|
5 д время проведения: 2013-2014 учебный год
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ, реализованного учителем в образовательном учреждении
Проектная работа
Ролевая игра как способ формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка в 5 классе
Класс:5 Д
Время проведения:2013-2014 учебный год
Выполнил: учитель английского языка Тернавская Ю.И.
1.
Пояснительная записка
Современное общество нуждается в высокообразованной, развитой личности. А это подразумевает хорошее владение иностранным языком как средством международного общения. Обучение иностранному языку в школе нацелено на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения. Однако, изучая иностранный язык в школе в течение нескольких лет, многие школьники не могут сказать и нескольких предложений в самой простой ситуации общения.
Процессы обновления в сфере образования в настоящее время предоставляют учителю право и возможность выбора методов и приемов для повышения эффективности обучения. В связи с этим целью данной работы является формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в 5 классе общеобразовательной школы.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение практической действительности и создает условия реального общения для ее участников. Преимущества этого метода обучения видится в том, что он позволяет учащимся использовать спонтанную речь, неподготовленную речь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Развивать произносительные и интонационные умения и навыки, полученные учениками в начальной школе;
Овладеть новой лексикой и разговорными клише в объеме, определенном программой 5 класса;
Овладеть грамматическими явлениями, определенными программой 5 класса;
-
Сформировать умение использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач в тематическом поле, определенном программой 5 класса (запрашивать информацию, отвечать на вопросы собеседника, обмениваться фактической информацией).
Необходимые ресурсы для решения поставленных задач:
Раздаточный материал (карточки);
Проектор;
Компьютер;
Доска;
Презентация;
Музыкальные композиции.
Ожидаемый результат:
1.Овладение качественно новым уровнем коммуникативной компетенции;
2. Повышение качества знаний.
Критерии оценки результатов:
Фонетическая правильность высказываний;
Лексическая правильность высказываний;
Грамматическая правильность высказываний;
Информативность высказывания.
Методика проведения диагностики – карта наблюдений на начало и конец учебного года.
Показатели оцениваются по 4-х балльной шкале.
1 балл - навык не сформирован; ученик допускает грубые фонетические, лексические и грамматические ошибки, не понимает реплики собеседников, не дает развернутые реплики или ответы;
2 балла – ученик допускает фонетические, грамматические и лексические ошибки,понимает реплики собеседника, но не дает развернутые реплики или ответы.
3 балла –ученик допускает небольшое количество фонетических, лексических и грамматических ошибок, понимает реплики собеседника и реагирует развернутым высказыванием;
4 балла– ученик не допускает фонетических,лексических и грамматических ошибок, понимает реплики собеседника, дает развернутые высказывания, проявляет заинтересованность в общении.
2.
Теоретическое обоснование проекта
Ролевая игра — это вид деятельности, в котором учащиеся, исполняя различные социальные роли, осваивают общение в условиях, максимально близких к условиям реального общения, включающих в себя особенности культуры, быта и менталитета страны изучаемого языка. «Ролевая игра обладает большими обучающими и воспитательными возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения».(4)
Ролевые игры, с методической точки зрения, несут в себе такие задачи, как создание психологически благоприятной готовности учащихся к речевому общению; обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала; тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Методическое обоснование применения учебно-речевой ситуации в обучении иностранному языку нашло отражение в работах Е.И.Пассова,В.Л.Скалкина, Г.В.Роговой, Е.Г.Кашиной, Солововой Е.Н.
Тематика ролевых игр может быть самой разнообразной и, как правило, совпадает с изучаемым материалом на различных этапах обучения.
Для того чтобы реализация коммуникативного метода в контексте ролевой игры была действенной и целенаправленной, ролевая игра должна быть контролируемой и специально организованной учителем. В ходе проведения ролевой игры учитель не только контролирует ее организацию, но и является партнером по общению, режиссером на уроке. Он создает атмосферу доброжелательности и устраняет психологические барьеры. Роли учителя и театрализованности, драматургии игры большое внимание уделяет Е.Г.Кашина.
Игра – это активный способ достичь многих образовательных целей. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает эффективным средством мотивации к иноязычному диалогическому общению; способствует развитию речевых навыков и умений, а также реализации деятельностного подхода в обучении английскому языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.
3.
Ролевая игра
Определение исходной ситуации
РОЛЕВАЯ ИГРА
Ролевые действия
Постановка цели и распределение ролей
4.
Результаты проведенного эксперимента.
Эксперимент проводился в 2012-2013 учебном году в 5д классе МБОУ лицея «Технический». В ходе эксперимента поставленная цель была достигнута. Учащиеся продолжали развивать произносительные и интонационные навыки. К концу учебного года фонетических ошибок у учеников во время диалогических высказываний стало заметно меньше. Ученики овладели лексикой и разговорными клише в объеме, определенном программой 5 класса. Освоили грамматическими явлениями, определенными программой 5 класса. Сформировали умение использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач в тематическом поле, определённом программой 5 класса.
Качество знаний повысилось:
4 класс – средний балл итоговой аттестации составлял 4,1;
5 класс – средний балл итоговой аттестации составлял 4,2.
5.
Заключение
В проекте «Ролевая игра как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в 5 классе» использовались ролевые игры разной целевой направленности: развитие диалогической речи, закрепление лексики по пройденной теме, закрепление изученного грамматического явления. Исходя из предложенной игровой ситуации и роли ученика в этой ситуации, школьники учатся задавать вопросы и отвечать на них, обмениваться фактической информацией, реагировать соответствующим образом на речь собеседника, следить за развитием диалога. Тематика ролевых игр соответствует лексическим темам, освоение которых определено программой 5 класса.
На наш взгляд, данный проект позволяет развить у школьников коммуникативные компетенции, так как он дает им возможность применить полученные языковые умения и навыки,решать речемыслительные задачи в ситуации, максимально приближенной к естественной.
5.
Список рекомендуемой литературы
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.пособие для пед.вузов. //Ростов н/Д.,:Феникс,1997.-477с.
Кашина Е.Г. Театральные действия в профессиональном пространстве выпускников филологических факультетов: учеб.пособие.// Самара: издательство «Самарский университет»,2003.- 296с.
Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка: монография. //Самара: издательство «Самарский университет», 2003. - 296с.
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е изд., дораб. //М.: Просвещение,1988. -233с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей.//М.:Просвещение, 2002. -239 с.
Учитель английского языка
Тернавская Ю.И.
|
|
|