Выступление на общем родительском собрании
«Правила общения в семье»
Подготовил: педагог-психолог
Малыгина С.А.
Н.Новгород2014г
Правила общения в семье
Слайд2. Как разговаривать и слушать ребёнка
Сосредоточьте все свое внимание на ребенке.
Смотрите ребенку в глаза
Cядьте так, чтобы находиться с ним на одном уровне.
Покажите, что вы разделяете чувства ребенка и понимаете его. Проговариваете ему его же чувство.(«Ты –сообщение»)
Повторяйте слова за ребёнком, этим вы даете ему понять, что его слушают, понимают и с ним согласны.
Формулируйте слова, обращенные к ребенку – ясно и четко, постарайтесь, чтобы указание не начиналось с частицы «не».
Исключите из общения окрики грубые интонации, неуважительный тон.
все самое важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая).
Поощряйте ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.
Слайд3. Не рекомендуемые фразы для общения с детьми:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Какой ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справ
Слайд4Как заниматься с ребёнком?
Не стоит заниматься с ребенком против его воли
Нельзя критиковать и учить как делать правильно
Когда Вы видите ошибки, и хотите указать - остановите себя, лучше скажите так: "Смотри, я стараюсь при раскрашивании не выходить за линии.. Красиво у меня получается?" Она посмотрит, сделает выводы сама и со временем приноровиться раскрашивать "правильно".
-
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством Вы говорите ему: "С тобой все в порядке! Ты справишься!".
Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он
занимается по собственному желанию и с интересом.
Включайте в занятия соревновательные и игровые моменты
Время занятий не должно превышать 15-30 минут в зависимости от возраста
ребёнка.
Учитывайте интересы и возрастные особенности ребёнка
Совместные занятия сближают родителей и ребёнка.
Слайд5: Как читать сказки?
Хорошо бы заменить вечерние мультики ("Ой! телевизор сломался!") на чтение перед сном, это очень хорошее сближающее совместное дело: книги можно читать, обсуждать, на примере книг объяснять, "что такое хорошо, а что такое плохо", и в конце концов чтение книг (особенно психотерапевтических сказок) - расслабляет и подготавливает ко сну, ведь мультфильмы могут перегружать нервную систему Вашей дочери, это воздействие сейчас очень важно сглаживать
Сказка развивает познавательный мир ребенка, расширяет кругозор,.
Сказочные истории воспитывают бережное отношение к миру живых существ, природе.
Волшебные приключения в сказке снижают тревогу, агрессию ребенка, помогают отдохнуть от стрессов, накопить силы.
Через сказку ребенок получает знания о жизни людей, их проблемах и способах их преодоления. В подсознание ребенка закладывается «банк жизненных ситуаций и решений», которым человек пользуется всю жизнь.
Истинные сказки наполняют мир ребенка жизнеутверждающей силой: добро побеждает зло, и вместе с героями ребенок приобретает уверенность в их и своей силе.
Во время чтения сказки нервная система детей находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка их собственных психологических проблем, внутренний мир ребенка восстанавливается и гармонизируется.
Как общаться с детской сказкой?
Читайте и анализируйте сказки с малых лет. Подбирайте сказки в соответствии с возрастом ребенка, помогите ему понять их смысл и поступки героев.
Перечитывайте с ребенком любимые сказки много раз.
Рассказывайте народные «бабушкины» сказки.
Сочиняйте сказки вместе с ребенком, развивая его творческие способности и речь.
Рисуйте иллюстрации к прочитанному.
Изготавливайте (лепите, конструируйте, вырезайте из бумаги) героев и персонажей, вместе шейте и вяжите кукол.
Почувствуйте проблему малыша (страх, тревогу, одиночество) и придумайте сказку, где герой находит способы преодолеть эту неприятность.
Разыгрывайте сказочные сюжеты, отводя ребенку роль персонажа с похожими проблемными или недостающими ребенку чертами характера: боязливому — роль смелого рыцаря, а жадному — щедрого волшебника.
Слайд 6: Запреты. Нужны ли они?
Запреты нужны для ощущения безопасности ребенка.
Формулировать запреты следует четко и конкретно, Лучше сказать: «Иди спокойно!»,чем "Нельзя бегать!",
Правил (ограничений, запретов) не должно быть слишком много, они должны быть едиными.
На одно нельзя, всегда два «а что можно»
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с основными потребностями ребенка.
Тон, в котором сообщается запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
Будьте последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
Слайд7: 4 Табу
Слайд8. Надо ли наказывать ребёнка?
Постарайтесь понять причины плохого поведения ребёнка, какие проблемы кроются за этим.
Наказывая, обязательно объясните , почему вы это делаете.
в качестве наказания - лишить его чего-то интересного, например, отказаться от очередного похода в детское кафе или прочитать на 1 страницу меньше
Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
дети, к которым в детстве применяли физическое насилие - обычно становятся или тревожными, или агрессивными.
-
Применяя физические наказания взрослый даёт ребёнку пример агрессивного поведения
Накричать на ребёнка легко, а объяснить, в чём он не прав- искусство.
Слайд9.: Чем можно заменить наказание?
Объяснением
Терпением
Неторопливостью
Слайд10. Как хвалить ребёнка?
Хвалить можно только конкретные дела и поступки ребенка, а не его самого.
совмещайте похвалу с улыбкой, объятиями, мягким тоном разговора
используйте слово "Я" при формировании похвалы: "Я горжусь, что ты сделал это сам".
Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко
Не повторяйте похвалу без необходимости
Внушайте ребенку чувство уверенности, заостряйте внимание на самых малых успехах.
Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
старайтесь замечать все то , что у ребенка хорошо получается.
"Если вы не знаете, за что похвалить ребенка,
придумайте это!«(В.Леви)
слайд11. Как любить своего ребёнка?Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Выражайте свою любовь ребёнку в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе…»,«Я рада тебя видеть»
Чаще обнимайте, поглаживайте ребенка (не менее 8 раз в день - формула счастья) - при пробуждении, перед садиком, после садика, перед сном.
Говорите: "Я тебя, доченька, сильно-сильно люблю, потому что ты у меня есть",
а не за то-то и то-то.
Можно выражать свое недовольство отдельными
действиями ребенка, но н ребенком в целом.
Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
|