|
Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми.
Учащиеся работают по-разному: одни спешат, не успевают вдуматься в задание и уже объявляют, что оно выполнено. Другие, если их поторопить, ничего не успеют написать. Поэтому темп работы надо регулировать, но приостанавливать, «тормозить» быстрых, сильных, сообразительных не надо. Для них надо приготовить заранее дополнительные задания, постараться связать их с рисунком, использовать его возможности для развития речи. Например, можно предложить ребятам (после выполнения основного задания ) придумать подпись к рисунку или выбрать из двух подписей ту, которая точнее соответствует иллюстрации, составить начало описания предмета или животного, изображенного художником, продумать свой вариант рисунка, который можно использовать по данной теме (эту работу учащиеся выполняют особенно охотно, причем рисуют и даже формулируют задания к своим рисункам).
При работе с одаренными детьми можно использовать рецензирование устных ответов. Очень облегчит работу запись ответа на магнитофон, что позволит воспроизвести ответ для вторичного его восприятия и для того, чтобы отвечавший смог сам проанализировать свой ответ и оценить его (написать саморецензию). Вначале проводится устное, затем письменное рецензирование. Можно воспользоваться следующей формой рецензии-отзыва.
Пять «П».
Полно? Обо всем сказано? Что опущено?
Правильно? Все правильно? Есть ли неточности, ошибки?
Последовательно? Все ли было последовательно изложено? Были ли нарушения? Повторы?
Примеры? Приводились ли примеры? Насколько удачно они иллюстрировали теоретические положения?
Пояснения? Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько точно и понятно?
С начала учебного года учитель выделяет помощников (желательно сильных учащихся). В их обязанность входит многое и в каждом конкретном случае самое разное: оформить запись на доске, собрать тетради для проверки и сложить их в алфавитном порядке; проверить, работает ли магнитофон; проследить за готовностью класса к уроку и так далее. Эти учащиеся могут составлять карточки для самостоятельной работы (карточки с «ключами», чтобы можно было проверить и знания сильных учащихся), проверять словарные диктанты (с обязательной затем перепроверкой этих диктантов учителем), оказывать помощь в усвоении материала слабоуспевающим учащимся.
Одаренные дети являются незаменимыми помощниками в организации внеклассной работы, в выпуске очередного номера стенгазеты, в подготовке стенда, альбома сочинений учащихся и так далее.
В заключение нужно сказать о связном сообщении-объяснении по таблице. Для пятиклассников это новый вид работы. Но в дальнейшем он становится незаменимым при работе с одаренными детьми. Если учитель покажет образец связного сообщения, основанного, допустим, на таблице личных окончаний глаголов, то уже при повторении существительных ученики могут подготовить самостоятельно связное сообщение о трех склонениях имен существительных и об окончаниях - Е и- И у существительных в единственном числе. Самое трудное – начать такое сообщение, поэтому есть смысл или подсказать, или «отработать» такое начало. Это задание усложняется, когда дети сами составляют таблицу, а затем готовят по ней связное сообщение.
Нужно развивать возможность учеников, не освобождать их от необходимости думать, не торопиться преподносить готовые решения; направлять поиски в правильное русло, собирать по крупицам истину.
|
|
|