Главная страница

Процесс профессионального самоопределения чрезвычайно значимый в подростковом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии


Скачать 102.76 Kb.
Название Процесс профессионального самоопределения чрезвычайно значимый в подростковом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии
Дата 08.03.2016
Размер 102.76 Kb.
Тип Документы



Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в подростковом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация. Существенную помощь подросткам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии может оказать профориентационная работа сотрудников школы - интерната, так как они ближе всех стоят к подросткам в период их внешкольной деятельности. Профориентационная работа на данном этапе с подростками должна проводиться интенсивно, чтобы помочь им сделать достойный жизненный выбор. На основании данного выбора можно сформировать критерии готовности подростка к профессиональному самоопределению:

• достаточная информация о профессии и путях её получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии подросток не сможет сделать обоснованного её выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места её получения, потребностей общества в данных специалистах;

• потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе — это самостоятельно проявляемая подростком активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

• уверенность подростка в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему, как к жизненной ценности.

• степень самопознания подростка. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора;

• наличие у подростка обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т.е. профессионально важные качества.

Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

Цель:

  1. Выработка у школьников сознательного отношения к труду.

  2. Профессиональное самоопределение воспитанников в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

  3. Оказание профориентационной поддержки воспитанникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

  4. Помощь детям в самореализации во взрослой жизни.

Задачи:

  1. Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности.

  2. Обеспечение широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе.

  3. Выработка гибкой системы сотрудничества школы-интерната с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а так же с предприятиями города.

  4. Способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков.

  5. Сформировать познавательную активность, любознательность, интерес.

  6. Воспитывать ответственное отношение к окружающим в группе, трудовом коллективе.

  7. Развивать самостоятельность, самосознание.

  8. Научить детей правильному профессиональному самоопределению.

  9. Развитие нравственного самовоспитания личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности.

  10. Развитие познавательной потребности в знаниях, готовности к профессиональному самоопределению.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Тематическое планирование.

План занятий по профориентации. 8-й класс



Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего



Беседа “Успех в профессии – успех в жизни ”

1

 

1



Беседа “Что такое профессиональная пригодность?”

1

 

1



Конкурс рисунков “Моя мечта о будущей профессии”

 

1

1



Занятие практикум “Основные составляющие профессионального выбора”




1

1



Беседа «Важно знать и уметь - твои физические способности и возможности».

1

 

1



Самооценка и уровень притязаний - тренинг.

 

1

1



Экскурсии на предприятия и учреждения города.

 

2

2



Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания.




1

1



Тестирование “Куда пойти учиться”.

 

1

1



Беседа “Самые опасные профессии”

1

 

1



Просмотр фильмов о профессиях.

 

1

1



Деловая игра «День из жизни»




1

1

13.

Престижные профессии – диспут.

1

 

1

 

Итого:

5

9

14

План занятий по профориентации. 9-й класс



Название тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

1.

«Знакомство с понятиями «профориентация», «профессия», «специальность», «должность», деньги как вознаграждение за труд…» (диспут)

1




1

2.

«Скорая помощь в выборе профессии»
(анкетирование подростков и их родителей)

1

1

2

3.

«Я выбираю профессию»
(консультирование)




1

1

4.

«Профессиональное будущее и положение в обществе» (викторина с элементами анкетирования).

1




1

5.

Сюжетно-ролевые игры профессионального содержания.




1

1

7.

Мир прфессий.

1




1

8.

Встреча с представителями Центра занятости населения




1

1

9.

«Мы волонтёры» (беседа с элементами тренинга)
Развивать интерес у подростков к волонтёрскому движению.




1

1

10.

Клуб интересных встреч.




1

1

11.

Ты и твоя профессия – тестирование.




1

1

12.

Экскурсия в ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Строительно – промышленный колледж».




1

1

13.

Мастер – класс «Парикмахерское искусство» (ГБОУ СПО РМЭ «Строительно – промышленный колледж».)




1

1

14.

Диагностика: методика профессиональной готовности выпускника.




1

1


15.

«Как подростку устроиться на работу?»
(деловая игра)




1

1

16.

Экскурсии на предприятия и учреждения города.




2

2

17.

Просмотр фильмов о профессиях.




1

1

 

Итого:

4

14

18