Главная страница

Программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием родного края возраст 4 -7 лет составил


Скачать 0.73 Mb.
Название Программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием родного края возраст 4 -7 лет составил
страница 1/5
Дата 13.03.2016
Размер 0.73 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

«Золотой Ключик»


МОДИФИЦИРОВАНАЯ ПРОГРАММА

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

С

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ


ВОЗРАСТ – 4 -7 ЛЕТ


СОСТАВИЛ:

Терентьева Наталья Анатольевна

-ВОСПИТАТЕЛЬ

Игрим

2007


Пояснительная записка
Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).

Проблема заключается в том, что представления детей дошкольного возраста о родном крае остаются весьма поверхностны и отрывочны. У детей были элементарные знания о родном крае: большинство из них не знали название посёлка, района, округа, улицы, на которой они проживают. Не имели знаний об окружающем мире родного края. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие. Поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю с дошкольного возраста. Это и послужило написанию данной программы. Возможно, это происходит потому, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно, а фольклорные праздники, краеведческие экспозиции, разнообразные выставки декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие взрослого человека. Кроме того, в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, а большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи, историю края, в котором живут.

Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, чаще всего это сводится к общим понятиям: Родина – Россия, народное творчество – традиционные русские народные промыслы и т.д. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему моей программы «Родные просторы».

Основная её цель - ознакомление детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края, через реализацию межпредметных связей.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает экологическое и художественное – эстетическое развитие детей, которые являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Ввели в традицию применение почтового ящика «Забытая почта» целью, которой является - познакомить детей с традициями и культурой народов Севера, с достопримечательностями посёлка, главными улицами, предприятиями и интересными людьми. (Приложение 5)
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала;

  2. «Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством народов севера;

  3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводят экскурсии, походы, развлечения на улице.

  4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом традициями народов Севера.

5. «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, песенками, колыбельными.

Задачи программы:

    • Оказывать содействие в развитии: детского творчества в окружающем мире; умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности

    • Развивать интерес и бережного отношения, к природе сочетая с воспитанием к любви к родному краю;

    • Способствовать развитию чувства патриотизма любви и привязанности к родному краю, преданности к семье, и близким, желание беречь природу края.

Результативность программы за 2006-2008 года

Анализ по данной программе показал хорошие результаты. Результатами явились диагностические и дидактические материалы работы с детьми.
Позитивная динамика достижений воспитанников

Этапы выполнения работ по программе

Первый этап - создание условий работы по ознакомлению

детей с историко-культурным наследием родно края

Этнографическо - развивающая среда создаётся в группе как фактор формирования в растущем человеке любви и уважения к людям, родному краю, созидания красоты окружающей природы, добра и включает:

- внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются
дети;

- предметы и материалы для разнообразных занятий, игр должны
быть доступны детям и радовать их не только своим
назначением, но внешним видом.

Центр изобразительно искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно -прикладного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Этнографическо - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера).

Музыкально- театральный центр

Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе.

Сиди - аудиотека: «Голоса птиц,», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок».

Ноутбук, CD- плеер, телевизор, музыкальный центр.

Центр «Моя семья»

Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.

Экологический центр

Этнографическая - развивающая среда немыслима без природного содержания, которая является важнейшим средством нравственного и духовного развития детей. В группе имеется уголок природы. На участке детского сада весной организуется огород, на котором мы с детьми выращиваем овощи и ягоды.

Структура этнографическо - развивающей среды





Групповая комната

Занятия, игровая деятельность, творческая

мастерская, индивидуальная работа с детьми,

оздоровительные мероприятия






Музыкальная гостиная
Музыкальные занятия,

индивидуальные занятия, праздники, развлечения, досуги, «творческие гостиные»




Физкультурный зал

Физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, досуги




Центр изобразительного искусства

Занятия с детьми по изодеятельности, ручной
труд, кружок по изобразительной
деятельности, выставки творчества,

творческая гостиная, конкурсы, праздники воспитатели, дети, родители






Центр этнографии

Занятия, групповые развлечения с детьми, посиделки с родителями, занятия сюрпризы, экскурсии, краеведческий музей ИСШ №2


Галерея детского творчества




Экспозиции детских работ, творческих работ

родителей, конкурс изобразительного

творчества, совместное творчество детей и

родителей, экскурсии в выставочный зал.




Территория детского сада
Подвижные игры, досуги,

природоведческая работа, занятия, труд на огороде, цветнике,


Второй этап- организация работы по программе
Формы работы

  1. Групповые занятия

Программа реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Занятия проводится два раза в неделю.


Возраст

Количество детей в группе

Время занятий

4-5

18

15- минут

5-6

19

20 минут

6-7

19

20 – 25 минут


Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога

.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);

  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие патриотических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.


Часть 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основные процедуры работы – просмотр видеофильмов, слайд - фильмов, чтение сказки, игры по темам, например, игра «Я птица» (бросая мяч, друг другу, называем себя - птицей, рассказываем о себе – птице – характере, повадках, окрасе, месте обитания и т.п.), слушание и пение песенки (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине », о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов.
Часть.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Элементы занятий:

- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);

- игры на развитие мышления, воображения, памяти – игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (виды орнаментов, название национальной одежды), умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Одень куклу», «Найди пару» и др.).




- рисование, аппликация, коллаж – на практических занятиях применяют нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.


Часть 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка, включающая элементы подвижных игр народов севера.


  1. Индивидуальная работа

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют северные орнаменты.




  1. Работа с родителями

- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях;

- просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации;

- анкетирование

Перспективный план работы с родителями




Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Планирование работы с родителями

1. Банк данных по семьям воспитанников

Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:

  • "Социальная анкета семьи";

  • анкета для родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";

  • тест "Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?";

  • анкета "Семья глазами детей";

  • изучение рисунков детей "Моя семья".

сентябрь-октябрь

2. Анкетирование
и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:

  • анкета для родителей, определяющая их отношение к краеведческому воспитанию детей;

  • опрос "Ваши пожелания и ожидания".



сентябрь

1 раз в квартал

3. Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:

  • "Гражданин воспитывается с детства";

  • "Ознакомление детей с историей родного края".


ноябрь
апрель

4. Заседания "Круглого стола"

  • "Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";

  • "Из чего складывается трудолюбие?"

декабрь

февраль

5. Дни открытых дверей

Участие родителей в групповых занятиях

1 раз в квартал

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы

  1. Занятия с участием родителей:

  2. Семейные проекты:

    • "Я и моя семья";

    • "Мой дом. Моя улица";

    • "Широка страна моя родная";

    • "Наши родные защитники";

    • "Наши мамы и бабушки";

    • "Война в истории моей семьи".

  3. Встречи с интересными людьми:

    • пожарником;

    • милиционером;

    • шофером;

    • ветеранами войны.

  4. Участие в организации выставок:

    • "Природа и фантазия";

    • "Прошлое и настоящее предметов быта";

    • "Новогодняя композиция".

  5. Экскурсии по городу, в лес, в парк к памятнику Г.Е. Собянина.

  6. Выставки работ, выполненных детьми и родителями:

    • "Моя улица";

    • "Космический коллаж";

    • «Герб моей семьи»

    • Выставка пасхальных яиц

    • "Мир строит, а война разрушает".

  7. Оформление "Летописи группы".


октябрь

апрель

сентябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель

декабрь
март
февраль
май

октябрь
ноябрь
декабрь
в теч. года, май

ноябрь
апрель
май
в теч. года,

май


2. Праздники, развлечения

  • "День знаний";

  • Семейный праздник "Давайте познакомимся";

  • "Праздник урожая";

  • "Именины";

  • "Новогодний утренник";

  • "Семейная программа «Теплый дом»";

  • "День защитника Отечества";

  • "Праздник 8 Марта";

  • "Снежный марафон добра";

  • Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";

  • "День смеха";

  • "Праздник Победы";

  • "Здравствуй, лето".

сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март
апрель

апрель
май
июнь

Педагогическое просвещение родителей

1. Наглядная педагогическая информация

  1. Тематические выставки:

    • "Воспитание у детей любви к природе";

    • "Мой дом. Мой город";

    • "Прогулки с детьми по городу";

    • "Как знакомим детей с окружающим миром".

  2. Памятки для родителей:

    • "10 заповедей родителям";

    • "Известные люди о воспитании любви к Родине";

    • "Прежде воспитывать ребенка".

  3. Выставки детских работ;

  4. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему краеведческого воспитания детей.

в теч. года




2. Консультирование

  • "Азбука безопасности";

  • "Любить и изучать свой край первостепенная задача педагога и родителей";

  • "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";

  • "О летнем отдыхе".

октябрь
ноябрь
март

апрель

май



  1   2   3   4   5