|
Содержание: Стр. Введение …2 Глава 1
Стр.
Введение …………………………………………………………………….. …2
Глава 1 Модель гражданско – патриотического воспитании на базе школьного музея , как основа для личностного роста обучающихся ……………… ……3-10
Глава 2 Практическая деятельность школьного музейного комплекса….. 10-13
Глава 3 Диагностическая часть……………………………………………… 13-28
Заключение ………………………………………………………………… 28-30
Список используемых источников и литературы ……………………….30-32
Приложения ………………………………………………………………… 32-44
«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством… Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
В. Г.Белинский
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
Н.Г.Чернышевский
Ведение
Повышение общественного интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности вызвано сегодня, прежде всего, негативными явлениями, характерными для последних десятилетий. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество псевдоценностных ориентиров, вступающих в противоречие с общечеловеческой нравственной культурой. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, коммерциализация общественных отношений наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких смысложизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие. Особую тревогу вызывает прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе - самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан.
Глава 1
«Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены , так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание , на отношение людей к обществу , государству , закону и труду, на отношение человека к человеку…
Ценности личности формируются в семье , неформальных сообществах, трудовых , армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства , отдыха и т.д. Но наиболее системно , последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования , где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни…
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная , но и гражданская , духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту , через который проходят все граждане России , является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному , духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы…»
( Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России)
Несмотря на то, что в последние годы , важность патриотического воспитания, формирования патриотизма у молодежи определена на государственном уровне , решение данной задачи до конца пока не осуществлено, что еще более актуализирует работу по гражданско-патриотическому воспитанию на базе школьного музейного комплекса, как средства достижения личностного роста обучающихся .
Сегодня, в условиях, когда государство начинает определять новую идеологию, формулирует государственно-общественный заказ образованию на формирование новой личности , становится ясно, что ключевыми характеристиками такой личности должны стать, прежде всего, ее духовность, гражданственность, патриотизм, социальная активность, свобода и т.д. Духовный человек - это, прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающих поколений как подвижника возрождения и развития нации должен составить главный принцип: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа. Духовный человек - это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, - знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык. Подобная трактовка предполагает обращение к исторической памяти народа в широком и узком смыслах. С одной стороны, осторожно осознанное отношение к историческому прошлому страны, вехам ее великой, трудной истории и культуры; с другой стороны, изучение элементов государственности России как воплощения ее истории и отражения настоящего. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея. Определение роли и места школьного музея в формировании патриотизма учащихся напрямую связаны с пониманием сущности современного патриотического воспитания подрастающего поколения и его составляющих. В целом патриотизм - это чувство любви, привязанности, верности, ответственности по отношению к своей Родине, желание защищать ее, трудиться на благо Отечества и т.д. В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея) , но и как о средстве патриотического воспитания, поскольку он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического образования (знания о родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т.д.). В развитие этого положения должны быть созданы условия, при которых объекты внешнего мира становятся средствами воспитания: «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:
1. С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника.
2. Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной форме.
3. Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками»
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Слово «музей» происходит от греческого «museym »- храм . Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, созданы по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникли как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательной школы , музеи выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей, стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя десятки свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создание экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей ; их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного , находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Путешествуя по родному краю , изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Эффективная образовательная технология предполагает поиск и применение новых приёмов и методов. Одним из них, как показывает опыт, является умелое сочетание научно-просветительской деятельности музея с образовательным школьным процессом. В школе созданы два паспортизированных музея : Музей Боевой Славы «Партизаны-Нижегородцы» и этнокультурный центр «СКАЗ» , которые оказывают значительное влияние на формирование личности учащегося, расширение его кругозора, пробуждают гражданско-патриотические чувства, стимулируют интерес к творчеству и исследовательской деятельности. Музей всегда и везде являлся институтом образования и культуры. Причастность к прошлому, чувство ответственности за свой народ, Отечество воспитывают не только патриотизм и гражданственность, но и уважение к минувшему, без которого не было бы настоящего. По определению учёного-историка М.А.Берга, «историческое сознание - это духовный мост, переброшенный через пропасть времён, мост, ведущий человека из прошлого в грядущее». Яркой особенностью работы музеев является создание единых образовательных сред как совокупности условий воздействия на личность детей, способствующих их развитию, воспитанию и образованию. Именно поэтому музейная педагогика - одно из ключевых направлений деятельности в воспитательной работе педагогического коллектива школы Работа школьных музеев объединяет разные поколения, разные слои населения. Дети работают с ветеранами войны и труда, бывшими выпускниками, учителями и родителями, жителями микрорайона школы . Сегодня школьные музеи помогают раскрыть значимость подвига народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, подвиг героев Советского Союза и России - тех, на кого нужно равняться. Музейная педагогика позволяет учащимся открывать для себя заново имена замечательных людей, настоящих патриотов нашей Родины. Этнокультурный цент «СКАЗ» , музей народного творчества, народного быта и ремёсел способствует правильному пониманию основ народной культуры и искусства, уходящих корнями в далёкое прошлое. Необычайно важна творческая сторона работы школьных музеев. На базе музеев работает военно-патриотический клуб, создаются литературные гостиные, любительские театры, дискуссионные клубы старшеклассников, поисковые отряды. Именно они становятся в образовательном учреждении организаторами многих дел, направленных на воспитание гражданина. В эту работу включилось не только значительное количество детей, но и педагоги, родители, ветераны, общественные организации. Здесь проходят семинары, конференции, «круглые столы», проводятся «уроки мужества», защита проектов учащихся, лучшие из них остаются в музеях. Музей в школе - это центр воспитательной работы, это соединение образования, истории и культуры.
Глава 2
На базе школьного музейного комплекса работают кружки « Совет музея Боевой Славы «Партизаны –Нижегородцы» и этнокультурного центра «СКАЗ», для младших школьников ( в рамках введения ФРОС второго поколения ) кружок «Россияне». Совет музейного комплекса является координатором всех патриотических акций в школе , а их не мало :
- традиционные встречи с ветеранами войны и тыла;
- тесное сотрудничество с Советом ветеранов Московского района в рамках проведения различных патриотических акций и реализации проектов социальной направленности ;
- Уроки Мужества , посвященные Дням Воинской славы России ;
- торжественное вручение приписных свидетельств , учащимся школы в присутствии ветеранов и представителей военного комиссариата Московского района в зале Музея Боевой Славы школы ;
- встречи с интересными людьми и частными коллекционерами;
- экскурсионная группа проводит обзорные экскурсии по музею , по тематическим выставкам и разделам;
- поисковая группа ведет целенаправленную работу по пополнению материалами Книги Памяти школы;
- учащиеся ведут активную просветительскую работу;
- традиционными стали социально-значимые акции « Помощь ветерану» и « Георгиевская ленточка»;
- несение Вахты Памяти у Вечного огня Славы в Нижегородском Кремле стало отличной школой в формировании гражданского и патриотического самосознания учащихся школы ;
- на протяжении двух лет Совет музейного комплекса совместно с телерадиокомпанией ННТВ успешно участвует в телевизионном проекте « ВО ИМЯ ПОБЕДЫ» ;
- развитию осознания сопричастности личности школьника к истории малой родины способствует планомерная работа с семейными архивами в рамках подготовки к ежегодному конкурсу «История обычных вещей»;
- ежегодно формируются микровыставки в рамках действующей стационарной экспозиции по различной тематике : история одного документа ; дело мастера боится ; народные промыслы Нижегородского края ; Мы славяне ; 70 добрых дел – 70 летию Победы! ; По дорожке ,по бульвару , по всему земному шару! И т.д.
- Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Задача учебных заведений – сохранить для завтрашних граждан России их самобытную, могучую и славную родину, имеющую свои устои, свой национальный колорит и характер, - может быть выполнена только в тесном взаимодействии с музеями.
Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, изучая фольклор, обряды, традиции, искусство своей малой родины, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.
Целью инновационной деятельности стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины, создание условий для установления у учащихся целостного восприятия краеведения.
Научные работы обучающихся , в рамках реализации проекта НОУ неоднократно занимали призовые места на школьных , районных и городских конференциях НОУ.
- военно-патриотическая игра «Школа безопасности – Зарница» является практической школой мужества для допризывной молодёжи;
- в преддверии празднования годовщины Великой Победы проводится серия тематических классных часов под общим названием « Никто не забыт , ни что не забыто»;
- фонды музейного комплекса постоянно пополняются за счет экспонатов из домашних архивов учащихся , педагогов школы , сотрудников школы и просто не равнодушных людей , случайно узнавших о существовании школьного музейного комплекса.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
2010 – 2011 у.г. – 1 место в районном и городском конкурсе «История обычных вещей» - временная экспозиция «Что за чудо деревянная ложка»;
2010 – 2011 у.г. – 1 место в районном и городском конкурсе стационарных экспозиций « Музей Боевой Славы «Партизаны –Нижегородцы»;
2011 – 2012 у.г. – 2 место в районном конкурсе «История обычных вещей» - временная экспозиция « Эх , валенки …»;
2012 – 2013 у.г. – 1 место в районном и городском конкурсе «История обычных 2012 – 2013 у.г. – 2 место в районном конкурсе стационарных экспозиций - Этнокультурный центр «СКАЗ» ;
НОУ :
2011 – 2012 у.г. – 1 место в районе и городе « Несение Вахты Памяти у Вечного огня Славы в Нижегородском Кремле школа гражданско-патриотического воспитания учащихся» Колотилова Элина , ученица 10А класса;
2012-2013 у.г. – 1 место в районе и городе « Георгиевская ленточка . История и современность» Тихобаева Юлия , ученица 9б класса.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ:
1 место в районном конкурсе работ « Дети войны» к 65 годовщине Победы в ВОВ - Колотилова Элина , Мосейчук Денис , Гуськова Мария , Рыжова Ксения Кукушкина Екатерина , Горячева Татьяна , Лисин Дмитрий, Тихобаева Юлия.
Мне было интересно узнать , как изменилось мироощущение у моих воспитанников за год работы в гуще патриотических событий , ведь патриотизм , гражданственность нельзя измерить , потрогать , эти качества живут в каждом из нас . Я обратилась за помощью к психологу МБОУ СОШ № 178 Захаровой Наталье Евгеньевне , и мы провели исследование.
Глава 3
Диагностическая часть
Как упоминалось ранее , события последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма у подростков
В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства, падает престиж военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности у будущего нашей страны - детей.
|
|
|