Главная страница

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М,: Просвещение,2010


Скачать 1.32 Mb.
Название Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. М,: Просвещение,2010
страница 1/7
Рыбалкина Е.В
Дата 26.02.2016
Размер 1.32 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5   6   7



Программа учебного курса

по литературе

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам.

Литература. 5-9 классы. М,: Просвещение,2010.

Автор-составитель:

Учитель русского языка и литературы: Рыбалкина Е.В.

Класс: 5
Тольятти, 2013г.


Пояснительная записка
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.; Просвещение,2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011)
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса обеспечивает результативность по другим предметам.

Курс направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

В процессе освоения курса у школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературы формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературы пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • сравнение и сопоставление;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

  • формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

  • владение умениями выразительного чтения;

  • восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

  • умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

  • умение определять жанрово-родовую природу произведения;

  • умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образоватльном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • проектная деятельность

  • исследовательская деятельность

  • применение ИКТ


Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный


Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый


Предполагается, что в результате изучения литературы в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения,

- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту,

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание,

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях, общениях, соблюдая правила речевого этикета,

- работать со словом, пополняя словарный запас,

- читать осознанно и выразительно; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

- передавать содержание прочитанного в виде пересказа,

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению,

- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом;

- читать по ролям литературное произведение,

- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать последовательность событий, давать характеристику героя),

- создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривается в 5 классе обязательного изучения литературы в объёме 105 часов.
Содержание курса литературы. 5 класс
Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004

  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

  4. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008

  5. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002

  6. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. Москва «Просвещение» 2011.

Календарно-тематическое планирование

по __литературе_ в 5 классе

(­­­­­_3_ часа в неделю, всего __102__ часа в год)



п/п

Сроки проведения


Тема урока

Тип

урока

Содержание темы

Виды учебной деятельности

УУД

Планируемые результаты

Домашнее задание

1

1 нед.

сентябрь

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Вводный урок

Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.


Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос.


- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- построение логической цепи рассуждений;

-уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Предметные: понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Метапредметные: Уметь работать с критической статьёй, составлять план. Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

Стр. 3-5 (чтение, пересказ);

Стр. 6 зад.1

(наизусть)

2

1 нед

сентябрь

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок чтения и обсуждения произведений

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)


Практические работы.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану. Составление развернутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения). Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет. Создание иллюстраций к сказке. 

 

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

-составление плана и последовательности действий;

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Предметные: знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки.

Метапредметные: Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё

Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Стр. 7-8

(пересказ);

Стр. 8 зад.2

(устно)

3

1 нед

сентябрь

Детский фольклор

Урок чтения и обсуждения произведений

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Предметные: Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию

Метапредметные: Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях. Формирование самоконтроля, произвольности поведения в ситуации общения.

Подготовить дома считалки, загадки



4

2 нед

сентябрь

Сказка как особый жанр фольклора

Урок знакомства с теоретическими понятиями

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.


- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- подведение под понятие,выведение следствий;

- знание основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения.

Предметные: понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике

Метапредметные: Определять вид сказки по названию. Знать почему волшебные сказки, бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок

Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациях. Формирование самоконтроля, произвольности поведения в ситуации общения.

Личностные: Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка

Стр. 12 ( выучить термины);

Стр. 10-11 зад.1

(устно)

5

2 нед

сентябрь

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

Урок чтения и изучения произведений

Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

- умение адекватно, подробно (сжато, выборочно) передавать содержание текста,

-синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных и моральных норм;

-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Предметные: понимать общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки

Метапредметные: Знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Личностные: Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка

Стр. 13-19 (чтение, пересказ)

6

2 нед

сентябрь

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

Урок чтения и изучения произведений

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- построение логической цепи рассуждений;

-уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Предметные: Знать героев сказки; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ

Метапредметные: Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки

Научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Личностные: Развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе нравственного выбора

Стр. 20-24 (чтение, пересказ)

7

3 нед

сентябрь

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки

Урок чтения и изучения произведений

Теория литературы. Сказка.Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

-уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Предметные: Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим)

Метапредметные: Составление плана характеристик главных героев.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Личностные: Формирование нравственных качеств и нравственного поведения на примере героев сказки

Стр.25-

зад.1-5 (устно)

8

3 нед

сентябрь

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок развития речи

- свободная ориентация и восприятие художественных текстов;

- формулирование проблемы;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.



Предметные: Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств, помогающих раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; уметь находить отличия в вариантах сказки.

Метапредметные: Структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.

Умение определять понятия, создавать обобщения.

Личностные: Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе нравственного выбора.

Домашнее сочинение

9

3 нед

сентябрь

«Иван – кресть-янский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

Урок чтения и изучения произведений

Волшебная богатырская сказка героического содержания.


- умение адекватно, подробно (сжато, выборочно ) передавать содержание текста;

-синтез-составление целого из частей;

-выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Предметные: Знать, к какому виду сказок относится сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты

Метапредметные: Уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа

Умение оценивать правильность своих действий при работе в группах

Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Личностные: Формирование нравственных и нравственного поведения на примере героев сказки

Стр. 28-38 (чтение, пересказ)

10

4 нед

сентябрь


Особенности

сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.


- смысловое чтение

как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Предметные: уметь видеть

нравственное превосходство главного героя; составлять план; устно описывать иллюстрацию; осмысливать содержание сказки; развивать навыки художественного пересказа

Метапредметные: Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды сказки

 Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам

Личностные: Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на примере героев сказки


Стр.38-39

зад.1-7(устно)

Урок чтения и изучения произведений







11

4 нед

сентябрь

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народные представления о справедливости

Урок чтения и изучения произведений




- извлечение необходимой информации из различных прочитанных текстов;

-установление причинно-следственных связей;

-выделение нравственного содержания поступков на основе различения моральных норм.

Предметные: Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной

Метапредметные: Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды сказки

 Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам

Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Стр. 40-43 (чтение, пересказ)

12.

4 нед

сентябрь

Возникновение древнерусской литературы.

Начало пись-менности на Руси. «Повесть вре-менных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Урок чтения и изучения произведений

Понятие о  летописи. 


Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.
Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей».


-применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания


Предметные: понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Метапредметные: Знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.  

Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

Стр. 48-50 (чтение, пересказ)

13.

5 нед

октябрь

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Урок чтения и изучения произведений




Предметные: Уметь определять черты фольклора в летописи, сопоставлять текст с репродукциями картин Метапредметные: Видеть нравственные аспекты летописи

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные: Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

Стр. 52 задания (устно)
  1   2   3   4   5   6   7