Главная страница

Программа «Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками»


Скачать 154.32 Kb.
Название Программа «Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками»
Дата 16.02.2016
Размер 154.32 Kb.
Тип Программа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области


Утверждено

Протокол методсовета №

от « »______________20 года.

Директор школы: __________/ Т. И. Киселёва/

Дополнительная образовательная

программа

«Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками »
Возраст детей: 14 - 15 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составитель: учитель биологии

Куликова Наталья Владимировна

Староюрьево - 2014год
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы

социально-педагогическая.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

В молодежной и подростковой среде наблюдается всё больше распространение наркомании. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 до 13 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди молодёжи в 2,5 раза выше, чем среди взрослых. Одна из основных причин этого – лёгкая доступность наркотических веществ, снижение качества воспитательной работы, плохая организация досуга подростков. Молодёжь находится в условиях несформированной системы ценностных ориентаций, девальвации ценности семьи, школы, всплеска девиантного поведения, нарушающего правовые нормы и правила.

Действенные формы профилактики употребления психологически активных веществ (ПАВ) – пропаганда и агитация, антинаркотическое, антиалкогольное, антитабачное обучение и воспитание подростков. Необходимо обучать учащихся сознательному отказу от ПАВ, пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к себе и собственному здоровью.

Программа дополнительного образования «Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками » строится в едином русле с реализующимися в школе программой развития «Здоровье» и «Школа без наркотиков».

Программа «Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками » предполагает не только разнообразие форм и видов работ участников, но и возникновение, и поддержание школьных традиций.

Программа отличается новизной. Прежде всего, это новые нетрадиционные формы занятий, достаточно большое количество часов для практической деятельности воспитанников.

В программе приведён большой объём коллективных занятий, помогающих творчески использовать жизненный опыт ребёнка, развивающих у детей коммуникативные навыки общения, художественную и творческую инициативу. В ходе реализации программы воспитанники могут проявлять не только вербально-лингвистический интеллект, но и развивать чувства толерантности, эмпатии, умение рефлексии.

Отличительные особенности программы от существующих в том, что к проведению занятий планируется подключать профессионалов (подросткового нарколога, инспектора по делам несовершеннолетних, юриста), которые могут более полно и доступно объяснить подросткам сущность проблемы.

Программа формирует разностороннюю личность, умеющую противостоять негативному давлению со стороны окружающих.

Учащиеся знакомятся с теорией здорового образа жизни и через тренинговые занятия происходит формирование устойчиво – развитой личности.

Приведённые в программе формы занятий отобраны и созданы по принципу разнообразия форм деятельности, чтобы обеспечить условия для решения поставленных целей и задач.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа предназначена для учащихся 14-15 лет (7-8 классов).

Численность в группе 15 человек.

Режим и продолжительность занятий: 1 час в неделю, программа включает 34 занятия.
Цель программы: Профилактика употребления ПАВ школьниками, углубление теоретических знаний о вреде здоровью ПАВ, об уменьшении шансов на жизненный успех при их употреблении. Сформировать у подростков культ здоровья, понимание ценности здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

- формирование у детей и подростков представления о ценности здоровья, необходимости бережного отношения к нему;

-расширение знаний детей и подростков о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

- формирование умений оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;

- формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

- раскрыть взаимосвязь здоровья и поведения человека, научить различать поведение, способствующее сохранению здоровья и разрушающее его здоровье;

Воспитательные:

- формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

- привить навыки здоровьесберегающего поведения (в том числе умений противостоять влиянию неблагоприятной среды);

- научить относиться к людям., употребляющим наркосодержащие вещества как к слабым, безвольным, попавшим в беду;

- обучить равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы ( в том числе и своё здоровье);

Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

- пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
Ожидаемые результаты:

1.Полученные знания позволят детям и подросткам понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.

2.Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;

3. Воспитанники научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

4. Обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам.

5. Воспитанники научатся отказываться от предложений, которые считают опасными для своего здоровья.

Способы определения результативности:

Предполагаемые результаты применения программы приведены отдельно по каждому разделу в содержании программы.

Внешнюю диагностику можно проводить по уровню усвоения школьниками заявленных знаний, умений и навыков, по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в заявленной области. О компетентности детей можно судить по результатам их участия в мероприятиях, по выполнению практической деятельности.

Внутреннюю диагностику можно проводить в форме собеседования следующим образом: из приведённого списка вопросов случайным образом выбираются несколько вопросов, по которым проводится собеседование с воспитанником. Набор вопросов для каждого воспитанника индивидуален.

Уровень компетентности воспитанника определяется как отношение вопросов, на которые получены удовлетворительные ответы, к общему количеству заданных на собеседовании вопросов. Диагностика также может быть проведена в форме зачёта.
Список вопросов для проведения диагностики воспитанников.

  1. Определение понятия «здоровье».

  2. Компоненты здоровья, их взаимосвязь.

  3. Определение понятия «здоровый образ жизни».

  4. Факторы, влияющие на здоровье подростка.

  5. Вредные привычки, как фактор риска.

  6. Причины возникновения вредных привычек

  7. Определение понятия «зависимость» (психическая и физическая), средствах её вызывающих.

  8. Комплекс мер государственного антинаркотического комитета направленных на оздоровление наркоситуации в РФ.

  9. Влияние табачного дыма на основные функции организма человека.

  10. Пассивное курение и его опасность. Химический состав табачного дыма.

  11. Меры профилактики табакокурения.

  12. Влияние алкоголя на организм человека.

  13. Алкоголизм и потомство.

  14. Алкоголизм – заболевание, разрушающее здоровье, семью и жизнь человека. (Обоснуйте утверждение).

  15. Меры профилактики алкоголизма.

  16. Влияние наркотиков на физическое и психическое здоровье человека.

  17. Влияние наркотиков на потомство.

  18. Меры профилактики наркомании.

  19. Заболевания, сопутствующие наркомании. Группы риска. Меры профилактики.

  20. ВИЧ – инфекция, пути заражения и профилактика.

  21. Юридическая ответственность за хранение, употребление, распространение психоактивных веществ.

  22. Обоснуйте утверждение: « Здоровье нации - наше здоровье».

23. Как отказаться от предложения, которое вы считаете опасным для своего здоровья?
Методы и приёмы обучения:

Программа предусматривает значительный объём групповой и самостоятельной творческой работы воспитанников, направленной на использование жизненного опыта воспитанников. Значительная часть занятий в рамках программы являются практикоориентированными (15 из 34 часов). Это стимулирует познавательную деятельность и развивает навыки самообразования воспитанников. Программа включает элементы исследовательской деятельности в форме тематического социологического анкетирования, самостоятельной разработки анкеты с последующим анализом результатов.

Можно выделить следующие основные формы проведения занятий: лекция с элементами беседы, беседа с включением эксперимента, ролевая игра с последующим обсуждением, диспут, выполнение творческих заданий, анкетирование, викторина, проведение эксперимента, мини-конкурс по защите проектов, социологический опрос, групповой тренинг, тестирование, моделирование ситуаций, выставка рисунков, КТД.

Программа снабжена списком литературы, в ней содержится учебно-методический план, содержание программы, методическое объяснение.
Структура образовательной программы:

Программа состоит из пояснительной записки, одного годичного образовательного цикла, кратких методических рекомендаций и списка использованных информационных источников. Годичный образовательный цикл включает в себя учебно-тематический план, содержание программы, предполагаемые результаты, список вопросов для проведения диагностики

Цикл состоит из 10 модулей. Каждый модуль рассчитан в среднем на 3-9 часов. Общий объём программы — 34 часа в год, что предполагает при недельной нагрузке в 1 час, продолжительность занятий 9 месяцев.

Модули интегрированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проблема: предупреждение употребления психоактивных веществ подростками. В остальном, отдельные модули являются вполне самостоятельными образованиями.

Учебно-тематическое планирование


№ п/п



Тема

Общее кол-во часов

Теор.

заня

тия

Практ. заня

тия

1

Введение. Цели и задачи занятий.

1

1

-

2

Здоровье нации и вредные привычки.

3

2

1

3

Основные виды психоактивных веществ.

1

1

0

4

Позиция государства и общества в вопросе профилактики вредных привычек и употребления наркотиков.

1

1

0

5

Курение, его опасность для организма. Профилактика табакокурения.

7

3

4

6

Алкоголь, его опасность для организма. Профилактика алкоголизма.

8

4

4

7

Наркомания и токсикомания. Меры профилактики.

6

3

3

8

Наркомания и СПИД.

4

2

2

9

Юридическая ответственность за хранение, распространение и употребление психоактивных веществ.

2

1

1

10

Итоговое занятие. Зачёт.

1

1

-




Итого:

34

19

15



Содержание программы:
1. Введение. Цели и задачи занятий.

Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. Здоровье нации и вредные привычки.

2.1 Что такое здоровье: общие понятия и определения. Признаки, сущность, механизмы здоровья. Компоненты здоровья и их взаимосвязь. Понятие о здоровом образе жизни.

2.2 Факторы, влияющие на здоровье. Вредные привычки, как фактор риска. Причины возникновения вредных привычек.

Практическая работа №1 (1 час)

Разработка анкеты, проведение анкетирования «Самооценка учащимися здорового образа жизни по различным составляющим», анализ результатов.
3. Основные виды психоактивных веществ.

3.1 Психоактивные вещества. Легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотические) вещества. Понятие о зависимости, средствах, её вызывающих. Психическая и физическая зависимость.
4. Позиция государства и общества в вопросе профилактики вредных привычек и употребления наркотиков.

4.1Реализация в РФ комплекса антинаркотических мер социального, экономического, правового, психологического и административного характера, направленных на оздоровление наркоситуации. Работа государственного антинаркотического комитета. Добровольные организации по борьбе с распространением вредных привычек. Волонтёрство в современной России. (Изучение Закона «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

Ознакомление с основными задачами Государственного антинаркотического комитета, образованного Указом Президента РФ «о дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» от 20.10 2007 года).
5. Курение, его опасность для организма. Профилактика табакокурения.

5.1 Традиции и табакокурение. История употребления табака в России и странах Европы.

5.2 Профилактика табакокурения. Курение: проблема или привычка? Предпосылки к курению.

5.3 Курение здоровье. Влияние табакокурения на основные функции организма человека. Химический состав табачного дыма. Пассивное курение и его опасность.

Практическая работа №1 (1 час)

Разработка анкеты «Изучение отношений подростков к проблеме табакокурения», анкетирование и анализ полученной информации.

Практическая работа №2 (1 час)

«Определение функциональных проб у курильщиков и у некурящих среди учащихся», анализ результатов.

Практическая работа №3 (1 час)

«Влияние табачного дыма на кровь»

Практическая работа №4 (1 час)

Ролевая инсценировка сказки: «Как медведь трубку нашёл» С. Михалкова.
6. Алкоголь, его опасность для организма. Профилактика алкоголизма.

6.1 История употребления алкоголя в России и странах Европы. Исторические аспекты винопития на Руси.

6.2 Профилактика алкоголизма. Мотивы и факторы обуславливающие потребность в алкоголе.

6.3 Влияние алкоголя на состояние ЦНС, ССС, пищеварительной и мочеполовой систем.

6.4 Алкоголизм и потомство. Алкоголизм и семья. Профилактика пивного алкоголизма среди учащихся.

Практическая работа №1 (1 час)

Разработка анкеты и анализ уровня осведомлённости учащихся о вреде употребления пива, алкогольных коктейлей. Определение склонности учащихся к алкоголизации и анализ результатов.

Практическая работа №2 (1 час)

«Влияние алкоголя на кровь»

Практическая работа №3 (1 час)

Оформление стенда и работа лекторской группы на тему: «Борьба с вредными привычками. Алкоголь».

Практическая работа №4 (1 час)

Встреча с подростковым наркологом, инспектором ПДН, беседа: «От вина до вины – один шаг».
7. Наркомания и токсикомания. Меры профилактики.

7.1 Наркомания – болезнь или вредная привычка? Истоки проблемы. Личностные и социальные факторы риска.

7.2 Обзор современного состояния проблемы в регионе, России, мире. Меры профилактики.

7.3 Влияние наркотиков на физическое и психическое здоровье человека. Наркомания и потомство.

Практическая работа № 1 (1 час)

Проведение акции: «Наркотикам - НЕТ!» - выпуск плакатов и рисунков, работа лекторской группы.

Практическая работа № 2 (1 час)

Тренинг: «Всегда ли плохо быть белой вороной?», «Сделай свой выбор».

Практическая работа №3 (1 час)

Просмотр фильма: «Сделай правильный выбор».
8. Наркомания и СПИД.

8.1 Наркомания и сопутствующие заболевания. ВИЧ – инфекция, пути заражения. Статистика смертности. Группы риска. Меры профилактики.

8.2 Проблема СПИД – международная проблема. Уголовная ответственность за умышленное заражение ВИЧ – инфекцией. Проблема терпимого отношения к ВИЧ - инфицированным.

Практическая работа №1 (1 час)

Игра: «Степной огонь».

Просмотр фильма: «ВИЧ – знать, чтобы жить».

Практическая работа №2 (1 час)

Подготовка и работа лекторской группы на тему: «СПИД – глобальная проблема современности».
9. Юридическая ответственность за хранение, распространение и употребление психоактивных веществ.

11.1 Понятие административного правонарушения. Возраст, с которого наступает административная ответственность. Правила торговли о запрете продажи алкогольных напитков и сигарет несовершеннолетним. 14 лет – возраст, с которого уголовную ответственность несут несовершеннолетние.

Практическая работа №1 (1 час)

Встреча с инспектором ПДН, ознакомление с Кодексом об административных правонарушениях, со статьями УК РФ, касающихся нарушений и преступлений, связанных с употреблением ПАВ.
10. Итоговое занятие. Зачёт.


Общий список необходимого для реализации программы оборудования и методическое обеспечение.

Занятия, посвященные формированию устойчивого развития личности, проходят в тренинговом режиме для того, чтобы все были активными участниками рассматриваемых вопросов.

Правила зачитываются перед всеми участниками и считаются обязательными для всех. Распределяются роли в каждой группе. Карточки с названием ролей раскладываются на столе, и ребята их выбирают. Желательно, чтобы каждое занятие роли менялись.
Правила работы в тренинговом режиме:

1.В тренинге нет зрителей, все участники.

2.Все обсуждения по теме.

3.Между собой не разговаривать.

4.Говорить по очереди.

5.Придерживаться роли, которую выбрали.
Анкетирование и анализ его результатов проводиться среди учащихся- участников объединения.

В лекторские группы обучающихся распределяет педагог. Поиск и отбор информации для выступлений проводится ребятами в различных источниках информации, под контролем педагога. Лекторские группы ведут пропагандистскую деятельность среди учащихся различных классов своего образовательного учреждения.
Материально-техническое обеспечение:

1. Учебный кабинет.

2. Учебные столы и стулья.

3. Широкий ассортимент канцелярских принадлежностей.

4. Бумага для принтера.

5. Компьютеры, желательно, с установленным программным обеспечением

Мiсгоsoft Windows XP\2000, Мiсгоsoft Оffice 2003.

6. Магнитофон

7. DVD,CD-RW диски

8. Плакаты, карточки, картины, комплект наглядно-методических пособий «Подростковая наркомания»,

9. Учебные пособия для учителя и ученика.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Литература для учителя:

1.Александров А.А., Александрова В.Ю.Курение и его профилактика в школе. М:.,1996

2.Ананьев Б.Г.Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности. М:.,1981

3.Багаева Н.В.О борьбе с вредными привычками в школе. Предупреждение вредных привычек у школьников М:.С 47-53

4.Беномов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М.Вред алкоголя, никотина и наркотиков: Пособие для учителя. Киев,1989

5.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве . М:.,1990

6.Герои нашего времени. Социологические очерки/ Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск,2000

7.Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя(5-9 классы)/Под ред. И. С. Артюховой. - М.: Вако,2005.-304с-Педагогика. Психология. Управление.

8.Еникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М.,1999

9.Журнал» Биология в школе»№ 1/2009г.

10.Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие/ Под ред. В.В. Аршиновой.М.,2004

11.Классные часы.10-11 классы/авт.-сост. А.М. Байбиков и др. -Волгоград,Учитель,2007.-135 с.

12.Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании :Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М:.,2001

13.К.В.Ли. Наркотики -трагедия для родителей, беда для общества.(Краткая грамматика профилактики подростковой наркомании)М.:Информэлектро,2001-135 с.

14.Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: метод. пособие/Под общ. ред. О.В.Селивановой. ТОИПКРО,2006-129 с.

15.Предупреждение вредных привычек у школьников/Под ред.В. Г. Огаря, В.И. Чемоданова.М.,1990.

16.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого.М.,2001.

17.Психологичские аспекты деятельности классного руководителя.-М.:1996г-77 с. Сост. Петрушин В.И.

18.Савченко Е.В, Жиренко О.Е. Классные часы:5-9 классы. - М.:Вако,2008.-176 с Педагогика. Психология. Управление.

Для ученика:

1.Макеева А.Г.Не допустить беды.15 ответов на трудные вопросы. М.:,2003

2.Макеева А.Г. Не допустить беды. Разумный выбор. М:.,2003

3.Макеева А.Г.Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе. М:.,2003

4.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: книга для учащихся. М:.,1986