Главная страница

Программа внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»


Скачать 96.17 Kb.
Название Программа внеурочной деятельности по духовно нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»
Дата 24.02.2016
Размер 96.17 Kb.
Тип Программа

Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.     

Пояснительная записка.

Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

Многие педагоги и родители недооценивают качественные изменения, происходящие в ребенке в период обучения в начальной школе. Гораздо больше внимание уделяют количественному накоплению знаний и умений детей. Однако именно качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если проблемы в занятиях можно легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологических занятиях значительное место отводится заданиям, в котором каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать изучаемый объект. В групповые занятия включены игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий становится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Психологические занятия уделяют серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего - в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.

        Цель курса психологических занятий:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

Первой темой, изучаемой на занятиях по психологии, является тема «Я школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Для этого используются сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа», которые направлены на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяют им легче адаптироваться к школе. Вторая тема – «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. Третья тема – «Дружба» - посвящена двум базовым человеческим способностям: умению устанавливать отношения с людьми и умению эти отношения сохранить.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием. В ходе проведения цикла занятий используются следующие методы и техники:

  • элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);

  • элементы игротерапии;

  • релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения);

  • элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после прочтения текста), использование схем;

  • беседы;

  • рисование;

  • экспрессивные этюды;

  • подвижные, речедвигательные, развивающие игры.


Технология проведения занятия включает:

  • ритуал приветствия друг друга;

  • развивающие игры, экспрессивные этюды;

  • представление истории (сказки);

  • рисование, подвижная игра;

  • обсуждение в кругу;

  • ритуал прощания друг с другом.


В целом за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4, пособия М. А. Панфиловой «Лесная школа», программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.



п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

Дата




Я – школьник (29 часов)







1.

Знакомство. Введение в мир психологии

1 ч.




2.

Работа со сказкой «Создание Лесной школы»

1 ч.




3.

Работа со сказкой «Букет для учителя»

1 ч.




4.

Работа со сказкой «Смешные страхи»

1 ч.




5.

Работа со сказкой «Игры в школе»

1 ч.




6.

Работа со сказкой «Школьные правила»

1 ч.




7.

Как зовут ребят моего класса

1 ч.




8.

Зачем мне нужно ходить в школу. Работа со сказкой. Диагностика адаптации детей к школе.

3 ч.




9.

Мой класс.Работа со сказкой.

2 ч.




10.

Какие ребята в моем классе. Работа со сказкой.

2 ч.




11.

Мои друзья в классе. Работа со сказкой.

6 ч.




12.

Мои успехи в школе. Работа со сказкой.

2 ч.




13.

Моя учебная сила. Работа со сказкой.

2 ч.




14.

Работа со сказкой. «Домашнее задание»,

1 ч.




15.

Работа со сказкой. «Школьные оценки»,

1 ч.




16.

Работа со сказкой. «Ленивец»,

1 ч.




17.

Работа со сказкой. «Списывание»,

1 ч.




18.

Работа со сказкой. «Подсказка».

1 ч.







Мои чувства (29 часов)







19.

Что такое чувства

1 ч.




20.

Делимся чувствами

2 ч.




21.

Я такой разный…

1 ч.




22.

Я - особенный

1 ч.




23.

Радость. Что такое мимика.

1 ч.




24.

Радость. Как ее доставить другому человеку.

1 ч.




25.

Жесты

1 ч.




26.

Радость можно передать прикосновением. Работа со сказкой

2 ч.




27.

Радость можно подарить взглядом.

2 ч.




28.

Грусть

2 ч.




29.

Страх

2 ч.




30.

Страх, и его относительность.

1 ч.




31.

Как справиться со страхом.

2ч.




32.

Страх и как его преодолеть

2 ч.




33.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

2 ч.




34.

Может ли гнев принести пользу?

2 ч.




35.

Обида

2 ч.




36.

Разные чувства

2 ч.







Дружба (10 часов).







37.

О дружбе и друзьях

1 ч.




38.

Такие разные друзья

1 ч.




39.

Знакомство

1 ч.




40.

Что мешает дружбе?

3 ч.




41.

Просим прощения

1 ч.




42.

Помогаем сами и принимаем помощь

1 ч.




43.

Я – член команды, на меня можно положиться.

1 ч.




44.

Прощальное.

1 ч.







Итого

68 ч.





Навыки, которые формируются при работе по программе:

1. Умение справляться со своими эмоциями.

2.Умение выразить свои тёплые чувства другому.

3. Умение просить прощение.

4. Умение проявить заботу о другом.

5.Умение соблюдать правила игры.

Ожидаемые результаты.

Дети, осознав своё место в школе и изучив эмоциональный мир человека, обсудив основные детские проблемы, с которыми они сталкиваются в семье, в школе и в общении со сверстниками, освоив правила общения, в конце года способны:

  • знать и применять основные школьные правила,

  • рассказать и показать основные эмоции человека,

  • определить их у себя, у других людей и по картинкам,

  • рассказать о значимости эмоций и чувств в жизни человека,

  • объяснить свои переживания,

  • найти способы снижения своего негативного состояния и улучшения состояния другого,

  • рассказать о своём внутреннем мире.

К концу года учащиеся должны:

Знать:

    1. Школьные правила.

    2. Основные эмоции и чувства человека.

Уметь:

    1. Определятьэмоциональное состояние своё и других людей.

    2. Выражать свои эмоции и чувства приемлемыми способами.

    3. Внимательно и уважительно слушать друг друга и после этого высказывать своё мнение.

    4. Эффективно общаться со сверстниками и учителем.


Список используемой литературы.
1.Битянова М.Р., Адарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М. «Совершенство». 1998

2.Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. - М., «Генезис», 2011

3.Жизненные навыки. Уроки психологии в начальной школе. Под ред. Кривцовой С.В. - М. «Генезис», 2008

4. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. - М. «Генезис»,2007

5.Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — СПб. Речь, 2007.

6.Лютова Е.К., МонинаГ.Б. Шпаргалка для взрослых. - М. «Генезис», 2000

7.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М. «Гном – Пресс». 2002

8. Панфилова М.А. Лесная школа. – М., «Сфера», 2002

9.Фопель К. Как научить детей сотрудничать.-М. «Генезис», 2004

10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М. «Генезис»,2006

11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. «Генезис», 2003

12. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися - М. «Генезис», 2010