|
Процесс профессионального самоопределения чрезвычайно значимый в подростковом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии
Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в подростковом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Существенную помощь подросткам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать профориентационная работа сотрудников школы - интерната, так как они ближе всех стоят к подросткам в период их внешкольной деятельности. Профориентационная работа на данном этапе с подростками должна проводиться интенсивно, чтобы помочь им сделать достойный жизненный выбор. На основании данного выбора можно сформировать критерии готовности подростка к профессиональному самоопределению:
• достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии подросток не сможет сделать обоснованного её выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места её получения, потребностей общества в данных специалистах;
• потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе — это самостоятельно проявляемая подростком активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
• уверенность подростка в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему, как к жизненной ценности.
• степень самопознания подростка. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;
• наличие у подростка обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т.е. профессионально важные качества.
Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Цель:
Выработка у школьников сознательного отношения к труду.
-
Профессиональное самоопределение воспитанников в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Помощь детям в самореализации во взрослой жизни.
Задачи:
Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.
Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.
Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города.
-
Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.
Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес.
Воспитывать ответственное отношение к окружающим в группе, трудовом коллективе.
Развивать самостоятельность, самосознание.
Научить детей правильному профессиональному самоопределению.
Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.
Развитие познавательной потребности в знаниях, готовности к профессиональному самоопределению.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Тематическое планирование.
План занятий по профориентации. 8-й класс
№
|
Название тем
|
Кол-во часов
|
теория
|
практика
|
всего
|
|
Беседа “Успех в профессии – успех в жизни ”
|
1
|
|
1
|
|
Беседа “Что такое профессиональная пригодность?”
|
1
|
|
1
|
|
Конкурс рисунков “Моя мечта о будущей профессии”
|
|
1
|
1
|
|
Занятие практикум “Основные составляющие профессионального выбора”
|
|
1
|
1
|
|
Беседа «Важно знать и уметь - твои физические способности и возможности».
|
1
|
|
1
|
|
Самооценка и уровень притязаний - тренинг.
|
|
1
|
1
|
|
Экскурсии на предприятия и учреждения города.
|
|
2
|
2
|
|
Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания.
|
|
1
|
1
|
|
Тестирование “Куда пойти учиться”.
|
|
1
|
1
|
|
Беседа “Самые опасные профессии”
|
1
|
|
1
|
|
Просмотр фильмов о профессиях.
|
|
1
|
1
|
|
Деловая игра «День из жизни»
|
|
1
|
1
|
13.
|
Престижные профессии – диспут.
|
1
|
|
1
|
|
Итого:
|
5
|
9
|
14
|
План занятий по профориентации. 9-й класс
№
|
Название тем
|
Кол-во часов
|
теория
|
практика
|
всего
|
1.
|
«Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность», деньги как вознаграждение за труд…» (диспут)
|
1
|
|
1
|
2.
|
«Скорая помощь в выборе профессии»
(анкетирование подростков и их родителей)
|
1
|
1
|
2
|
3.
|
«Я выбираю профессию»
(консультирование)
|
|
1
|
1
|
4.
|
«Профессиональное будущее и положение в обществе» (викторина с элементами анкетирования).
|
1
|
|
1
|
5.
|
Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания.
|
|
1
|
1
|
7.
|
Мир прфессий.
|
1
|
|
1
|
8.
|
Встреча с представителями Центра занятости населения
|
|
1
|
1
|
9.
|
«Мы волонтёры» (беседа с элементами тренинга)
Развивать интерес у подростков к волонтёрскому движению.
|
|
1
|
1
|
10.
|
Клуб интересных встреч.
|
|
1
|
1
|
11.
|
Ты и твоя профессия – тестирование.
|
|
1
|
1
|
12.
|
Экскурсия в ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Строительно – промышленный колледж».
|
|
1
|
1
|
13.
|
Мастер – класс «Парикмахерское искусство» (ГБОУ СПО РМЭ «Строительно – промышленный колледж».)
|
|
1
|
1
|
14.
|
Диагностика: методика профессиональной готовности выпускника.
|
|
1
|
1
|
15.
|
«Как подростку устроиться на работу?»
(деловая игра)
|
|
1
|
1
|
16.
|
Экскурсии на предприятия и учреждения города.
|
|
2
|
2
|
17.
|
Просмотр фильмов о профессиях.
|
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
4
|
14
|
18
|
|
|
|