|
1. Пояснительная записка
1. Пояснительная записка
Курс «Этика» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основная цель реализации программы - изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Уроки этики должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
2. Общая характеристика курса
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
3. Описание места курса
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 35 часа в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
5. Содержание учебного курса
Основные разделы программы:
я среди людей;
речевой этикет;
культура поведения;
в мире сказок.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
.Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
6. Тематическое планирование
№ п/п
|
Дата план
|
Дата факт
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Характеристика основных видов учебной деят-сти
|
Планируемые результаты
|
1.
|
|
|
Кто я и как выгляжу?
|
1
|
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
|
2.
|
|
|
Что в нашем имени?
|
1
|
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.
|
УУД- Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
|
3.
|
|
|
Плохо одному
|
1
|
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
|
УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев) произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
|
4.
|
|
|
Товарищи и друзья
|
1
|
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
|
5.
|
|
|
Как завоевывать друзей
|
1
|
Правила общения с товарищами и друзьями.
|
УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека
|
6.
|
|
|
Бескорыстие в дружбе
|
1
|
Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
|
УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев)
|
7.
|
|
|
Верность слову
|
1
|
Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
|
|
8.
|
|
|
Что такое этика и этикет
|
1
|
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
|
9.
|
|
|
Роль мимики, жестов и позы в общении
|
1
|
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».
|
УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
|
10.
|
|
|
О вежливых словах и их применении.
|
1
|
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
|
УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
|
11.
|
|
|
Правила знакомства, представления и обращения
|
1
|
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
|
УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
|
12.
|
|
|
Правила приветствия и прощания
|
1
|
Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
|
13.
|
|
|
Правила извинения и просьбы
|
1
|
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
|
УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев)
|
14.
|
|
|
Правила благодарности и отказа
|
1
|
Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.
|
УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
|
16.
|
|
|
Отношение к старшим, учителям, малышам
|
1
|
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
|
17.
|
|
|
Как вести себя в школе, на переменах
|
1
|
Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
|
УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
|
18.
|
|
|
Правила поведения в столовой, за столом
|
1
|
Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
|
УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
|
19.
|
|
|
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей
|
1
|
Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
|
20.
|
|
|
Искусство делать подарки
|
1
|
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
|
21.
|
|
|
Как правильно разговаривать по телефону
|
1
|
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
|
УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
|
22.
|
|
|
Правила поведения в общественном транспорте
|
1
|
Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
|
23-24.
|
|
|
Как вести себя в общественных местах
|
2
|
Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
|
УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
|
25
|
|
|
Правила поведения в театре и кино
|
1
|
Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
|
УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания
|
26-27.
|
|
|
Поведение в библиотеке и музее
|
2
|
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
|
УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
|
28-29
|
|
|
Добро и зло в сказках
|
2
|
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
|
30-31
|
|
|
Сказки – волшебство, чудо и правда
|
2
|
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
|
32-33
|
|
|
Сказка – ложь, да в ней намек
|
2
|
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.
|
УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев), строить рассуждения
|
34-35
|
|
|
Что мы узнали и чему научились
|
2
|
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
|
УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
|
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности
8. Планируемые результаты изучения курса
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию
|
|
|