Упражнение 1. Перепишите предложения, раскрывая скобки.Объясните слитное и раздельное написание.
1. Что (бы) такое сделать, что (б) меня прогнали из магазина (Горький). 2. Из пяти человек бюро трое были за (то), что (бы) Косте вынести выговор и перевести на другую работу (Островский). 3. Денег не осталось ни гроша, за (то) слава хороша (Поговорка). 4. Не за (то) волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел (Поговорка). 5. Народ окружал нас тесною толпою, и все были так (же) веселы и рады нам, как и
крестьяне на жнитве (Аксаков). 6. Поскольку филин истребляет некоторых домашних и промысловых птиц, а так (же) зайцев, он вреден (Козлов). 7. Я то (же) очень обрадовался предложению отца посмотреть на мельницу (Аксаков). 8. Что-то стихийное, могучее и в то (же) время что-то детское и трогательное почудилось Боброву (Куприн). 9. На дворе и в саду было множество уютных закоулков, как (будто) нарочно, для игры в прятки (Горький). 10. Коротко и ясно, от (того) и прекрасно (Поговорка). 11. Все зависит от (того), что скажет врач (Арсентьев). 12. (По)этому признаку и (по) тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал
происхождение ямы (Пришвин). 13. (И) так, мы только трое оказались в бабушкиной горнице (Аксаков). 14. Охотнику (и) так были известны места скопления дичи (Пришвин). 15. Степь, то (есть) безлесная равнина, окружала нас со всех сторон (Аксаков). 16. Какой-то странный звук порой доходил до слуха с улицы: не (то) где-то скрипела вывеска, не (то) кто-то стонал (Горький). 17. (Во) что (бы) то (ни) стало я должен был встретиться с этим человеком (Рыбаков).
Занятие № 15,16. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Правописание частиц НЕ с разными частями речи
часть речи
|
слитно
|
раздельно
|
сущ.
|
1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),
|
1. если есть или подразумевается противопоставление ;не друг, а враг),
2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?
|
прил.
|
1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)
|
1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)
|
числ.
|
с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)
|
всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)
|
местоим.
|
с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)
|
глагол
|
если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,
|
со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать
|
дееприч.
|
если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)
|
со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)
|
причаст.
|
|
|
причастив
|
если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)
|
1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями ( контрольные работы не проверены),
если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)
|
наречие
|
1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)
|
1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)
|
Правописание частиц НЕ и НИ
НЕ
|
НИ
|
1. Используется для отрицания (не хочет, недруг).
2. Пишется в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (Куда только мы не обращались!)
|
1. Используется для усиления отрицания (В классе не было ни одного человека.)
2. Пишется в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла (Куда только мы ни обращались, везде нам помогали.)
|
З.Пишется в неопределенных, отрицательных местоимениях и отрицательных наречиях под ударением (не?кто, не? с кем)
|
3. Пишется в неопределенных, отрицательных местоимениях и отдельных наречиях в безударной позиции (никто?, ни с кем?)
|
Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки и употребляя НЕ или НИ.
I. 1. Тишина, (не) нарушаемая н... движением, н... звуком, особенно поразительна (Л.Толстой). 2. Нет (н...) солнца, (н...) ветра, (н...) шума (Тургенев). 3. Сколько бы (н...) пришлось жить на свете, никогда (н...) перестанешь удивляться России (Паустовский). 4. Как (н...) трудно, как (н...) худо, (н...) сдавай, вперед иди (Твардовский). 5. Пусть знают сторонники мира, где бы они (н…) жили, каких бы взглядов (н…) придерживались, что советский народ, вместе с другими народами, отстоит мир! (Эренбург).
II. 1. Тайга, тайга... Берет отсюда начало изумрудный цвет, а зеленее изумруда (н...) дерева, (н...) камня нет! (Татьяничева). 2. По красоте, по скрытой силе мне (не) с чем мой Урал сравнить (Татьяничева). 3. (Н...) истомленную, (н...) праздную, (н...)обеззвученную тьмой, я тишину люблю цветастую, живую, птичью надо мной (Снегова).
Упражнение 2. Раскройте скобки в следующих пословицах.
Комар носу (не) подточит; (ни) свет, (ни) заря; (ни) рыба, (ни) мясо; (не) спускать глаз; палец в рот (не) клади; (не) лыком шит; (не) все коту масленица; (ни) пуха (ни) пера; (ни) то (ни) се; (не) с руки.
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. О чем только (н...) говорят служебные слова в (н...)служебное время! Этого вы (н...)когда (н...) прочтете в тексте.
- Если бы у меня было (н...) две, а хотя бы три буквы, - говорит частица Бы, - я бы такое сказала!
- Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет.
- Вряд ли, - возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться.- Да и нужна ли тебе лишняя буква?
- Это же пустой разговор, - останавливает их частица Же. – Тебе же вполне хватает двух букв - больше тебе (н...) положено (Кривин).
Правописание НЕ с различными частями речи
Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые.
1. Побелело море зашумело (не) погодой. 2. Топи да (не) проходимые болота залегли в темной чаще дремучего леса. 3. С угрюмой досадой видит старый лес, как раскидываются станом на (не) сколько верст по его опушке (не) званые гости. 4. Почти на самой черте горизонта, сквозь мглистую изморозь смутно выделяются и растут (не) правильными очертаниями белые груды. 5. Тяжело надвигались ледяные поля и смешанный гул висел над ними (не) похожий на морской прибой. 6. (Не) долог бывает северный день на этом далеком берегу. 7. Берег (не) ясными очертаниями терялся в мглистой дали. 8. (Не) обозримая ледяная равнина уходила в
сгущавшиеся сумерки. 9. Здесь распол..жилась целая семья тюленей: громадные (не) уклюжие звери безобразными темными глыбами (не) подвижно лежали на льду. 10. Заслышав человека тюлени всполошились и опираясь на передние ласты высоко подняв уродливые головы (не) уклюже поволокли свое тяжелое тело. 11. Холодная (не) проница..мая мгла поползла со всех сторон и все гуще заволак..вала пустынную равнину над которой лишь бежал холодный ветер да шумел в ледяных глыбах. (Серафимович)
Упражнение 2. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. Богатым его (н…) льзя назвать, потому что он (н…) богат, а скорее беден… 2. В (н…) доимках (н…) добор. 3. Но все это (н…) к чему (н…) повело. 4. Захар (н…) опрятен. Он очень (н…)ловок. 5. Обломов прочитал ту или иную книгу, но (н…) вдруг, (н…) торопясь, без жадности, а лениво пробегал глазами по строкам. 6. Старинная связь была (н...) истребима между ними. 7. Как Илья Ильич (н...) умел (н...) встать, (н...) лечь спать, (н...) быть причесанным и обутым, (н…) отобедать без помощи Захара, так Захар (н…) умел представить себе другого барина, кроме
Ильи Ильича. 8. Тут его (н…) хватало – ему вдруг и тяжело делалось, и
(н…) здоровилось, то (н…) ловко, то другое дело случится, за которое он тоже (н…)
примется, а если примется, так (н…) дай бог что выйдет. (Гончаров)
Упражнение 3. В левый столбик выпишите наречия с НЕ – частью корня, в правый - наречия с приставкой НЕ-. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на –О (-Е).
(Не) самостоятельно, (не) жданно, (не) убедительно, (не) отвязно, (не) однократно, (не) лепо, (не) податливо, (не) уклюже, (не) многословно, (не) годующе, (не) дружелюбно, (не) зыблемо, (не) тактично, (не) ряшливо, (не) медленно, (не) подвижно, (не) навистно.
Упражнение 4. Раскройте скобки. Объясните, на чем основано различное написание НЕ в задании 1. и в задании 2.
1. (Не) правдиво, а лживо; (не) обоснованно; (не) дружелюбно, а враждебно; (не) дружелюбно; (не) серьезно, а легкомысленно; (не) серьезно; (не) далеко, а близко; (не) далеко; (не) умно, а глупо; (не) умно;
2. Невнимательно (рассеянно) и не внимательно. Неумышленно (случайно) и не умышленно. Недоверчиво (подозрительно) и не доверчиво. Недорого (дешево) и не дорого. Небыстро (медленно) и не быстро.
Занятие №17. Итоговое контрольное тестирование.
1. Отметьте номера пропусков, где пишется частица "не".
Его н_1 раз спрашивали об этом, но он н_2 разу, как бы его н_3вынуждали, н_4 с кем н_5 говорил на эту тему.
2. "Ни" пишется в предложении:
а) Н_искры, н_проблеска, н_полоски света за стёклами окон, в щелях дверей.
б) За восемнадцать лет службы в кавалерии где только н_побывал Доватор, что только н_ делал.
в) Начало жизни Демидова складывалось н_ хорошо и н_ плохо.
г) В воздухе н_ звуков, н_ движения.
3. Слитно пишутся все слова в ряду:
а) в_конец устал, пятидесяти_трёхтысячный;
б) лево_сторонний, в_конец переулка;
в) до_суха, северо_кавказский пейзаж;
г) пол_фляги, фото_репортаж;
д) киловатт_час, мутно_зелёный.
4. Выделенное слово пишется через дефис в предложении:
а) Отец ежедневно принимал пол_десертной ложки лекарства.
б) На пол_дороге он заметил, что идёт не туда, куда нужно.
в) Конец удилища, торчавший на пол_аршина из воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.
5. Слова пишутся слитно:
а) в_высь поднебесную;
б) на_ряду с остальными;
в) без_оглядки;
г) по_причине недомогания;
д) надеть шляпу на_бок.
6. "Не" пишется в предложении:
а) Н_ одна группа разведчиков в эти дни пересекла линию фронта.
б) У неё (осы) туловище гибкое, и, откуда её н_ схвати, она достанет жалом.
в) Он привёл далеко н_ убедительные аргументы.
г) Каждый раз н_ могу н_удивляться, когда поблизости от белого гриба вижу яркие мухоморы.
7. "Не" пишется слитно в слове:
а) не_щадный зной; г) ни к кому не_добрый;
б) не_избежный конец; д) приняты не_отложные меры.
в) он далеко не_красавец;
8. Орфографическая ошибка допущена в предложении:
а) Дупла дятлов приходится искать точно также, как и грибы: всё время напряжённо смотришь перед собой, по сторонам, куда только хватит зрения.
б) В течение двух часов мы слушали лекцию с большим интересом.
в) Запахом полыни и свежестью ночи сквозило в широкие окна.
г) И чтобы мы ни делали, всегда мы заодно.
9. Слова пишутся через дефис:
а) англо_русский словарь;
б) авто_база;
в) пол_жизни;
г) вагоно_ремонтный;
д) по_киевски.
10. "Ни" пишется в предложении:
а) Н_день, н_месяц от него не было вестей.
б) Ему хоть бы что, стоит как н_в чем не бывало.
в) В залу вошел н_кто иной, как наш учитель пения.
г) Он мне н_приятен, но я должен с ним работать.
11. "Не" пишется раздельно в слове:
а) не_доучившийся студент;
б) не_слышно птиц;
в) отнюдь не_правда;
г) не_оспаривая первенства;
д) не_пройденный материал.
12. Отметьте номера пропусков, где пишется "ни".
Как бы я н 1_страдал, сколько бы н 2_хотел вернуть прошлое, как бы н3_упрекал себя, я был н 4_в силах н 5_чего изменить.
13. Одно из слов в ряду пишется слитно:
а) пол_царства, полу_тень;
б) ошибка на_лицо, по_среди зала;
в) по_наслышке, по_кошачьи;
г) в_течение дня, в_течении реки;
д) в_век не забуду, юбка в__пору.
13. Выделенное слово пишется слитно в предложении:
а) То_же время, что и на Сахалине, показывают часы в западной части Магаданской области.
б) И что_бы и о чем бы ни говорил старшина, молодые матросы внимательно его слушали.
в) Она так_же ему поклонилась, не без некоторого изумления на лице, и опустила книгу.
14. Выделенное слово пишется раздельно в предложении:
а) Глухарь тот_час же заиграл четвёртый раз.
б) В_дали было слышно громкое ура.
в) Сергей Павлович молча кивнул головой и медленно пошёл в_глубь цеха.
г) В тот_час никто из нас не думал о разлуке.
15. Слово пишется через дефис:
а) пресс_центр;
б) торгово_промышленная палата;
в) голубо_глазый;
16. Слово пишется слитно:
а) пол_ставки;
б) пол_ломтя;
в) пол_университета.
17. Слово пишется через дефис:
а) читать по_французски;
б) по_своему разумению;
г) пол_восьмого;
д) пол_Сахалина.
в) по_прошествии времени;
г) давным_давно.
18. Выделенное слово пишется слитно в предложении:
а) И за нами простёрлась, друзья, на пол_мира боевая священная наша страна.
б) Тусклый закат багровым светом разлился на пол_неба.
в) Кто-то из учеников оставил на столе пол_листа цветной бумаги.
19. Слово пишется через дефис:
а) кисло_сладкий;
б) бледно_розовый;
в) глубоко_уважаемый.
20. Слово пишется слитно:
а) в_ничью;
б) в_третьих;
в) в_крутую;
г) выпукло_вогнутый;
д) народно_хозяйственный.
г) в_восьмых;
д) в_пятеро.
Список используемой литературы
1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для
учителя. - М., 1987.
2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев,
1987.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. 4-е изд. М.: Учпедгиз, 1953.
Скобликова Е.С. Обощающая работа по орфографии.-М.: Просвещение, 1994.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по
правописанию, произношению, литературному редактированию. М.:
ЧеРо, 1999
|