Главная страница

Программа курса «Культура русской речи»


Скачать 113.82 Kb.
Название Программа курса «Культура русской речи»
А.А.Мурашова
Дата 29.02.2016
Размер 113.82 Kb.
Тип Программа курса

Пояснительная записка
Курс «Культура русской речи» предназначен для обучающихся 9 классов основной школы. Программа курса «Культура русской речи» составлена на основе авторской программы под редакцией А.А.Мурашова, В.Ф.Русецкого.

Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой – серьезным снижением уровня речевой культуры общества к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.
Цель курса – развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.
Задачи курса:

- ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;

- способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;

- формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;

- помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;

- воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;

- развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать, реализуя перцептивную составляющую взаимодействия;

- способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.
Принципы, обеспечивающие преподавание курса:

  1. Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия.

  2. Системность: курс делится на блоки «Нормативность речи» и «Целесообразность речи», каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.

  3. Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации.

  4. Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника.

  5. Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и ученика, предполагающая следующую реализацию принципа:

- диалогичность в работе над материалом;

- импровизационность – возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;

- чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих команд;

- агональность – соревновательность групп с возможностью рецензировать и комментировать выступления каждой из них (прием аналитического комментария);

- творческий характер заданий – предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты;

- компактность тем: в конце каждого блока, соответствующего 2-3 темам, предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой.

6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения.
По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:

  1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т.д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.

  2. Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиям современного русского языка, а при необходимости - и фактам исторического языкознания.

  3. Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности, уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.

  4. Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.

  5. Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.

  6. Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи, в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения.

  7. Учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное или письменное, что обуславливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.


Тематическое планирование в 9 классе по курсу «Культура русской речи»

Понятие о культуре речи 2
Норма и ошибка в речи 3
Орфоэпические нормы русского языка 1
Техника речи 1
Явления аллитерации и ассонанса 1
Русская акцентология 1
Лексика русского языка в историческом процессе и в современном

употреблении 3
Грамматическая правильность русской речи 6
Стилистические нормы. Стили речи 11

Логичность и логика высказывания 1
Точность речи 1
Уместность речи 1
Действенность речи 1
Итоговое занятие 1

Итого: 34



№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

1.

Понятие о культуре речи

2

Язык и речь; современный русский литературный язык – высшая форма национального языка.

Языковая и речевая личность (определения понятий, сформулированные акад. В.В.Виноградовым, Ю.П.Карауловым, способности и свойства языковой личности).

2.

Норма и ошибка в речи

3

Культура речи (три значения термина культура речи) и риторика (как сделать речь убедительной и выразительной, доступной и краткой точной и уместной, богатой и чистой?); нормативность и целесообразность речи (норма языка и ошибка в речевом употреблении).

Тавтология и плеоназм; контаминация как причина речевых ошибок и недочетов.

Культура речи и современное состояние русской речи.

3.

Орфоэпические нормы русского языка

1

Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка (Московская и Ленинградская произносительные традиции; изменения в произношении слов).

Произношение отдельных сочетаний звуков (фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм и адекватного речевого поведения).

4.

Явления аллитерации и ассонанса

1

Звукопись и способы ее организации. Что такое аллитерация? Что такое ассонанс? Роль согласных и гласных в смысловом различении слов. Прием звукоподражания. Благозвучие. Гиатус.

5.

Техника речи

1

Речевой аппарат. Качества голоса: благозвучность, тембр, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость; выработка индивидуальных речевых особенностей: темпа, тембра, интонационно-выразительных возможностей. Дикция.

6.

Русская акцентология

1

Ударение, его фонетические компоненты. Логическое ударение, его роль в коммуникативной валентности сказанного.

7.

Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении

2

Лексика русского языка. Разделение слов русского языка по происхождению на исконно-русские и заимствованные. Исторические модификации лексики: устаревшие слова, неологизмы. Окказионализмы.

Специфические явления (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия).

Лексика ограниченного употребления (территориально – диалектизмы, социально – арго, сленг, табуированная экспрессивная лексика, профессионализмы). Лексика разговорная и просторечная.

8.

Грамматическая правильность русской речи

6

Имя существительное: род отдельных слов, склонение и род сложносокращенных слов, аббревиатур; особенности в образовании падежных форм, специфика склонения географических названий.

Имя прилагательное: семантические оттенки полных и кратких форм, специфика образования форм степеней сравнения.

Имя числительное: склонение составных числительных (количественных и порядковых), числительные собирательные и возможность их образования.

Местоимение: анафорическое и дейктическое; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, связанную употреблением местоимений.

Глагол: специфика императива; деепричастие – особая форма глагола: образование форм деепричастий, координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически).

Использование служебных частей речи. Функционирование предлогов и союзов. Частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы. Особенности функционирования звукоподражаний и междометий в речи.

9.

Стилистические нормы. Стили в русском языке

10

Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля.

Коммуникативные стили: книжный (высокий), нейтральный, сниженный.

Средства художественной выразительности – тропы, речевые фигуры.

Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста.

Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности.

Языковые черты и жанровые признаки научного стиля.

Языковые черты и жанровые признаки официально-делового стиля.

Языковые черты и жанровые признаки публицистического стиля.

Языковые черты и жанровые признаки разговорного стиля.

Языковые черты и жанровые признаки художественного стиля.

10.

Логичность и логика высказывания

1

Целесообразность речи, условия логичности речи, причины логических ошибок. Логические ошибки в речи, их исправление или использование как специального средства художественной выразительности. Логические парадоксы.

11.

Точность речи

1

Точность речи. Точность предметная и понятийная. Речевые ошибки, связанные с неточностью речи.

12.

Уместность речи

1

Уместность речи – ситуативная (ситуационная) и стилистическая. Уместность речи в различных ситуациях общения и при различных коммуникативных задачах.

Нормы речевого этикета.

13.

Действенность речи

1

Понятие о действенности речи. Параметры действенного выступления. Взаимодействие говорящего и слушающего. Невербальное общение.



14.

Итоговое занятие

1

Тест



Литература:


  1. Программа курса «Культура русской речи». Авторы: А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий.

М., Просвещение, 2007 г.

  1. С.И.Львова. Уроки словесности. М., Дрофа, 2000 г.

  2. В.В.Соколова. Культура речи. Культура общения. М., Просвещение, 2000 г.

  3. Ф.П.Сергеев. Речевые ошибки. Волгоград, Учитель, 2001 г.

  4. Р.Г.Чечет, И.Н.Софронова. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск, Тетра, 2005 г.




02.09.
09.09.

16.09.

23.09.

30.10.

7.10.

14.10.
21.10.
28.10.

9


11.11.

18.11.

25.11.

02.12.

09.12.

16.12.

23.12.

30.12.

8
13.01.

20.01.

27.01.

03.02.

10/17.02.
24.02.

03.03.

10.03.

17.03

10
07.04.

14.04.
21.04.
28.04.
05.04.
12.05.
19.04.

7



1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22-23.
24.

25.

26.

27.

28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.


1 ЧЕТВЕРТЬ

Понятие о культуре речи – 2

Язык и речь; современный русский литературный язык – высшая форма национального языка.

Языковая и речевая личность.
Норма и ошибка в речи – 3

Культура речи и риторика; нормативность и целесообразность речи.

Тавтология и плеоназм.

Культура речи и современное состояние русской речи.
Орфоэпические нормы русского языка – 1

Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка.

Произношение отдельных сочетаний звуков.
Явления аллитерации и ассонанса - 1
Техника речи – 1
Русская акцентология – 1
2 ЧЕТВЕРТЬ

Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении – 3

Лексика русского языка.

Специфические явления лексики.

Лексика ограниченного употребления.
Грамматическая правильность русской речи – 6

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.
3 ЧЕТВЕРТЬ

Использование служебных частей речи.
Стилистические нормы. Стили в русском языке – 11

Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля.

Коммуникативные стили: книжный (высокий), нейтральный, сниженный.

Средства художественной выразительности – тропы, речевые фигуры.

Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста.

Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности.

Языковые черты и жанровые признаки научного стиля.

Языковые черты и жанровые признаки официально-делового стиля.

Языковые черты и жанровые признаки публицистического стиля.
4 ЧЕТВЕРТЬ

Языковые черты и жанровые признаки разговорного стиля.

Языковые черты и жанровые признаки художественного стиля.
Логичность и логика высказывания – 1
Точность речи – 1
Уместность речи – 1
Действенность речи – 1
Итоговое занятие – 1