|
Программа учебного курса по дальневосточной литературе для учащихся 5-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(для учащихся 5-9 классов
общеобразовательной школы)
АВТОР:
Жуковская Елена Викторовна
(учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 43 г. Хабаровска)
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В «Фундаментальном ядре содержания общего образования выделены базовые национальные ценности – основные результаты образования и воспитания. Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в стране.
Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления.
В учебном курсе по дальневосточной литературе предполагаются следующие ценностные ориентиры:
- развитие духовно-нравственных качеств;
- воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному Отечеству;
- воспитание гражданина и патриота-дальневосточника, уважающего многообразие культур и народов, религии и обычаев;
- формирование осознания ценности человеческой жизни, права на духовную и физическую безопасность личности;
- способствование осознанию нравственных утоев семьи как первоосновы жизни личности и государства;
Данная рабочая программа по учебному курсу «Дальневосточная литература» предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа предполагает передать обучающимся определенную совокупность знаний и при этом сформировать у них представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе; ценностные ориентиры, привить любовь к чтению, содействовать развитию художественного вкуса. В Рабочей программе сделан акцент на духовно-нравственное воспитание учащихся средствами предмета. Кроме этого, Рабочая программа учитывает реализацию внутрипредметных и межпредметных связей.
Данная программа предполагает развитие у учащихся ряда компетенций, в том числе коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной, смысло-поисковой, ценностно-ориентационной.
Учебный курс опирается как на изучение целостного текста художественного произведения, так и на обзорное изучение; строится на историко-литературной основе. В нем уделено внимание теории литературы, учтены основные нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового, фрагментарного, обзорного изучения литературных произведений; предусмотрены рекомендации для самостоятельного чтения учащихся. Календарно-тематическое планирование для 5-7 классов построено на основе концентров; для 8-9 классов – на основе принципа историзма. В 9 классе при изучении современной литературы выбор авторов и произведений определяется учителем на основе теоретического материала учебного пособия.
Рабочая программа разработана с учетом изменений, внесенных авторами-составителями в новые издания пособий-хрестоматий по дальневосточной литературе. Основу содержания составляют чтение и изучение художественных и публицистических произведений, представляющих литературу дальнего Востока в ее тематическом и жанровом разнообразии; выбор произведений соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Календарно-тематическое планирование в каждом классе рассчитано на 34 учебных часа, 1 час в неделю; при отсутствии отдельного часа на ЛДВ некоторые произведения можно изучать в рамках вариативной части КТП; данные материалы могут быть использованы для проведения факультативного курса по ЛДВ.
Рабочая программа разработана с учетом материалов Программы по региональной литературе, 5-7 классы (составитель Г.В. Гузенко); Программы по дальневосточной литературе, 8 класс (составитель Л.С.Гудкова).
Цели учебного курса:
-
Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма и толерантности;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной самореализации личности.
Задачи:
Формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Помочь овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в любом речевом высказывании.
Способствовать овладению важнейшими общеучебными навыками и универсальными действиями, развивать основные учебные компетенции на материале художественных текстов дальневосточных авторов и методического аппарата учебных пособий.
Воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов.
Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие духовно-нравственных качеств;
Воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному Отечеству;
Формирование уважительного отношения к литературе и культуре народов родного края.
Предметные:
Расширение познавательной сферы;
-
Понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них вневременных нравственных ценностей.
Умение анализировать художественное произведение, воспринимать его в неповторимом идейно-художественном значении.
Владение элементарной литературоведческой терминологией.
Метапредметные:
Умение понимать проблему, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях.
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.
Цели освоения учебного курса:
Обучающийся научится:
-правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-создавать устные и письменные высказывания;
-выразительно читать наизусть;
Осмысливать и анализировать произведение, изучаемое в школе или самостоятельно прочитанное; аргументировать отзыв на прочитанное произведение;
-обосновывать свое суждение, давать характеристики героям;
-уметь составлять простой и сложный план изучаемого произведения;
-умение пользоваться справочным аппаратом учебника;
-знать базовые эстетические понятия и категории.
Обучающийся получит возможность:
-постичь красоту художественного произведения в его неповторимом своеобразии;
-увидеть место художественного произведения в общелитературном процессе;
-умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, к одному из жанров.
Основные виды деятельности обучающихся:
-самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть;
-различные виды пересказа текста;
-работа с терминами и методическим аппаратом учебника;
-составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;
-подготовка сообщения;
-монологический ответ; участие в беседе и диалоге;
-работа с таблицей, схемой;
-элементы анализа эпизода текста и интерпретация стихотворения;
-сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;
-выявление авторской позиции;
-написание сочинений разных видов, письменных ответов на вопрос;
-работа над особенностями языка художественного произведения;
-выполнение коллективных творческих заданий;
-подготовка презентаций с использованием ИКТ.
Содержание курса:
5 класс
Место предмета:
всего за год – 34 часа;
в неделю – 1 час;
из них на развитие речи – 5 часов.
Контроль:
контрольное сочинение – 1;
обучающее сочинение – 2;
домашнее изложение – 1;
наизусть – 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Количество часов
|
Тема занятия
|
1.
|
1
|
Вводный урок
|
2.
|
6
|
Дальневосточные сказки.
Сказки коренных народов Приамурья; литературная обработка сказок (Д.Д.Нагишкин. А.Л.Вальдю); авторские сказки Э.Д.Кириченко.
Народная сказка; волшебная и бытовая сказка; нравственные вопросы в сказках; литературная сказка; связь дальневосточных сказок со сказками народов мира.
|
3.
|
2
|
Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке.
Фольклор; пословицы и поговорки; загадки; прибаутки; считалки.
|
4.
|
8
|
Человек и природа в дальневосточной литературе.
В.К.Арсеньев «Встречи в тайге» (главы из книги); В.П.Сысоев «Золотая Ригма» (главы из книги); А.Н.Максимов «Норка», «Лесные клады» (глава «Погоня»); В.И.Соломатов, стихотворение «Баллада о выстреле».
Изобразительно-выразительные средства языка; авторское отношение; психологизм; сказка – быль; сюжет произведения; пейзаж; двусложные размеры стиха.
|
5.
|
5
|
Стихи дальневосточных поэтов о природе.
Стихотворения П.С.Комарова; Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустняк, В.Нефедьева, Л.Школьника, А.Урванцева.
Лирическое произведение; изобразительно-выразительные средства языка; авторское отношение; стихотворение-миниатюра; пейзаж; настроение стихотворения.
|
6.
|
9
|
Тема войны в дальневосточной литературе.
В.Н. Александровский, повесть «Друг мой Омголон»; А.Н.Максимов «Лесные клады» (повесть «Танк Москвиллы»); стихотворения Б.П.Копалыгина и Н.Д.Наволочкина.
Повесть; гуманизм; историческая память; персонажи произведений; историзм; антитеза; авторское отношение.
|
7.
|
1
|
Сатирические басни.
Басни Н.И.Фотьева.
Басня; сатира; мораль; аллегория.
|
8.
|
1
|
Подведем итоги.
|
6 класс
Место предмета:
всего за год – 34 часа;
по плану – 32 часа;
в неделю – 1 час;
резерв – 2 часа;
из них на развитие речи – 6 часов.
Контроль:
контрольное сочинение – 1;
классные сочинения – 5;
наизусть – 5.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Количество часов
|
Тема занятия
|
1.
|
1
|
Вводный урок
|
2.
|
6
|
Древние мифы и легенды, бытующие на дальневосточной земле.
Устное народное творчество (мифы, сказки, предания, легенды народов Дальнего Востока.
|
3.
|
11
|
Бессметными останутся дела.
В.К.Арсеньев «Дерсу Узала» (главы). Г.А.Федосеев «Тропою снежных баранов» (из повести «Смерть меня подождет»). П.Комаров «Изыскатели».
|
4.
|
3
|
Земли согретой теплые ладони.
Стихотворения дальневосточных поэтов Л. Миланич; Р. Казакова; С.Кучеренко.
|
5.
|
7
|
Пока живы мы все.
Стихотворения А.Семенова, И.Брофмана. И.П.Ботвинник «Парни ехали на войну» (эпилог повести).
Г.Ходжер «На свидание к деду» (отрывок из повести)
|
6.
|
1
|
Подведем итоги.
|
7 класс
Место предмета:
всего за год – 34 часа;
в неделю – 1 час;
из них на развитие речи – 5 часов.
Контроль:
контрольное сочинение – 1;
классные сочинения – 3;
изложение с элементами сочинения– 1;
наизусть – 5.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Количество часов
|
Тема занятия
|
1.
|
1
|
Введение.
Искусство слова.
|
2.
|
2
|
Колыбель древних цивилизаций.
В.Е.Ларичев «Тайны каменной черепахи» (главы из повести).
Летопись. Документальная повесть.
|
3.
|
7
|
Гордиться славою своих предков».
Н.П.Задорнов, главы из романа «Амур-батюшка».
Исторический роман. Речь персонажа. Пейзаж. Изобразительно-выразительные средства.
В.С.Еращенко, стихотворения.
Историзм. Историческая память. Духовная основа. Художественная деталь. Устаревшие слова.
|
4.
|
4
|
Рассказы о современниках.
А.В.Гребенюков, рассказы «Собака», «Пошутили».
Нравственные категории. Сострадание.
В.А.Сукачев, рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце». Авторская позиция. Смысл названия произведения.
|
5.
|
3
|
Здесь моя Родина.
Стихотворения дальневосточных поэтов о природе. Малая родина. Дальневосточный пейзаж. Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.
|
6.
|
6
|
Повесть о первой любви.
Р.И.Фраерман, повесть «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».
Лирическая повесть. Композиция. Система персонажей. Речь персонажа. Пейзаж. Афоризм. Риторический вопрос.
|
7.
|
3
|
Эхо войны.
Стихотворения дальневосточных авторов о Великой Отечественной войне.
Историческая память. Художественное обобщение. Авторское отношение. Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.
|
8.
|
2
|
Мысли древних о вечном.
Философские миниатюры и философские изречения китайских мудрецов.
Философия. Нравственные категории. Афоризм. Парадокс. Мораль.
|
5.
|
1
|
Подведем итоги. Заключение.
|
8 класс
Место предмета:
всего за год – 34 часа;
в неделю – 1 час;
из них на развитие речи – 3 часов.
Контроль:
ответ ограниченного объема – 3;
домашнее сочинение – 1;
наизусть – 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Количество часов
|
Тема занятия
|
1.
|
2
|
Вводный урок.
Дальний Восток в русской художественной прозе.
|
2.
|
1
|
С.А.Максимов.
Жанровое своеобразие книги «На Востоке. Путь к Амуру» (фрагмент).
|
3.
|
3
|
И.А.Гончаров.
Книга очерков «Фрегат «Паллада»
|
4.
|
2
|
Н.М.Пржевальский.
Тема и предмет в очерке «Путешествие по Уссурийскому краю».
|
5.
|
3
|
Т.М.Борисов.
Изображение жизни и быта нивхов в повести «Сын орла».
|
6.
|
4
|
Вс.Н.Иванов.
«Ночь царя Петра» - повесть в жанре исторических хроник.
|
7.
|
5
|
Н.Д.Наволочкин.
Слово о писателе. Исторический роман «Амурские версты»
|
8.
|
3
|
В.А.Руссков.
Смысл заглавия, тема и идея рассказа «Среди равнины ровныя…»
|
9.
|
2
|
Ю.А.Шестакова.
Рассказ «Трудное счастье».
|
10.
|
2
|
П.С.Комаров.
Художественное своеобразие стихотворений «Снегопад», «Золотая просека». Авторская оценка образов стихотворения «Кедр».
|
11.
|
2
|
С.А.Смоляков.
Образ дороги и любовь к родному краю в стихотворениях.
|
12.
|
3
|
В.С.Еращенко.
Выражение мыслей и чувств лирического героя в стихотворениях. Поэма «Залив счастья».
|
13.
|
1
|
Подведем итоги.
|
9 класс
Место предмета:
всего за год – 34 часа;
в неделю – 1 час;
из них на развитие речи – 7 часов.
Контроль:
ответ ограниченного объема – 1;
контрольное сочинение – 2;
сочинение – 2;
практикум – 1;
наизусть – 2.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Количество часов
|
Тема занятия
|
1.
|
1
|
Введение.
Литература коренных народов Дальнего Востока.
|
2.
|
8
|
Дж.Б.Кимонко.
Семейная хроника «Там, где бежит Сукпай»
|
3.
|
6
|
В.М.Санги.
Старый нивх Изгин – герой одноименной повести.
|
4.
|
3
|
Лирика.
Родная природа в лирике поэтов Дальнего Востока. Философские мотивы в лирике.
|
5.
|
7
|
Проза.
Военная и философская проза В.Клипеля. дальневосточная природа в повестях С.П.Кучеренко. Повесть В.В.Сукачева «Военная». Жанровое своеобразие произведений К.Партыки.
|
6.
|
7
|
Поэзия.
Дальневосточная поэзия 80-х – 90-х годов. Историческая и культурная память в стихотворениях В.Еращенко. Своеобразие поэтических образов в стихотворениях М.Асламова. Народно-поэтический мир в стихотворениях В.Тряпши. Стихотворения Л.Магистровой.
|
7.
|
1
|
Подведем итоги.
|
Программное обеспечение:
Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе 5 класс», ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1992.
Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе 6 класс», ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1994.
Г.В.Гузеенко «Программа по региональной литературе 7 класс», ХК ИППК ПК, 1994.
Л.С.Гудкова «Программа по дальневосточной литературе 8 класс», ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1997.
Учебные пособия:
«Хрестоматия по дальневосточной литературе 5 класс», сост. Г.В.Гузенко, Хабаровск ИД «Приамурские ведомости», 2011.
«Хрестоматия по дальневосточной литературе 6 класс», сост. Г.В.Гузенко, Хабаровск, ИД «Приамурские ведомости», 2011.
«Хрестоматия по дальневосточной литературе 7 класс», сост. Г.В.Гузенко, Хабаровск,ИД «Приамурские ведомости», 2012.
Дальневосточная литература. Учебное пособие-хрестоматия для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; под ред. В.Г.Мехтиева; Хабаровск, ИД «Частная коллекция», 2012.
Литература и полезные ссылки:
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: 2009.
Журнал «Дальний Восток», любые издания.
Литературный путеводитель. Хабаровские писатели: судьба и творчество. – Хабаровск, 2004.
У вечного огня: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2010.
Этот день мы приближали: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2004.
Художественный фильм «Дерсу Узала» http://www.youtube.com/watch?v=e4Qn6JkZJEc
http://www.youtube.com/watch?v=Fupkyd1NJjA Документальный фильм «Любить полосатого зверя»
Дальневосточные писатели XXI века http://dvlit.ucoz.ru/forum/6-38-1
Владимир Иванович Клипель http://ru.wikipedia.org/
|
|
|