|
Программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием родного края возраст 4 -7 лет составил
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
«Золотой Ключик»
МОДИФИЦИРОВАНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
С
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ
ВОЗРАСТ – 4 -7 ЛЕТ
СОСТАВИЛ:
Терентьева Наталья Анатольевна
-ВОСПИТАТЕЛЬ
Игрим
2007
Пояснительная записка
Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).
Проблема заключается в том, что представления детей дошкольного возраста о родном крае остаются весьма поверхностны и отрывочны. У детей были элементарные знания о родном крае: большинство из них не знали название посёлка, района, округа, улицы, на которой они проживают. Не имели знаний об окружающем мире родного края. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие. Поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю с дошкольного возраста. Это и послужило написанию данной программы. Возможно, это происходит потому, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно, а фольклорные праздники, краеведческие экспозиции, разнообразные выставки декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие взрослого человека. Кроме того, в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, а большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи, историю края, в котором живут.
Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, чаще всего это сводится к общим понятиям: Родина – Россия, народное творчество – традиционные русские народные промыслы и т.д. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему моей программы «Родные просторы».
Основная её цель - ознакомление детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края, через реализацию межпредметных связей.
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает экологическое и художественное – эстетическое развитие детей, которые являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Ввели в традицию применение почтового ящика «Забытая почта» целью, которой является - познакомить детей с традициями и культурой народов Севера, с достопримечательностями посёлка, главными улицами, предприятиями и интересными людьми. (Приложение 5)
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-
«Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи о природе, по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала;
«Художественная литература», где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством народов севера;
«Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводят экскурсии, походы, развлечения на улице.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом традициями народов Севера.
5. «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, песенками, колыбельными.
Задачи программы:
Оказывать содействие в развитии: детского творчества в окружающем мире; умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности
Развивать интерес и бережного отношения, к природе сочетая с воспитанием к любви к родному краю;
Способствовать развитию чувства патриотизма любви и привязанности к родному краю, преданности к семье, и близким, желание беречь природу края.
Результативность программы за 2006-2008 года
Анализ по данной программе показал хорошие результаты. Результатами явились диагностические и дидактические материалы работы с детьми.
Позитивная динамика достижений воспитанников
Этапы выполнения работ по программе
Первый этап - создание условий работы по ознакомлению
детей с историко-культурным наследием родно края
Этнографическо - развивающая среда создаётся в группе как фактор формирования в растущем человеке любви и уважения к людям, родному краю, созидания красоты окружающей природы, добра и включает:
- внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются
дети;
- предметы и материалы для разнообразных занятий, игр должны
быть доступны детям и радовать их не только своим
назначением, но внешним видом.
Центр изобразительно искусства
Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно -прикладного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Этнографическо - развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера).
Музыкально- театральный центр
Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе.
Сиди - аудиотека: «Голоса птиц,», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка». Видеоматериалы: «Улицы Игрима», «Природа края», «Наш посёлок».
Ноутбук, CD- плеер, телевизор, музыкальный центр.
Центр «Моя семья»
Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.
Экологический центр
Этнографическая - развивающая среда немыслима без природного содержания, которая является важнейшим средством нравственного и духовного развития детей. В группе имеется уголок природы. На участке детского сада весной организуется огород, на котором мы с детьми выращиваем овощи и ягоды.
Структура этнографическо - развивающей среды
Групповая комната
Занятия, игровая деятельность, творческая
мастерская, индивидуальная работа с детьми,
оздоровительные мероприятия
Музыкальная гостиная
Музыкальные занятия,
индивидуальные занятия, праздники, развлечения, досуги, «творческие гостиные»
Физкультурный зал
Физкультурные занятия, спортивные праздники, развлечения, досуги
Центр изобразительного искусства
Занятия с детьми по изодеятельности, ручной
труд, кружок по изобразительной
деятельности, выставки творчества,
творческая гостиная, конкурсы, праздники воспитатели, дети, родители
Центр этнографии
Занятия, групповые развлечения с детьми, посиделки с родителями, занятия сюрпризы, экскурсии, краеведческий музей ИСШ №2
Галерея детского творчества
Экспозиции детских работ, творческих работ
родителей, конкурс изобразительного
творчества, совместное творчество детей и
родителей, экскурсии в выставочный зал.
Территория детского сада
Подвижные игры, досуги,
природоведческая работа, занятия, труд на огороде, цветнике,
Второй этап- организация работы по программе
Формы работы
Групповые занятия
Программа реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей. Занятия проводится два раза в неделю.
Возраст
|
Количество детей в группе
|
Время занятий
|
4-5
|
18
|
15- минут
|
5-6
|
19
|
20 минут
|
6-7
|
19
|
20 – 25 минут
|
Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога
.
Принципы проведения занятий:
-
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие патриотических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Часть 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – просмотр видеофильмов, слайд - фильмов, чтение сказки, игры по темам, например, игра «Я птица» (бросая мяч, друг другу, называем себя - птицей, рассказываем о себе – птице – характере, повадках, окрасе, месте обитания и т.п.), слушание и пение песенки (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине », о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы с чаепитием, рассматривание альбомов.
Часть.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы занятий:
- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л.Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);
- игры на развитие мышления, воображения, памяти – игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (виды орнаментов, название национальной одежды), умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Одень куклу», «Найди пару» и др.).
- рисование, аппликация, коллаж – на практических занятиях применяют нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
Часть 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка, включающая элементы подвижных игр народов севера.
Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях. На индивидуальных занятиях с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют северные орнаменты.
Работа с родителями
- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях;
- просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации;
- анкетирование
Перспективный план работы с родителями
Формы работы
|
Содержание работы
|
Сроки проведения
|
Планирование работы с родителями
|
1. Банк данных по семьям воспитанников
|
Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:
"Социальная анкета семьи";
анкета для родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";
тест "Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?";
анкета "Семья глазами детей";
изучение рисунков детей "Моя семья".
|
сентябрь-октябрь
|
2. Анкетирование
и опросы
|
Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
анкета для родителей, определяющая их отношение к краеведческому воспитанию детей;
опрос "Ваши пожелания и ожидания".
|
сентябрь
1 раз в квартал
|
3. Родительские собрания
|
Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:
"Гражданин воспитывается с детства";
"Ознакомление детей с историей родного края".
|
ноябрь
апрель
|
4. Заседания "Круглого стола"
|
"Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";
"Из чего складывается трудолюбие?"
|
декабрь
февраль
|
5. Дни открытых дверей
|
Участие родителей в групповых занятиях
|
1 раз в квартал
|
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов
|
1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы
|
-
Занятия с участием родителей:
-
Семейные проекты:
"Я и моя семья";
"Мой дом. Моя улица";
"Широка страна моя родная";
"Наши родные защитники";
"Наши мамы и бабушки";
"Война в истории моей семьи".
-
Встречи с интересными людьми:
пожарником;
милиционером;
шофером;
ветеранами войны.
-
Участие в организации выставок:
"Природа и фантазия";
"Прошлое и настоящее предметов быта";
"Новогодняя композиция".
Экскурсии по городу, в лес, в парк к памятнику Г.Е. Собянина.
-
Выставки работ, выполненных детьми и родителями:
"Моя улица";
"Космический коллаж";
«Герб моей семьи»
Выставка пасхальных яиц
"Мир строит, а война разрушает".
Оформление "Летописи группы".
|
октябрь
апрель
сентябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
апрель
декабрь
март
февраль
май
октябрь
ноябрь
декабрь
в теч. года, май
ноябрь
апрель
май
в теч. года,
май
|
2. Праздники, развлечения
|
"День знаний";
Семейный праздник "Давайте познакомимся";
"Праздник урожая";
"Именины";
"Новогодний утренник";
"Семейная программа «Теплый дом»";
"День защитника Отечества";
"Праздник 8 Марта";
"Снежный марафон добра";
Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";
"День смеха";
"Праздник Победы";
"Здравствуй, лето".
|
сентябрь
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март
апрель
апрель
май
июнь
|
Педагогическое просвещение родителей
|
1. Наглядная педагогическая информация
|
-
Тематические выставки:
"Воспитание у детей любви к природе";
"Мой дом. Мой город";
"Прогулки с детьми по городу";
"Как знакомим детей с окружающим миром".
-
Памятки для родителей:
"10 заповедей родителям";
"Известные люди о воспитании любви к Родине";
"Прежде воспитывать ребенка".
Выставки детских работ;
Реклама книг, статей из газет и журналов на тему краеведческого воспитания детей.
|
в теч. года
|
|
2. Консультирование
|
"Азбука безопасности";
"Любить и изучать свой край первостепенная задача педагога и родителей";
"Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";
"О летнем отдыхе".
|
октябрь
ноябрь
март
апрель
май
|
|
|
|
|