|
Программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 75 «Гвоздичка»
Программа по подготовке детей к школе
«Тропинка к школе»
Разработала:
Педагог-психолог
МБДОУ № 75 «Гвоздичка»
Донскова Елена Ивановна
г.Набережные Челны
Пояснительная записка
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Цель программы: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.
В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
Тематический план программы «Тропинка к школе»
№ п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
1.
|
Развитие внимания.
Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание.
|
12
|
2.
|
Развитие памяти.
Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память.
|
10
|
3.
|
Развитие мышления.
Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации.
|
15
|
4.
|
Развитие восприятия.
Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость)
|
10
|
5.
|
Развитие воображения.
|
7
|
6.
|
Развитие мелкой моторики рук.
Кинестетическая чувствительность
мелкой мускулатуры рук.
|
6
|
7.
|
Развитие творческих способностей
|
4
|
8.
|
Задачи на развитие логики
|
8
|
|
Всего:
|
72
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Содержание
|
Количество часов
|
1.
|
“Знакомство.
Сходства и отличия, память и произвольное внимание”
1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”.
2. Развитие памяти: “Добавь слово”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”.
3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Муха”.
4. Развитие логики: «Исключи лишнее»
5. Развитие творческих способностей: «За и против»
|
6
|
2.
|
“Недостающие фигуры, память и счет”
1. Развитие внимания, восприятия: “Птица – не птица”, “Эталоны”.
2. Развитие памяти: “Бусы”, “Что лежит на столе”.
3. Развитие мышления, воображения: “Кубики”, “Подбери пару”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.
|
4
|
3.
|
“Лишний предмет, фигуры”
1. Развитие внимания, восприятия: “Раздели круги”, “Дорисуй картинку”.
2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”.
3. Развитие мышления, воображения: “Что произойдет, если…”, “Лишний предмет”.
4. Развитие логики: “Если не тот, то другой”.
|
4
|
4.
|
“Коврики, классификация, запомни фразы”
1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”.
2. Развитие памяти: “Мнемический ряд”, “Найди числа”.
3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.
|
4
|
5.
|
“Найди фигуру, память, фрагменты”
1. Развитие внимания, восприятия: “Картинки - загадки”, “Перцептивное моделирование”, “Найди фигуру”.
2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”.
3. Развитие мышления, воображения: “Самое непохожее”, “Четвертая фигурка”, “Ассоциации”.
4. Развитие логики: “Определи отношения”.
5. Развитие творческих способностей: «Кляксы»
|
6
|
6.
|
“Каскад слов, домики, классификация”
1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Расположение кружочков”.
2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Чего не хватает?”.
3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Расположи правильно картинки”, “Классификация”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”.
|
4
|
7.
|
“Расставь значки, память, сравнение предметов”
1. Развитие внимания, восприятия: “Найди отличия”, “Изографы”.
2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”.
3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Оканчивание слов”.
4. Развитие логики: “Задачи с избыточными данными”.
|
6
|
8.
|
“Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово”
1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “По первым буквам”.
2. Развитие памяти: “Я - фотоаппарат”, “Произвольная регуляция деятельности”.
3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.
|
4
|
9.
|
“Наблюдательность, графический диктант”
1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”.
2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”.
3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”.
4. Развитие логики: “Сравнение в задачах с лишними данными”.
5. Развитие творческих способностей «Оптимисты и скептики».
|
6
|
10.
|
“Зрительное воображение, что пропущено”
1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Какого цвета не стало?”.
2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”.
3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”.
|
4
|
11.
|
“Найди числа, узор, последовательные картинки”
1. Развитие внимания, восприятия: “Найди спрятавшихся зверей”, “Наблюдатель”, “Найди такую же форму”.
2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”.
3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Кто? Что?”.
4. Развитие логики: “Расставляй по порядку”.
|
4
|
12.
|
“Копирование образца, классификация, закономерность”
1. Развитие внимания, восприятия: “Внимательные руки”, “Забавные фигуры”.
2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Я положил в мешочек”.
3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Разрезанные картинки”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.
|
4
|
13.
|
“Веселые картинки, пропущенные фигуры”
1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти растение”, “Будь внимателен”.
2. Развитие памяти: “Рассказ”, «Слушаем и рисуем».
3. Развитие мышления, воображения: “Закончи предложение”, “Словечко - солнышко”.
4. Развитие логики: “Ступенька сложности”.
|
4
|
14.
|
“Лабиринты, парные картинки, закономерность”
1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти профессию”, “Лабиринты”.
2. Развитие памяти: “Воспроизведение текста”, “Парные картинки”.
3. Развитие мышления, воображения: “Комбинирование”, “Фигуры”, “Рассели ласточек”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”.
|
4
|
15.
|
“Лестница, третий лишний”
1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Что пропало?”.
2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”.
3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”.
4. Развитие логики: “Сообразительность”.
|
4
|
16.
|
“Сравни картинки, фигурки”
1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”.
2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”.
3. Развитие мышления, воображения: “Как это можно использовать”, “Мышонок”, “Фигурки”.
4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”.
|
4
|
Литература:
Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.
|
|
|