|
Программа внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению «Тропинка к своему «Я» Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Пояснительная записка.
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.
Многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимание уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если проблемы в занятиях можно легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в котором каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Психологические занятия уделяют серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего - в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.
Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Первой темой, изучаемой на занятиях по психологии, является тема «Я школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Для этого используются сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа», которые направлены на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяют им легче адаптироваться к школе. Вторая тема – «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. Третья тема – «Дружба» - посвящена двум базовым человеческим способностям: умению устанавливать отношения с людьми и умению эти отношения сохранить.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием. В ходе проведения цикла занятий используются следующие методы и техники:
элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
элементы игротерапии;
релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения);
элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста), использование схем;
беседы;
рисование;
экспрессивные этюды;
подвижные, речедвигательные, развивающие игры.
Технология проведения занятия включает:
ритуал приветствия друг друга;
развивающие игры, экспрессивные этюды;
представление истории (сказки);
рисование, подвижная игра;
обсуждение в кругу;
ритуал прощания друг с другом.
В целом за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни. Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4, пособия М. А. Панфиловой «Лесная школа», программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.
№ п/п
| Тема занятия.
| Кол-во часов
| Дата
|
| Я – школьник (29 часов)
|
|
| 1.
| Знакомство. Введение в мир психологии
| 1 ч.
|
| 2.
| Работа со сказкой «Создание Лесной школы»
| 1 ч.
|
| 3.
| Работа со сказкой «Букет для учителя»
| 1 ч.
|
| 4.
| Работа со сказкой «Смешные страхи»
| 1 ч.
|
| 5.
| Работа со сказкой «Игры в школе»
| 1 ч.
|
| 6.
| Работа со сказкой «Школьные правила»
| 1 ч.
|
| 7.
| Как зовут ребят моего класса
| 1 ч.
|
| 8.
| Зачем мне нужно ходить в школу. Работа со сказкой. Диагностика адаптации детей к школе.
| 3 ч.
|
| 9.
| Мой класс.Работа со сказкой.
| 2 ч.
|
| 10.
| Какие ребята в моем классе. Работа со сказкой.
| 2 ч.
|
| 11.
| Мои друзья в классе. Работа со сказкой.
| 6 ч.
|
| 12.
| Мои успехи в школе. Работа со сказкой.
| 2 ч.
|
| 13.
| Моя учебная сила. Работа со сказкой.
| 2 ч.
|
| 14.
| Работа со сказкой. «Домашнее задание»,
| 1 ч.
|
| 15.
| Работа со сказкой. «Школьные оценки»,
| 1 ч.
|
| 16.
| Работа со сказкой. «Ленивец»,
| 1 ч.
|
| 17.
| Работа со сказкой. «Списывание»,
| 1 ч.
|
| 18.
| Работа со сказкой. «Подсказка».
| 1 ч.
|
|
| Мои чувства (29 часов)
|
|
| 19.
| Что такое чувства
| 1 ч.
|
| 20.
| Делимся чувствами
| 2 ч.
|
| 21.
| Я такой разный…
| 1 ч.
|
| 22.
| Я - особенный
| 1 ч.
|
| 23.
| Радость. Что такое мимика.
| 1 ч.
|
| 24.
| Радость. Как ее доставить другому человеку.
| 1 ч.
|
| 25.
| Жесты
| 1 ч.
|
| 26.
| Радость можно передать прикосновением. Работа со сказкой
| 2 ч.
|
| 27.
| Радость можно подарить взглядом.
| 2 ч.
|
| 28.
| Грусть
| 2 ч.
|
| 29.
| Страх
| 2 ч.
|
| 30.
| Страх, и его относительность.
| 1 ч.
|
| 31.
| Как справиться со страхом.
| 2ч.
|
| 32.
| Страх и как его преодолеть
| 2 ч.
|
| 33.
| Гнев. С какими чувствами он дружит?
| 2 ч.
|
| 34.
| Может ли гнев принести пользу?
| 2 ч.
|
| 35.
| Обида
| 2 ч.
|
| 36.
| Разные чувства
| 2 ч.
|
|
| Дружба (10 часов).
|
|
| 37.
| О дружбе и друзьях
| 1 ч.
|
| 38.
| Такие разные друзья
| 1 ч.
|
| 39.
| Знакомство
| 1 ч.
|
| 40.
| Что мешает дружбе?
| 3 ч.
|
| 41.
| Просим прощения
| 1 ч.
|
| 42.
| Помогаем сами и принимаем помощь
| 1 ч.
|
| 43.
| Я – член команды, на меня можно положиться.
| 1 ч.
|
| 44.
| Прощальное.
| 1 ч.
|
|
| Итого
| 68 ч.
|
|
Навыки, которые формируются при работе по программе:
1. Умение справляться со своими эмоциями.
2.Умение выразить свои тёплые чувства другому.
3. Умение просить прощение.
4. Умение проявить заботу о другом.
5.Умение соблюдать правила игры.
Ожидаемые результаты.
Дети, осознав своё место в школе и изучив эмоциональный мир человека, обсудив основные детские проблемы, с которыми они сталкиваются в семье, в школе и в общении со сверстниками, освоив правила общения, в конце года способны:
знать и применять основные школьные правила,
рассказать и показать основные эмоции человека,
определить их у себя, у других людей и по картинкам,
рассказать о значимости эмоций и чувств в жизни человека,
объяснить свои переживания,
найти способы снижения своего негативного состояния и улучшения состояния другого,
рассказать о своём внутреннем мире.
К концу года учащиеся должны:
Знать:
Школьные правила.
Основные эмоции и чувства человека.
Уметь:
Определятьэмоциональное состояние своё и других людей.
Выражать свои эмоции и чувства приемлемыми способами.
Внимательно и уважительно слушать друг друга и после этого высказывать своё мнение.
Эффективно общаться со сверстниками и учителем.
Список используемой литературы. 1.Битянова М.Р., Адарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М. «Совершенство». 1998
2.Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. - М., «Генезис», 2011
3.Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе. Под ред. Кривцовой С.В. - М. «Генезис», 2008
4. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М. «Генезис»,2007
5.Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб. Речь, 2007.
6.Лютова Е.К., МонинаГ.Б. Шпаргалка для взрослых. - М. «Генезис», 2000
7.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М. «Гном – Пресс». 2002
8. Панфилова М.А. Лесная школа. – М., «Сфера», 2002
9.Фопель К. Как научить детей сотрудничать.-М. «Генезис», 2004
10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М. «Генезис»,2006
11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. «Генезис», 2003
12. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися - М. «Генезис», 2010 |
|
|