|
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М,: Просвещение,2010
Программа учебного курса
по литературе
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам.
Литература. 5-9 классы. М,: Просвещение,2010.
Автор-составитель:
Учитель русского языка и литературы: Рыбалкина Е.В.
Класс: 5
Тольятти, 2013г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.; Просвещение,2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011)
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам.
Курс направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.
В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературы формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературы пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
сравнение и сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;
формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:
владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
владение умениями выразительного чтения;
восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
умение определять жанрово-родовую природу произведения;
умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образоватльном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
проектная деятельность
исследовательская деятельность
применение ИКТ
Виды и формы контроля
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
Виды контроля
предварительный
текущий
тематический
итоговый
Предполагается, что в результате изучения литературы в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения,
- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту,
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание,
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях, общениях, соблюдая правила речевого этикета,
- работать со словом, пополняя словарный запас,
- читать осознанно и выразительно; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
- передавать содержание прочитанного в виде пересказа,
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению,
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом;
- читать по ролям литературное произведение,
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать последовательность событий, давать характеристику героя),
- создавать собственный текст на основе художественного произведения.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривается в 5 классе обязательного изучения литературы в объёме 105 часов.
Содержание курса литературы. 5 класс
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004
Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008
Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002
Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011.
Календарно-тематическое планирование
по __литературе_ в 5 классе
(_3_ часа в неделю, всего __102__ часа в год)
№ п/п
|
Сроки проведения
|
Тема урока
|
Тип
урока
|
Содержание темы
|
Виды учебной деятельности
|
УУД
|
Планируемые результаты
|
Домашнее задание
|
1
|
1 нед.
сентябрь
|
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
|
Вводный урок
|
Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.
|
Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.
|
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- построение логической цепи рассуждений;
-уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
|
Предметные: понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Метапредметные: Уметь работать с критической статьёй, составлять план. Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
|
Стр. 3-5 (чтение, пересказ);
Стр. 6 зад.1
(наизусть)
|
2
|
1 нед
сентябрь
|
Русский фольклор. Малые жанры фольклора.
|
Урок чтения и обсуждения произведений
|
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
|
Практические работы.
Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. Составление развернутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения). Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок».
Контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?
Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет. Создание иллюстраций к сказке.
|
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой;
-составление плана и последовательности действий;
-потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
|
Предметные: знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.
Метапредметные: Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё
Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
|
Стр. 7-8
(пересказ);
Стр. 8 зад.2
(устно)
|
3
|
1 нед
сентябрь
|
Детский фольклор
|
Урок чтения и обсуждения произведений
|
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
|
Предметные: Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку
Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
Метапредметные: Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора
Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях. Формирование самоконтроля, произвольности поведения в ситуации общения.
|
Подготовить дома считалки, загадки
|
4
|
2 нед
сентябрь
|
Сказка как особый жанр фольклора
|
Урок знакомства с теоретическими понятиями
|
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
|
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- подведение под понятие,выведение следствий;
- знание основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения.
|
Предметные: понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике
Метапредметные: Определять вид сказки по названию. Знать почему волшебные сказки, бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок
Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях. Формирование самоконтроля, произвольности поведения в ситуации общения.
Личностные: Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка
|
Стр. 12 ( выучить термины);
Стр. 10-11 зад.1
(устно)
|
5
|
2 нед
сентябрь
|
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
|
Урок чтения и изучения произведений
|
Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
|
- умение адекватно, подробно (сжато, выборочно) передавать содержание текста,
-синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных и моральных норм;
-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
|
Предметные: понимать общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки
Метапредметные: Знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.
Личностные: Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка
|
Стр. 13-19 (чтение, пересказ)
|
6
|
2 нед
сентябрь
|
Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы
|
Урок чтения и изучения произведений
|
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- построение логической цепи рассуждений;
-уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
|
Предметные: Знать героев сказки; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ
Метапредметные: Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки
Научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Личностные: Развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе нравственного выбора
|
Стр. 20-24 (чтение, пересказ)
|
7
|
3 нед
сентябрь
|
Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки
|
Урок чтения и изучения произведений
|
Теория литературы. Сказка.Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
|
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
-уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
|
Предметные: Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)
Метапредметные: Составление плана характеристик главных героев.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
Личностные: Формирование нравственных качеств и нравственного поведения на примере героев сказки
|
Стр.25-
зад.1-5 (устно)
|
8
|
3 нед
сентябрь
|
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок
|
Урок развития речи
|
- свободная ориентация и восприятие художественных текстов;
- формулирование проблемы;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
|
Предметные: Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств, помогающих раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; уметь находить отличия в вариантах сказки.
Метапредметные: Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.
Умение определять понятия, создавать обобщения.
Личностные: Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе нравственного выбора.
|
Домашнее сочинение
|
9
|
3 нед
сентябрь
|
«Иван – кресть-янский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.
|
Урок чтения и изучения произведений
|
Волшебная богатырская сказка героического содержания.
|
- умение адекватно, подробно (сжато, выборочно ) передавать содержание текста;
-синтез-составление целого из частей;
-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
|
Предметные: Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты
Метапредметные: Уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа
Умение оценивать правильность своих действий при работе в группах
Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
Личностные: Формирование нравственных и нравственного поведения на примере героев сказки
|
Стр. 28-38 (чтение, пересказ)
|
10
|
4 нед
сентябрь
|
Особенности
сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.
|
- смысловое чтение
как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
|
Предметные: уметь видеть
нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа
Метапредметные: Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды сказки
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Личностные: Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на примере героев сказки
|
Стр.38-39
зад.1-7(устно)
|
Урок чтения и изучения произведений
|
|
|
11
|
4 нед
сентябрь
|
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народные представления о справедливости
|
Урок чтения и изучения произведений
|
|
- извлечение необходимой информации из различных прочитанных текстов;
-установление причинно-следственных связей;
-выделение нравственного содержания поступков на основе различения моральных норм.
|
Предметные: Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной
Метапредметные: Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды сказки
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
|
Стр. 40-43 (чтение, пересказ)
|
12.
|
4 нед
сентябрь
|
Возникновение древнерусской литературы.
Начало пись-менности на Руси. «Повесть вре-менных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
|
Урок чтения и изучения произведений
|
Понятие о летописи.
|
Практические работы.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей».
|
-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания
|
Предметные: понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)
Метапредметные: Знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа
|
Стр. 48-50 (чтение, пересказ)
|
13.
|
5 нед
октябрь
|
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
|
Урок чтения и изучения произведений
|
|
Предметные: Уметь определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин Метапредметные: Видеть нравственные аспекты летописи
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа
|
Стр. 52 задания (устно)
|
|
|
|