|
Программа курса «Культура русской речи»
Пояснительная записка
Курс «Культура русской речи» предназначен для обучающихся 9 классов основной школы. Программа курса «Культура русской речи» составлена на основе авторской программы под редакцией А.А.Мурашова, В.Ф.Русецкого.
Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой – серьезным снижением уровня речевой культуры общества к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.
Цель курса – развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.
Задачи курса:
- ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;
- способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;
- формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;
- помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;
- воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
- развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать, реализуя перцептивную составляющую взаимодействия;
- способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.
Принципы, обеспечивающие преподавание курса:
-
Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия.
Системность: курс делится на блоки «Нормативность речи» и «Целесообразность речи», каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.
Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации.
-
Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника.
Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и ученика, предполагающая следующую реализацию принципа:
- диалогичность в работе над материалом;
- импровизационность – возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;
- чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих команд;
- агональность – соревновательность групп с возможностью рецензировать и комментировать выступления каждой из них (прием аналитического комментария);
- творческий характер заданий – предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты;
- компактность тем: в конце каждого блока, соответствующего 2-3 темам, предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой.
6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения.
По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:
Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т.д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.
Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиям современного русского языка, а при необходимости - и фактам исторического языкознания.
Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности, уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.
Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.
Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.
Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи, в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения.
-
Учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное или письменное, что обуславливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Тематическое планирование в 9 классе по курсу «Культура русской речи»
Понятие о культуре речи 2
Норма и ошибка в речи 3
Орфоэпические нормы русского языка 1
Техника речи 1
Явления аллитерации и ассонанса 1
Русская акцентология 1
Лексика русского языка в историческом процессе и в современном
употреблении 3
Грамматическая правильность русской речи 6
Стилистические нормы. Стили речи 11
Логичность и логика высказывания 1
Точность речи 1
Уместность речи 1
Действенность речи 1
Итоговое занятие 1
Итого: 34
№п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Содержание занятий
|
1.
|
Понятие о культуре речи
|
2
|
Язык и речь; современный русский литературный язык – высшая форма национального языка.
Языковая и речевая личность (определения понятий, сформулированные акад. В.В.Виноградовым, Ю.П.Карауловым, способности и свойства языковой личности).
|
2.
|
Норма и ошибка в речи
|
3
|
Культура речи (три значения термина культура речи) и риторика (как сделать речь убедительной и выразительной, доступной и краткой точной и уместной, богатой и чистой?); нормативность и целесообразность речи (норма языка и ошибка в речевом употреблении).
Тавтология и плеоназм; контаминация как причина речевых ошибок и недочетов.
Культура речи и современное состояние русской речи.
|
3.
|
Орфоэпические нормы русского языка
|
1
|
Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка (Московская и Ленинградская произносительные традиции; изменения в произношении слов).
Произношение отдельных сочетаний звуков (фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм и адекватного речевого поведения).
|
4.
|
Явления аллитерации и ассонанса
|
1
|
Звукопись и способы ее организации. Что такое аллитерация? Что такое ассонанс? Роль согласных и гласных в смысловом различении слов. Прием звукоподражания. Благозвучие. Гиатус.
|
5.
|
Техника речи
|
1
|
Речевой аппарат. Качества голоса: благозвучность, тембр, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость; выработка индивидуальных речевых особенностей: темпа, тембра, интонационно-выразительных возможностей. Дикция.
|
6.
|
Русская акцентология
|
1
|
Ударение, его фонетические компоненты. Логическое ударение, его роль в коммуникативной валентности сказанного.
|
7.
|
Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении
|
2
|
Лексика русского языка. Разделение слов русского языка по происхождению на исконно-русские и заимствованные. Исторические модификации лексики: устаревшие слова, неологизмы. Окказионализмы.
Специфические явления (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия).
Лексика ограниченного употребления (территориально – диалектизмы, социально – арго, сленг, табуированная экспрессивная лексика, профессионализмы). Лексика разговорная и просторечная.
|
8.
|
Грамматическая правильность русской речи
|
6
|
Имя существительное: род отдельных слов, склонение и род сложносокращенных слов, аббревиатур; особенности в образовании падежных форм, специфика склонения географических названий.
Имя прилагательное: семантические оттенки полных и кратких форм, специфика образования форм степеней сравнения.
Имя числительное: склонение составных числительных (количественных и порядковых), числительные собирательные и возможность их образования.
Местоимение: анафорическое и дейктическое; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, связанную употреблением местоимений.
Глагол: специфика императива; деепричастие – особая форма глагола: образование форм деепричастий, координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически).
Использование служебных частей речи. Функционирование предлогов и союзов. Частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы. Особенности функционирования звукоподражаний и междометий в речи.
|
9.
|
Стилистические нормы. Стили в русском языке
|
10
|
Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля.
Коммуникативные стили: книжный (высокий), нейтральный, сниженный.
Средства художественной выразительности – тропы, речевые фигуры.
Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста.
Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности.
Языковые черты и жанровые признаки научного стиля.
Языковые черты и жанровые признаки официально-делового стиля.
Языковые черты и жанровые признаки публицистического стиля.
Языковые черты и жанровые признаки разговорного стиля.
Языковые черты и жанровые признаки художественного стиля.
|
10.
|
Логичность и логика высказывания
|
1
|
Целесообразность речи, условия логичности речи, причины логических ошибок. Логические ошибки в речи, их исправление или использование как специального средства художественной выразительности. Логические парадоксы.
|
11.
|
Точность речи
|
1
|
Точность речи. Точность предметная и понятийная. Речевые ошибки, связанные с неточностью речи.
|
12.
|
Уместность речи
|
1
|
Уместность речи – ситуативная (ситуационная) и стилистическая. Уместность речи в различных ситуациях общения и при различных коммуникативных задачах.
Нормы речевого этикета.
|
13.
|
Действенность речи
|
1
|
Понятие о действенности речи. Параметры действенного выступления. Взаимодействие говорящего и слушающего. Невербальное общение.
|
14.
|
Итоговое занятие
|
1
|
Тест
|
Литература:
Программа курса «Культура русской речи». Авторы: А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий.
М., Просвещение, 2007 г.
С.И.Львова. Уроки словесности. М., Дрофа, 2000 г.
В.В.Соколова. Культура речи. Культура общения. М., Просвещение, 2000 г.
Ф.П.Сергеев. Речевые ошибки. Волгоград, Учитель, 2001 г.
Р.Г.Чечет, И.Н.Софронова. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск, Тетра, 2005 г.
02.09.
09.09.
16.09.
23.09.
30.10.
7.10.
14.10.
21.10.
28.10.
9
11.11.
18.11.
25.11.
02.12.
09.12.
16.12.
23.12.
30.12.
8
13.01.
20.01.
27.01.
03.02.
10/17.02.
24.02.
03.03.
10.03.
17.03
10
07.04.
14.04.
21.04.
28.04.
05.04.
12.05.
19.04.
7
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22-23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
|
1 ЧЕТВЕРТЬ
Понятие о культуре речи – 2
Язык и речь; современный русский литературный язык – высшая форма национального языка.
Языковая и речевая личность.
Норма и ошибка в речи – 3
Культура речи и риторика; нормативность и целесообразность речи.
Тавтология и плеоназм.
Культура речи и современное состояние русской речи.
Орфоэпические нормы русского языка – 1
Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка.
Произношение отдельных сочетаний звуков.
Явления аллитерации и ассонанса - 1
Техника речи – 1
Русская акцентология – 1
2 ЧЕТВЕРТЬ
Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении – 3
Лексика русского языка.
Специфические явления лексики.
Лексика ограниченного употребления.
Грамматическая правильность русской речи – 6
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Имя числительное.
Местоимение.
Глагол.
3 ЧЕТВЕРТЬ
Использование служебных частей речи.
Стилистические нормы. Стили в русском языке – 11
Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля.
Коммуникативные стили: книжный (высокий), нейтральный, сниженный.
Средства художественной выразительности – тропы, речевые фигуры.
Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста.
Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности.
Языковые черты и жанровые признаки научного стиля.
Языковые черты и жанровые признаки официально-делового стиля.
Языковые черты и жанровые признаки публицистического стиля.
4 ЧЕТВЕРТЬ
Языковые черты и жанровые признаки разговорного стиля.
Языковые черты и жанровые признаки художественного стиля.
Логичность и логика высказывания – 1
Точность речи – 1
Уместность речи – 1
Действенность речи – 1
Итоговое занятие – 1
|
|
|
|
|