:
- целенаправленность;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии обучающихся;
-многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода.
Календарный план по реализации программы
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Ответственные
|
Время проведения
|
1.
|
«Твоё отношение к наркотикам и другим психо-активным вещест-вам».
|
Анкетирование, опрос
|
Классный руководитель, мастер производственного обучения
|
Сентябрь
|
2.
|
День здоровья
|
Осенний кросс
|
Классный руководитель, преподаватели физкультуры
|
Сентябрь
|
3.
|
«Между нами девочками»
|
Беседа с врачом - гинекологом
|
Классный руководитель, врач - гинеколог
|
Октябрь
|
4.
|
«Учимся преодо-левать жизненные трудности»,
«Контроль над собой»,
«Мой характер и управление им»,
«Образ своего «Я»»
|
Тренинги
|
Классный руководитель, психолог
|
Октябрь
|
5.
|
Выпуск стенгазет в защиту человека от влияния вредных привычек.
|
|
Актив группы, классный руководитель
|
Ноябрь
|
6.
|
«Влияние вредных привычек на будущее потомство»,
|
Классный час
|
Классный руководитель, мастер производственного обучения
|
Ноябрь
|
7.
|
Праздник “День матери”
|
Классный час с приглашением мам
|
Классный руководитель, мастер производственного обучения
|
Ноябрь
|
8.
|
Конкурс плакатов, посвященный 1 декабря – Дню борьбы со СПИДом
|
|
Классный руководитель, мастер производственного обучения
|
Декабрь
|
9.
|
Участие в профилактической акции «Подросток – игла»
|
|
Актив группы, классный руководитель
|
По плану техникума
|
10.
|
«Мы за здоровый образ жизни”
|
Круглый - стол
|
Классный руководитель, мастер производственного обучения, врач-нарколог
|
Январь
|
11.
|
«Суд над сига-ретой»
|
Классный час в форме ролевой игры
|
Классный руководитель, актив группы
|
Февраль
|
12.
|
«Я выбираю –жизнь!»
|
Классный час о профилактике наркомании
|
Классный руководитель, мастер производственного обучения
|
Март
|
13.
|
Организация и проведение «Дней здоровья» для обучающихся
|
|
Актив группы, классный руководитель
|
По плану техникума
|
14.
|
«Немой крик»
|
Классный час о профилактике абортов
|
Классный руководитель, мастер
|
Апрель
|
Организация управления и контроль за ходом реализации программы:
контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией АУ ЧР СПО «Новочебоксарский политехнический техникум» в лице зам. директора по УВР.
Ресурсное обеспечение программы.
Объемы и источники финансирования:
Бюджетные средства и спонсорская помощь.
Методическое обеспечение программы:
- использование популярных средств массовой информации и сети Интернет в целях профилактики ПАВ;
- художественная, методическая, справочная и др. литература.
Кадровое обеспечение программы:
Классный руководитель, мастер производственного обучения, преподаватель физкультуры, врач - гинеколог, врач – нарколог, психолог.
Ожидаемые результаты:
- снижение случаев асоциального поведения в подростковой среде;
- снижение случаев абортов, ранних половых связей;
- формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- взаимоотношение семьи с дополнительным образованием в становлении гражданской, патриотической позиции, участие родителей в коллективно творческих делах;
- удовлетворение разнообразных дополнительных образовательных и воспитательных запросов детей во внеурочное время;
- уменьшение факторов риска приводящих к безнадзорности правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками;
- расширение знаний педагогов дополнительного образования о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних, создание информационно-методической копилки;
- воспитание нравственных ценностей: здоровья, патриотизма, трудолюбия.
Критерии оценки
- снижение количества подростков асоциального поведения;
- снижение абортов среди подросков;
- снижение количества неблагополучных семей;
- формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях;
- рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Список литературы
Безруких М.М «Все цвета, кроме чёрного». Пособие для педагогов. М.,2007г.
Безруких М.М. «Организация и оценка здоровьесберегающих деятельности образовательных учреждений». М.: Московский городской фонд поддержки книгоиздательства, 2004г.
Видякин М.В. «Спортивные праздники и мероприятия в школе». Волгоград: Учитель, 2007г.
Газета «Школьный психолог». Подписка.2008-2011гг.
Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Волгоград: Учитель, 2007г.
Макеева А.Г. «Не допустить беды». Пособие для работы с учащимися 8-9 классов. М.: Просвещение, 2003г.
Сирота Н.А. «Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодёжи». М.: Московский городской фонд поддержки книгоиздательства, 2004г.
Харитонова Н.К. «Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети». М.: Московский городской фонд поддержки книгоиздательства, 2004г.
Шипицына Л.М. «Сборник программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде». М.: Образование – культура, 2003г.
|
|
|