Главная страница

Программа учебного курса по дальневосточной литературе для учащихся 5-9 классов


Скачать 170.8 Kb.
Название Программа учебного курса по дальневосточной литературе для учащихся 5-9 классов
Жуковская Елена Викторовна
Дата 04.03.2016
Размер 170.8 Kb.
Тип Программа


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(для учащихся 5-9 классов

общеобразовательной школы)
АВТОР:

Жуковская Елена Викторовна

(учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 43 г. Хабаровска)

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В «Фундаментальном ядре содержания общего образования выделены базовые национальные ценности – основные результаты образования и воспитания. Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в стране.

Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления.

В учебном курсе по дальневосточной литературе предполагаются следующие ценностные ориентиры:

- развитие духовно-нравственных качеств;

- воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному Отечеству;

- воспитание гражданина и патриота-дальневосточника, уважающего многообразие культур и народов, религии и обычаев;

- формирование осознания ценности человеческой жизни, права на духовную и физическую безопасность личности;

- способствование осознанию нравственных утоев семьи как первоосновы жизни личности и государства;

Данная рабочая программа по учебному курсу «Дальневосточная литература» предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа предполагает передать обучающимся определенную совокупность знаний и при этом сформировать у них представление о месте дальневосточной литературы в общелитературном процессе; ценностные ориентиры, привить любовь к чтению, содействовать развитию художественного вкуса. В Рабочей программе сделан акцент на духовно-нравственное воспитание учащихся средствами предмета. Кроме этого, Рабочая программа учитывает реализацию внутрипредметных и межпредметных связей.

Данная программа предполагает развитие у учащихся ряда компетенций, в том числе коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной, смысло-поисковой, ценностно-ориентационной.

Учебный курс опирается как на изучение целостного текста художественного произведения, так и на обзорное изучение; строится на историко-литературной основе. В нем уделено внимание теории литературы, учтены основные нормы контроля: виды письменных работ, заучивание наизусть; определено соотношение текстового, фрагментарного, обзорного изучения литературных произведений; предусмотрены рекомендации для самостоятельного чтения учащихся. Календарно-тематическое планирование для 5-7 классов построено на основе концентров; для 8-9 классов – на основе принципа историзма. В 9 классе при изучении современной литературы выбор авторов и произведений определяется учителем на основе теоретического материала учебного пособия.

Рабочая программа разработана с учетом изменений, внесенных авторами-составителями в новые издания пособий-хрестоматий по дальневосточной литературе. Основу содержания составляют чтение и изучение художественных и публицистических произведений, представляющих литературу дальнего Востока в ее тематическом и жанровом разнообразии; выбор произведений соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Календарно-тематическое планирование в каждом классе рассчитано на 34 учебных часа, 1 час в неделю; при отсутствии отдельного часа на ЛДВ некоторые произведения можно изучать в рамках вариативной части КТП; данные материалы могут быть использованы для проведения факультативного курса по ЛДВ.

Рабочая программа разработана с учетом материалов Программы по региональной литературе, 5-7 классы (составитель Г.В. Гузенко); Программы по дальневосточной литературе, 8 класс (составитель Л.С.Гудкова).

Цели учебного курса:


  1. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма и толерантности;

  2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной самореализации личности.

Задачи:


  1. Формировать умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

  2. Помочь овладеть возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в любом речевом высказывании.

  3. Способствовать овладению важнейшими общеучебными навыками и универсальными действиями, развивать основные учебные компетенции на материале художественных текстов дальневосточных авторов и методического аппарата учебных пособий.

  4. Воспитывать гражданина, патриота родного края на образцах произведений дальневосточных авторов.

  5. Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи.


Планируемые результаты:
Личностные:

  • Развитие духовно-нравственных качеств;

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к многонациональному Отечеству;

  • Формирование уважительного отношения к литературе и культуре народов родного края.


Предметные:

  • Расширение познавательной сферы;

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них вневременных нравственных ценностей.

  • Умение анализировать художественное произведение, воспринимать его в неповторимом идейно-художественном значении.

  • Владение элементарной литературоведческой терминологией.


Метапредметные:

  • Умение понимать проблему, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях.

  • Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

  • Умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности.


Цели освоения учебного курса:
Обучающийся научится:

-правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

-создавать устные и письменные высказывания;

-выразительно читать наизусть;

Осмысливать и анализировать произведение, изучаемое в школе или самостоятельно прочитанное; аргументировать отзыв на прочитанное произведение;

-обосновывать свое суждение, давать характеристики героям;

-уметь составлять простой и сложный план изучаемого произведения;

-умение пользоваться справочным аппаратом учебника;

-знать базовые эстетические понятия и категории.
Обучающийся получит возможность:

-постичь красоту художественного произведения в его неповторимом своеобразии;

-увидеть место художественного произведения в общелитературном процессе;

-умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов, к одному из жанров.
Основные виды деятельности обучающихся:
-самостоятельное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть;

-различные виды пересказа текста;

-работа с терминами и методическим аппаратом учебника;

-составление различных планов текста: простого, сложного, цитатного, тезисного;

-подготовка сообщения;

-монологический ответ; участие в беседе и диалоге;

-работа с таблицей, схемой;

-элементы анализа эпизода текста и интерпретация стихотворения;

-сопоставление героев, сюжетов, идей произведений;

-выявление авторской позиции;

-написание сочинений разных видов, письменных ответов на вопрос;

-работа над особенностями языка художественного произведения;

-выполнение коллективных творческих заданий;

-подготовка презентаций с использованием ИКТ.

Содержание курса:
5 класс

Место предмета:

всего за год – 34 часа;

в неделю – 1 час;

из них на развитие речи – 5 часов.

Контроль:

контрольное сочинение – 1;

обучающее сочинение – 2;

домашнее изложение – 1;

наизусть – 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Количество часов

Тема занятия

1.

1

Вводный урок

2.

6

Дальневосточные сказки.

Сказки коренных народов Приамурья; литературная обработка сказок (Д.Д.Нагишкин. А.Л.Вальдю); авторские сказки Э.Д.Кириченко.

Народная сказка; волшебная и бытовая сказка; нравственные вопросы в сказках; литературная сказка; связь дальневосточных сказок со сказками народов мира.

3.

2

Малые жанры фольклора на Дальнем Востоке.

Фольклор; пословицы и поговорки; загадки; прибаутки; считалки.

4.

8

Человек и природа в дальневосточной литературе.

В.К.Арсеньев «Встречи в тайге» (главы из книги); В.П.Сысоев «Золотая Ригма» (главы из книги); А.Н.Максимов «Норка», «Лесные клады» (глава «Погоня»); В.И.Соломатов, стихотворение «Баллада о выстреле».

Изобразительно-выразительные средства языка; авторское отношение; психологизм; сказка – быль; сюжет произведения; пейзаж; двусложные размеры стиха.

5.

5

Стихи дальневосточных поэтов о природе.

Стихотворения П.С.Комарова; Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустняк, В.Нефедьева, Л.Школьника, А.Урванцева.

Лирическое произведение; изобразительно-выразительные средства языка; авторское отношение; стихотворение-миниатюра; пейзаж; настроение стихотворения.

6.

9

Тема войны в дальневосточной литературе.

В.Н. Александровский, повесть «Друг мой Омголон»; А.Н.Максимов «Лесные клады» (повесть «Танк Москвиллы»); стихотворения Б.П.Копалыгина и Н.Д.Наволочкина.

Повесть; гуманизм; историческая память; персонажи произведений; историзм; антитеза; авторское отношение.

7.

1

Сатирические басни.

Басни Н.И.Фотьева.

Басня; сатира; мораль; аллегория.

8.

1

Подведем итоги.



6 класс

Место предмета:

всего за год – 34 часа;

по плану – 32 часа;

в неделю – 1 час;

резерв – 2 часа;

из них на развитие речи – 6 часов.

Контроль:

контрольное сочинение – 1;

классные сочинения – 5;

наизусть – 5.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Количество часов

Тема занятия

1.

1

Вводный урок

2.

6

Древние мифы и легенды, бытующие на дальневосточной земле.

Устное народное творчество (мифы, сказки, предания, легенды народов Дальнего Востока.

3.

11

Бессметными останутся дела.

В.К.Арсеньев «Дерсу Узала» (главы). Г.А.Федосеев «Тропою снежных баранов» (из повести «Смерть меня подождет»). П.Комаров «Изыскатели».

4.

3

Земли согретой теплые ладони.

Стихотворения дальневосточных поэтов Л. Миланич; Р. Казакова; С.Кучеренко.

5.

7

Пока живы мы все.

Стихотворения А.Семенова, И.Брофмана. И.П.Ботвинник «Парни ехали на войну» (эпилог повести).

Г.Ходжер «На свидание к деду» (отрывок из повести)

6.

1

Подведем итоги.


7 класс

Место предмета:

всего за год – 34 часа;

в неделю – 1 час;

из них на развитие речи – 5 часов.

Контроль:

контрольное сочинение – 1;

классные сочинения – 3;

изложение с элементами сочинения– 1;

наизусть – 5.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Количество часов

Тема занятия

1.

1

Введение.

Искусство слова.

2.

2

Колыбель древних цивилизаций.

В.Е.Ларичев «Тайны каменной черепахи» (главы из повести).

Летопись. Документальная повесть.

3.

7

Гордиться славою своих предков».

Н.П.Задорнов, главы из романа «Амур-батюшка».

Исторический роман. Речь персонажа. Пейзаж. Изобразительно-выразительные средства.

В.С.Еращенко, стихотворения.

Историзм. Историческая память. Духовная основа. Художественная деталь. Устаревшие слова.

4.

4

Рассказы о современниках.

А.В.Гребенюков, рассказы «Собака», «Пошутили».

Нравственные категории. Сострадание.

В.А.Сукачев, рассказ «В той стороне, где жизнь и солнце». Авторская позиция. Смысл названия произведения.

5.

3

Здесь моя Родина.

Стихотворения дальневосточных поэтов о природе. Малая родина. Дальневосточный пейзаж. Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.

6.

6

Повесть о первой любви.

Р.И.Фраерман, повесть «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

Лирическая повесть. Композиция. Система персонажей. Речь персонажа. Пейзаж. Афоризм. Риторический вопрос.

7.

3

Эхо войны.

Стихотворения дальневосточных авторов о Великой Отечественной войне.

Историческая память. Художественное обобщение. Авторское отношение. Тема, идея, настроение стихотворения. Изобразительно-выразительные средства.

8.

2

Мысли древних о вечном.

Философские миниатюры и философские изречения китайских мудрецов.

Философия. Нравственные категории. Афоризм. Парадокс. Мораль.

5.

1

Подведем итоги. Заключение.



8 класс

Место предмета:

всего за год – 34 часа;

в неделю – 1 час;

из них на развитие речи – 3 часов.

Контроль:

ответ ограниченного объема – 3;

домашнее сочинение – 1;

наизусть – 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Количество часов

Тема занятия

1.

2

Вводный урок.

Дальний Восток в русской художественной прозе.

2.

1

С.А.Максимов.

Жанровое своеобразие книги «На Востоке. Путь к Амуру» (фрагмент).

3.

3

И.А.Гончаров.

Книга очерков «Фрегат «Паллада»

4.

2

Н.М.Пржевальский.

Тема и предмет в очерке «Путешествие по Уссурийскому краю».

5.

3

Т.М.Борисов.

Изображение жизни и быта нивхов в повести «Сын орла».

6.

4

Вс.Н.Иванов.

«Ночь царя Петра» - повесть в жанре исторических хроник.

7.

5

Н.Д.Наволочкин.

Слово о писателе. Исторический роман «Амурские версты»

8.

3

В.А.Руссков.

Смысл заглавия, тема и идея рассказа «Среди равнины ровныя…»

9.

2

Ю.А.Шестакова.

Рассказ «Трудное счастье».

10.

2

П.С.Комаров.

Художественное своеобразие стихотворений «Снегопад», «Золотая просека». Авторская оценка образов стихотворения «Кедр».

11.

2

С.А.Смоляков.

Образ дороги и любовь к родному краю в стихотворениях.

12.

3

В.С.Еращенко.

Выражение мыслей и чувств лирического героя в стихотворениях. Поэма «Залив счастья».

13.

1

Подведем итоги.


9 класс

Место предмета:

всего за год – 34 часа;

в неделю – 1 час;

из них на развитие речи – 7 часов.

Контроль:

ответ ограниченного объема – 1;

контрольное сочинение – 2;

сочинение – 2;

практикум – 1;

наизусть – 2.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Количество часов

Тема занятия

1.

1

Введение.

Литература коренных народов Дальнего Востока.

2.

8

Дж.Б.Кимонко.

Семейная хроника «Там, где бежит Сукпай»

3.

6

В.М.Санги.

Старый нивх Изгин – герой одноименной повести.

4.

3

Лирика.

Родная природа в лирике поэтов Дальнего Востока. Философские мотивы в лирике.

5.

7

Проза.

Военная и философская проза В.Клипеля. дальневосточная природа в повестях С.П.Кучеренко. Повесть В.В.Сукачева «Военная». Жанровое своеобразие произведений К.Партыки.

6.

7

Поэзия.

Дальневосточная поэзия 80-х – 90-х годов. Историческая и культурная память в стихотворениях В.Еращенко. Своеобразие поэтических образов в стихотворениях М.Асламова. Народно-поэтический мир в стихотворениях В.Тряпши. Стихотворения Л.Магистровой.

7.

1

Подведем итоги.


Программное обеспечение:
Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе 5 класс», ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1992.

Г.В.Гузенко «Программа по региональной литературе 6 класс», ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1994.

Г.В.Гузеенко «Программа по региональной литературе 7 класс», ХК ИППК ПК, 1994.

Л.С.Гудкова «Программа по дальневосточной литературе 8 класс», ХК ИППК ПК, Хабаровск, 1997.
Учебные пособия:


  1. «Хрестоматия по дальневосточной литературе 5 класс», сост. Г.В.Гузенко, Хабаровск ИД «Приамурские ведомости», 2011.

  2. «Хрестоматия по дальневосточной литературе 6 класс», сост. Г.В.Гузенко, Хабаровск, ИД «Приамурские ведомости», 2011.

  3. «Хрестоматия по дальневосточной литературе 7 класс», сост. Г.В.Гузенко, Хабаровск,ИД «Приамурские ведомости», 2012.

  4. Дальневосточная литература. Учебное пособие-хрестоматия для 8-9 классов общеобразовательных учреждений; под ред. В.Г.Мехтиева; Хабаровск, ИД «Частная коллекция», 2012.


Литература и полезные ссылки:


  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: 2009.

  2. Журнал «Дальний Восток», любые издания.

  3. Литературный путеводитель. Хабаровские писатели: судьба и творчество. – Хабаровск, 2004.

  4. У вечного огня: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2010.

  5. Этот день мы приближали: Писатели-дальневосточники о Великой Отечественной войне. – Хабаровск: ИД «Дальний Восток», 2004.

  6. Художественный фильм «Дерсу Узала» http://www.youtube.com/watch?v=e4Qn6JkZJEc

  7. http://www.youtube.com/watch?v=Fupkyd1NJjA Документальный фильм «Любить полосатого зверя»

  8. Дальневосточные писатели XXI века http://dvlit.ucoz.ru/forum/6-38-1

  9. Владимир Иванович Клипель http://ru.wikipedia.org/