Главная страница

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» «по страницам истории»


Скачать 194.32 Kb.
Название Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнечный» «по страницам истории»
Дата 09.03.2016
Размер 194.32 Kb.
Тип Программа


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнечный»

«ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ»

г. Балахна

2012 г.

Аналитическая справка о деятельности лагеря (за последние 3 года).

Интенсивно протекающий в детском оздоровительном лагере процесс социализации ребенка, способствующий обогащению его социального опыта, является основанием для того, чтобы воспитательную и оздоровительную работу лагеря считать социально-педагогической деятельностью. Но это только ее основа. Для того чтобы воспитание в летнее время действительно являлось полноценной социально-педагогической деятельностью, педагогам необходимо расставить четкие акценты в своей работе.

В 2009-2010 и 2010-2011 годах перед ДОЛ и ЛТО лагеря «Солнечный» ставились следующие цели и задачи: оздоровить детей, сделать их отдых интересным, занять ребят в летний период. Все они выполнены. Приоритетным направлением работы было экологическое и спортивное. ДОЛ и ЛТО работали по программе «По морям, по волнам». К работе в качестве воспитателей привлекались учителя начальной школы и среднего звена. Педагогический состав в основном стабильный, имеющий опыт работы в лагере. Многие имеют высшую и первую квалификационную категорию. Формы работы привлекались самые разные: организация кружковой работы (бисероплетение, поделки из ткани и бумаги), проведение тематических дней, беседы, игры-путешествия и многое другое. К работе в лагере привлекались педагоги ЦВР, ЦДЮТиЭ, мед. работник школы, сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних, инспектор ГИБДД, школьный психолог.

Что же является критериями эффективности социально-педагогической деятельности лагеря? На наш взгляд, это структура занятости детей, ее разнообразие; уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними; реальная детская самодеятельность (что ребенок может предложить и реализовать); защищенность и комфортность пребывания ребенка в лагере; репутация лагеря (команды, проводящей профильную смену).

В результате работы ДОЛ и ЛТО было оздоровлено в 2009/ 2010 году – 90 учащихся, в 2010/2011 году – 90 учащихся. В результате анкетирования установлено, что летний отдых ребятам понравился, в лагере были созданы условия для их личностного роста, развития познавательных способностей, целесообразно были использованы игровые формы работы.

В ходе анализа был сделан вывод о том, что недостаточно было уделено внимания краеведческой работе. В 2000/2010 году одной из задач работы будет обращение к истории города Балахны.

В нашей программе «По страницам истории» большое внимание уделяется патриотической и духовно-нравственной работе. Так как эта деятельность является одной из основных форм общения, воспитания и оздоровления учащихся. В последние годы усилился интерес к отечественной истории, краеведению, экологии, что способствует воспитанию у юного поколения уважения к своим истокам – национальным традициям, местной культуре, родной природе.

Пояснительная записка.

Летний оздоровительный лагерь, организованный при МБОУ "СОШ №12", имеет комплексную направленность, которая включает в себя разноплановую деятельность, объединяя различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря и организуется для реализации программы "По страницам истории".

Мы живём в интересное и сложное время, когда современная политическая и экономическая обстановка в стране заставляет подрастающее поколение все чаще ориентироваться на зарубежье, подражать западной культуре, образу жизни других стран. Конечно, в этом есть и свои плюсы, но в таких условиях у молодежи складывается равнодушное, а порой и негативное отношение к своей Родине, своему народу. Поэтому, начиная с недавнего времени, уделяется огромное внимание патриотическому воспитанию школьников, изучению творческого наследия нашего народа, освоению его векового опыта в разных областях жизни. Работая в данном направлении, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно. Но, несмотря на это, молодое поколение воспитывается в духе любви к своей Родине, уважения к ее истории, поскольку формирование национального самосознания и гордости за свой народ – одна из важнейших задач в деле воспитания. И решение этой задачи возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, моральных нормах жизни, умениях. Кроме того, возрастает потребность общества в творчески развитых личностях, стремящихся к духовному самосовершенствованию. Духовное возрождение народа не возможно без сохранения национальной культуры. Потеря чувства национальных традиций обрывает связь со своим народом. Знание традиций, промыслов, ремесел сохраняет интерес к народному творчеству, дает основу будущему.

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем. В основе программы лежат идеи по воспитанию истинного гражданина и патриота своей страны.

Базовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование  творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.

Приоритеты отдаются, патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому направлению, а так же творческому, досуговому.

Патриотическое

Это основное направление, которое включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

Спортивно-оздоровительное

В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующий здоровый образ жизни, соблюдение правил дорожного движения и правил пожарной безопасности. Разрабатываются и проводятся различные встречи, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной  самую обыкновенную утреннюю гимнастику.

Духовно-нравственное

Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

Творческое

Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления  благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.

Досуговое

Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.

Программа летнего лагеря строится на принципах:

Гуманизма - признание самооценки личности ребёнка; целостный подход к развитию его личности.

Духовности - формирование положительного отношения к общечеловеческим ценностям, определяющим историческое единство человека и природы, приобщение к народной культуре.

Вариативности - многообразие форм работы, отдыха, развлечений; дифференцированный подход к включению детей в деятельность лагеря.

Цель: создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков, создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей на основе воспитания патриотического сознания, общечеловеческих ценностей и культурологического мышления.

Задачи:

  • Организация полноценного отдыха детей;

  • Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива;

  • Преодоление разрыва между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной  деятельности;

  • Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

  • Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности;

  • Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья;

  • Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;

Содержание и механизмы реализации программы.

К участию в реализации программы предусматривается педагогический коллектив школы, педагоги дополнительного образования, учреждения дополнительного образования микросоциума, учреждения культуры.

Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений.

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности (для этой цели используются игры дидактические, познавательные, интеллектуально-развивающие, подвижные, ролевые и др.)

Во-вторых, это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на личность и коллектив.

В-третьих – метод стимулирования интереса и творчества активности детей в других видах деятельности.

В-четвертых, игра - это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности  детского коллектива.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного. При выборе игр предпочтение отдается тем, которые направлены не на конкуренцию и соперничество, а на развитие сотрудничества и взаимопомощи.

Для достижение цели, поставленной в программе, педагогическому коллективу необходимо осознать, что дети меняются за счет изменения условий. Программа создает условия для отслеживания динамики влияния на ребенка временного коллектива: от периода первоначального сплочения до ценностного единства.

Временные коллективы имеют большие возможности удовлетворения духовных, нравственных, эстетических потребностей детей, их интереса к истории страны, к природе, спорту, художественному творчеству. Во временном коллективе возможно предоставление каждому интересных ролей, ответственных поручений и дел по душе.

Суть программы состоит в открытии и проживании «Ленты времени» через изучение и прочтение страниц русской истории, которые дети вместе с вожатыми открывают в течение смены. Им предстоит изучить «Страницы русской самобытности (традиции и обычаи)», «Веселье Земли Русской (праздники и игры русского народа)», «Ратные страницы истории» и «Страницы русской литературы (А. С. Пушкин)».

Данная программа  носит  кратковременный  характер, т. к. реализуется в течение лагерной смены.

Первый период: Организационный (два дня)

  • Знакомство

  • Выявление и постановка целей развития коллектива и личности

  • Сплочение отрядов

  • Формирование законов и условий совместной работы

  • Подготовка к дальнейшей деятельности по программе

Второй: Основной период (десять дней)

  • Дети и педагоги познают, отдыхают, трудятся

  • Делают открытия, изучают страницы истории

  • Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации

  • Укрепляют свое здоровье

  • Развивают способность доверять себе и другим

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки, выставки рисунков и работ.

Третий: Итоговый (два дня)

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

Периоды связаны с психологическим настроем детей на определен­ные взаимоотношения и определенные виды деятельности. 

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  • Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;

  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Ожидаемые результаты.

К концу лагерной смены ожидается развитие интеллектуальных способностей, а также раскрытие физического и творческого потенциала детей, основанного на воспитания патриотического сознания, общечеловеческих ценностей и культурологического мышления через проводимые мероприятия.

В течение смены каждый ребенок откроет для себя несколько страниц русской истории и культуры, научиться общаться, взаимодействовать, быть активным и социально-значимым.

Именно в процессе взаимодействия с различными организациями дополнительного образования, во время разного рода мероприятий средством  игры и познавательной  деятельности у детей произойдет преодоление разрыва между  физическим и духовным развитием. Кроме этого, ожидается утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности, формирование навыков общения и толерантности.

Поэтому нам важно, чтобы ребенок, «зафиксировав» свои отношения, успехи, достижения на индивидуальной «карте», получил новый социальный опыт.

Для этого в рамках программы смены "Страницы истории Земли Русской" существуют игровые блоки – «страницы», пролистывая которые ребенок самостоятельно или с помощью взрослых получает новые знания об истории страны, традициях и обычаях России, древнерусских играх и праздниках, а также знания о русской литературе.

Для более эффективного отслеживания индивидуальных достижений и успехов ребенка в рамках программы "Страницы истории Земли Русской" в отрядах вывешены «карты», где наглядно отражены в секторах названия «страниц», а также фамилии и имена жителей отряда, введены специальные символы, которые появляются в конце «прочтения» каждой «страницы» после линейки-трехдневки.


  1. «Страницы русской самобытности (традиции и обычаи)»

Символ «РУССКИЙ САМОВАР»

Критерии: вручается за знания русских обычаев и традиций, за помощь и умение оказать поддержку в трудную минуту, за умение регулировать отношения в разных ситуациях. Помимо этого, за знания богатства природы родного края и осознания необходимости ее сохранения.


  1. «Веселье Земли Русской (праздники и игры русского народа)»

Символ «БЕРЕЗОВЫЙ ЛИСТОК»

Критерии: вручается за творческие способности, артистизм и активность, проявленные в конкурсных программах и концертах. Кроме этого, вручается за соблюдение и пропаганду здорового образа жизни.


  1. «Ратные страницы истории»

Символ «ЩИТ И МЕЧ»

Критерии: вручается за знание истории своего народа, ратных подвигов наших предков, за знания дат и событий основных сражений в истории русского народа. Здесь ребята должны показать знания и о символах Балахны, истории школы, биографиях великих людей, связанных с Нижегородчиной.


  1. «Страницы русской литературы (А. С. Пушкин)».

Символ «ПЕРО»

Критерии: вручается за знания русской литературы, произведений великих русских писателей и поэтов, их биографий. Особое внимание уделяется знаниям произведений А. С. Пушкина, его биографии.

Схема системы самоуправления.




боярская дума

















Ресурсное обеспечение.

Кадровое обеспечение.

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения: педагог-психолог, социальный педагог и другие специалисты, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период. Воспитатели ДОЛ и лагеря соц.защиты имеют высшее педагогическое образование. Токарева С.А., Пивоварова А.А., имеют высшую квалификационную категорию, Смирнова Е.Н., Румянцева М.А., Терехова В.Н. имеют первую квалификационную категорию. Высшую категорию имеют и начальник лагеря соц.защиты Канонерова Н.А., и начальники ДОЛ во 2 смене Галина Г.Ю. Начальник ДОЛ в 1 смене Васина Е.М.. 2 смены Рощупкина Н.Л. имеет первую квалификационную категорию. Все воспитатели имеют стаж работы более 5-и лет.
Методическое обеспечение

1. «Копилка пестрых дел» (методические разработки мероприятий).

2. Библиотечка юного вожатого.

3. Литература по педагогике и психологии.
Материально-техническая база

Настольные, развивающие игры, мячи, палатки, туристское снаряжение, оборудование для спортивного отряда по настольному теннису, канцелярские принадлежности, видеофильмы, аудиозаписи, мультимедийный комплекс.
Система информирования общественности о деятельности лагеря, взаимодействие со средствами массовой информации.

В конце лагерной смены актив лагеря пишет статью-отчет о деятельности города Солнечный в газету «Правдинский бумажник». В июне будет выпущен номер школьной газеты «Отражение». По текущим событиям лагерной смены будет выпущено приложение к газете «Отражение» «ДАРСинка».
Система внешних контактов лагеря.

(основные партнеры, география взаимодействия)





Система контроля и оценки результативности.

Диагностические материалы программы «По страницам истории»

Дорогой друг!

Ты стал участником программы «Я открываю Мир». Чтобы нам, организаторам программы, узнать о тебе, твоих интересах, ожиданиях, предлагаем ответить на вопросы анкеты. Заранее благодарим за внимательное отношение и искренние ответы.

Фамилия, имя ребенка.

1. Продолжи фразу: «Я думаю, что смена «По страницам истории» о…»

2. Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время? (отметь все, что касается тебя):

2.1. Читаю книги, газеты, журналы;

2.2. Смотрю ТВ;

2.3. Хожу в театры, на концерты, в музеи и т.д.;

2.4. Провожу время с родителями или другими взрослыми;

2.5. Провожу время с друзьями;

2.6. Встречаюсь с девочкой (девушкой), мальчиком (юношей);

2.7. Общаюсь по телефону;

2.8. Обмениваюсь информацией в Интернете;

2.9. Играю в компьютерные игры;

2.10. Хожу в кружок, клуб (технический, спортивный, прикладной);

2.11. Занимаюсь другим (напиши)____________________________

3. Кто, на твой взгляд, сможет помочь тебе в лагере в трудную минуту:

3.1. Сам справишься;

3.2. Новые друзья;

3.3. Твои домовые;

3.4. Психолог;

3.5. Администрация;

3.6. Кто-то другой (укажи)_____________________________________

4. Твои ожидания от смены:

4.1. Улучшить свое здоровье и укрепить свою физическую подготовку;

4.2. Найти хороших друзей;

4.3. Научиться новым играм, песням, конкурсам и т.д.;

4.4. Разобраться в себе, узнать себя;

4.5. Научиться организовывать группу людей;

4.6. Научиться общаться и быть самостоятельным;

4.7. Другое______________________________________

5. Кто в «Солнечном» поможет тебе в том, чтобы твои ожидания сбылись?

ПРИМЕР:

Фамилия, имя ребенка

1

2

3

4

5

Алексеев С.

О моих возможностях

4

5

3

Мои друзья и вожатые

и т.д.


















Дорогой друг! Подошла к концу смена! Ты был активным участником программы «Я открываю мир». Чтобы нам, организаторам программы, узнать, что ты смог нового открыть для себя, предлагаем ответить на вопросы анкеты. Заранее благодарим за внимательное отношение и искренние ответы.

Фамилия, имя ребенка.

1. За эту смену я узнал (необходимо продолжить каждую фразу).

1.1 О программе «Я открываю Мир»….

1.2. О «Солнечном»….

1.3. О себе…

1.4. О своем домике (палатке)…

1.5. О домовых…

2. Кем ты чаще всего в смене был (выбери одну позицию):

2.1. Организатором (дел, праздников, событий);

2.2. Активным участником (дел, праздников, событий);

2.3. Генератором идей (предлагал новые идеи);

2.4. Наблюдателем (на все смотрел со стороны).

3. В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить?

3.1. В оформлении отрядного уголка;

3.2. В организации и проведении дел в уголке;

3.3. В участии в конкурсных программах;

3.4. В участии в игровых программах;

3.5. В активном участии в общелагерных мероприятиях;

3.6. В работе на бирже труда;

3.7. В спорте;

3.8. В прикладном творчестве (кружках);

3.9. В сценическом творчестве (выступления на сцене);

3.10. Свой вариант…(напиши).

4. Какие отрядные, общелагерные мероприятия тебе запомнились, (понравились) больше всего (перечисли).

5. Мое главное достижение в смене – это… (продолжи предложение).

6. Самым трудным в смене для меня было… (продолжи предложение).

7. Твои пожелания организаторам и руководителям программы смены – «Я открываю Мир».

ПРИМЕР:

Фамилия, имя ребенка

1

2

3

4

5

6

7

Алексеев Саша

3

2

8

Кинофестиваль

Стал уверенней

Научиться уступать

Проводить многодневные походы

и т.д.















































Психологическое сопровождение пребывания детей в лагере.

В начале и в конце смены для выявления настроения детей психологом проводится психологическая акция «Радуга» («Мое настроение»).

Кроме того, проходят психологические занятия «Дружба – что это такое?» и индивидуальные беседы с детьми, испытывающими трудности в общении.

Также психолог оказывает индивидуальную помощь по интересующим вопросам учителям и родителям.

Организация питания.

Питание организовано в школьной столовой. Трёхразовое - в ДОЛ и лагере соц.защиты