Главная страница

Программа патриотического воспитания «Юные патриоты Кубани»


Скачать 138.13 Kb.
Название Программа патриотического воспитания «Юные патриоты Кубани»
Дата 07.03.2016
Размер 138.13 Kb.
Тип Программа

Программа

патриотического воспитания

«Юные патриоты Кубани»

МБОУ СОШ №39

хутора Галицына Славянского района
2012

Пояснительная записка

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу, вера в духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины, защищать ее. Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре, истории.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность всех органов управления и самоуправления в школе по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Рост национального самосознания россиян, стремление к возрождению культурно-исторических традиций народа заставляют педагогическую общественность пересматривать и переосмысливать подходы к решению проблем воспитания и развития детей и подростков. Медленно, преодолевая многие трудности, развивается процесс гуманизации воспитания, при котором ребенок рассматривается как основная ценность, цель и результат воспитания, как субъект развития и саморазвития. 

Неисчерпаемые возможности для отбора содержания воспитания в концепции гуманизма заключены в культурно-историческом наследии россиян, особую нишу в котором занимает казачество. 

Следует гордиться тем, что Россия породила такое уникальное явление человеческого общежития как казачество, культура которого впитала в себя истоки практически всех наций и народностей России. Пугающий многих суровый воинский дух казака составлял только частицу единого гармонического сознания, в котором высшим законом казачьего круга были братство, обостренное чувство справедливости и патриотизма. Воля и слава - неотъемлемые понятия, составляющие смысл казачьей жизни, в сочетании с независимым служением Отечеству. Многотрудный быт казаков-земледельцев сочетался с суровой долей защитников рубежей Отечества и нашел свое отражение в богатом по содержанию этносе казачества.

Возрождение культуры и быта казачества актуализируется принятыми за последние годы законодательными и нормативными актами, признающими казачество как особую культурно-этническую общность населения россиян. Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры.

Воспитание и образование в казачьем сообществе, находящемся в поиске общенационального смысла существования, должно принять на себя историческую миссию - стать для него системой строительства будущего. Посредством же воспитания и образования, становится возможным существование казачества в его культурных формах, возрождение культуры и этноса казачества "не в форме, а в духе".

Следовательно, основными смыслами педагогической деятельности детско-юношеских казачьих объединений должны стать: Культура, История, Духовность и Патриотизм как чувство гордости и принадлежности к племени российских казаков в разнообразных формах национальной самобытности.

Основной смысл категорий "Культура. История. Духовность. Патриотизм" и содержание программы "Юные патриоты Кубани" видится в гуманизации процессов полноценного развития детей на принципах привития общечеловеческих ценностей и ценностей культуры казачества, уважения к личности ребенка, заботы о его нравственном, духовном и интеллектуальном развитии, создания условий для его самоопределения, самореализации при погружении в самобытную среду казачества. Второе не менее важное направление в реализации программы состоит в том, чтобы показать образцы нового подхода к воспитанию на содержании культуры казачества педагогам казачьих объединений различной направленности с целью переноса этого опыта в их повседневную деятельность.

Ценностями национально выраженного воспитания, дополнительного образования в рамках историко-патриотической программы "Юные патриоты Кубани" рассматриваются:

1. Историко-культурный масштаб образовательной проблематики и деятельности национального возрождения казачества Кубани.

2. Ценность оздоровления и культуросообразного бытия человека современного нам общества - человека, который, восприняв культурно-исторические и этнические нормы, оказался бы способен к деятельности возрождения казачества России "не в форме, а в духе". 

3. Ценность устроения жизни на этических и эстетических принципах, что соответствует художественности казачьей культуры.

4. Ценность возвращения казачеству (как этнокультурной общности) функции охраны Отечества от внутренних деструктивных процессов социальной жизни современного общества. 

Идее возрождения культуры казачества внутренне присуща ориентация на воспитание в ребенке, подростке истоков духовности, которая при наличии социальной памяти о геноциде казачества должна предотвратить тенденцию сведения счетов, политизации казачества, обратить традиционную оборонительно-охранную миссию казачества на ликвидацию процессов внутреннего распада и разложения России. То есть образ жизни казачества как пограничной общности в современной социокультурной ситуации приобретает новый смысл, когда "граница" пролегает между честью и бесчестием, доблестью и вероломством, совестью и бесстыдством, правосознанием и произволом анархии, патриотизмом и продажностью на основе "истины, добра и красоты".

Цель данной программы – создание единой системы патриотического воспитания в школе,создание педагогических условий и предпосылок для присвоения подростком - участником программы позиции хозяина своего Отечества и его охранителя через создание новых образцов жизни на основе возрождающейся казачьей культуры и этноса, духовности, нравственности и патриотизма. 

Реализация поставленной цели поможет решить проблему духовно-нравственного развития ребенка посредством его участия и принадлежности к казачьей национальной культуре, которая призвана помогать растущему человеку в поиске своего смысла жизни, чтобы с юношеских лет его бытие и общение с лучшими представителями этого славного племени защитников Родины, было достойно звания человека нынешнего и будущего России.

Данная программа соблюдает концептуальные подхода к организации патриотического воспитания молодежи, которые определены в программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы».
Основные цели
-воспитание чувства патриотизма, гражданского долга

:

-формирование сознания в духе гражданственности, обеспечение активного участия семьи, общественных организаций, социальных и государственных институтов в патриотическом воспитании, в создании необходимых условий для возрождения патриотизма как духовного начала в реформировании России.

-развитие у молодёжи верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени.

 

Задачи программы:
•  утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважение к религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России и Кубани;
•  повышение престижа военной службы и защиты Отечества;
•  развитие у школьников любви к Родине, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота Кубани;
•  формирование у школьников стремления более глубоко изучать историю Отечества, достижения российской науки и техники, традиции Кубанского казачьего войска;
•  усиление патриотического аспекта в курсах гуманитарных дисциплин;
•  осуществление взаимодействия школы с воинскими частями, организациями РОСТО, советам ветеранов в целях координации усилий по развитию патриотизма молодежи, ее готовности к защите Отечества;
•  приобщение учащихся к краеведческой, поисково-исследовательской деятельности;

•  сохранение исторической памяти;
•  совершенствование нравственного и физического воспитания школьников;
•  развитие у учащихся социальной зрелости, чувства долга, верности традициям милосердия, честного выполнения долга и служебных обязанностей;
•  воспитание у школьников заинтересованного отношения к военной и государственной службе.

Реализация целей, задач, принципов в процессе патриотического воспитания осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное:

•  развитие высокой культуры и образованности,

•  осознание идеи, во время которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству,

•  формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма,

•  уважение к историческому прошлому и культурному прошлому Отечества, Кубани.

Историческое:

•  познание наших корней

•  осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современником и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве

•  изучение истории Отечества, места и роли России и Кубани в мировом историческом процессе

•  понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций кубанских казаков

•  изучение героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны

сбор сведений и материалов для экспозиций школьного музея
Политико-правовое:

•  формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых процессов в обществе

•  знакомство с основными положениями концепции безопасности страны и военной доктрины места и роли Кубанского казачьего войска

•  ознакомление с законами, правами и обязанностями гражданина России

•  осознание положений военной присяги, военных уставов
Патриотическое:

•  воспитание важнейших духовно-нравственных принципов на примере культурно-исторических ценностей Кубани и России

•  уважение национальных святынь и символов

•  воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству
Профессионально - деятельностное:

•  формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, Кубани.

•  прогнозирование реализация своего профессионального роста

Психологическое:

•  формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных задач

•  изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективах

•  профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения

•  формирование психологических качеств с учетом особенностей каждой личности

Воспитание на воинских традициях

•  верность военной присяге, Войсковому знамени, служение интересам Отечества

•  самопожертвование и самоотверженность в бою ради достижения общей победы

•  массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества

•  воинская доблесть

•  умение стойко переносить трудности военной службы

•  демократизм взаимоотношений между военнослужащими

 

Формы, методы, приёмы патриотического воспитания школьников, соединяющие обучение и воспитание

Приоритет отдаётся диалоговым формам обучения, методу педагогических ситуаций, побуждению к саморазвитию, созданию условий для развития и реализации творческого потенциала, воспитанию любви к Родине

 

•  общественный смотр знаний

•  уроки

•  исследовательские и творческие работы

•  уроки творчества

•  деловая и ролевая игра

•  путешествие в предмет

•  аукцион знаний

•  экскурсии, походы, поездки

•  защита проекта

•  «практикум доброты»

•  уроки в музее

•  дни науки

•  исторический календарь

•  поисковая работа

•  акции


Приложение 1.

Календарный план реализации программы «Юные патриоты Кубани»

МОУ СОШ №39.


Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1. Совместная деятельность родителей и детей в социальных проектах.

2012

Социализация личности учащихся, привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий.

2. Семейные классные праздники

2012

Сотрудничество участников образовательного процесса.

3. Декада, посвященная возрождению казачьего войска на Кубани

ежегодно

Воспитание патриотизма, формирование общей культуры через изучение национальных культурных традиций.

4.Участие в военно-спортивных соревнованиях «Малые казачьи игры»

ежегодно

Воспитание чувства гордости и причастности к деятельности Кубанского казачьего войска

5. Участие в районном смотре-конкурсе строя и песни.

ежегодно

Приобщение обучающихся к духовной культуре Кубани, изучение православной культуры.

6. Участие в соревнованиях «Школа безопасности»

ежегодно

Создание среды для воспитания чувства сотоварищества, сопереживания, взаимопомощи.

7. Декада, посвященная Великой Отечественной Войне

ежегодно

Приобщение детей к истории страны в годы ВОВ.

8. Месячник гражданско-патриотического воспитания.

ежегодно

Развитие патриотических чувств у школьников.

9.Работа школьного самоуправления «Республика ЮГ»

ежегодно

Совершенствование и расширение деятельности общественных объединений.

10. Организация деятельности школьного экологического отряда

ежегодно

Воспитание экологической культуры.

11. Работа по обновлению и пополнению материалов школьного музея

ежегодно

Повышение уровня проектной культуры педагогов и учащихся.

12. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

ежегодно

Формирование научного мышления учащихся, повышение престижа знаний и образования.

13. Сотрудничество с казачьим обществом х.Галицын, атаманом Савченко В.Н.

ежегодно

Формирование единого образовательного пространства.

14. Организация деятельности вахты памяти

ежегодно

Расширение деятельности школьного самоуправления

15. Введение в школьный учебный план часов «История Кубанского казачества», «Основы православной культуры»

С 2012

Воспитание чувства уважения к культуре, традициям, историческому прошлому своего народа

16. Участие в ежегодных казачьих военно-полевых сборах

ежегодно

Взаимодействие хуторского казачьего общества с учащимися казачьего класса


Приложение 2

Кадровое обеспечение программы.

-Камший А.В.,учитель истории и географии ;

-Бондаренко А.И., учитель ОБЖ;

-Нестерова Е.Х., учитель биологии, классный руководитель класса казачьей направленности;

-Масенко И.Е., учитель кубановедения;

-Савченко В.Н., старший вахмистр, атаман Галицынского хуторского казачьего общества;

-Лакиза В.В.,подъесаул, заместитель атамана Галицынского хуторского казачьего общества.
Источники финансирования.

  1. Попечительский совет МОУ СОШ №39, председатель Арач Н.Н.

  2. Галицынское хуторское казачье общество, атаман Савченко В.В.

  3. Родительский комитет класса казачьей направленности МОУ СОШ №39.

Используемая литература:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

  2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

  7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

  9. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.