Главная страница

Культовое зодчество. Церковь Николая Чудотворца. С моста идет дорога в гору


Скачать 40.81 Kb.
Название Культовое зодчество. Церковь Николая Чудотворца. С моста идет дорога в гору
Дата 24.02.2016
Размер 40.81 Kb.
Тип Документы

Культовое зодчество. Церковь Николая Чудотворца.

С моста идет дорога в гору,

А на горе, какая грусть,

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.Н. Рубцов.

На обширной территории Волгоградской области, на берегах её рек раскинулись города и множество старинных поселений со своей особой красотой. Рождение их, как правило, начиналось со строительства храмов.

Церкви в селе Лопуховка представляют собой небольшие здания, выстроенные по одному композиционному принципу, являются типичными образцами провинциального классицизма. Зодчие, возводившие их, предпочитали трёхчастную композицию, где главная часть – двухсветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, опирающимся на него куполом. У каждой церкви свои художественные особенности. Церкви обращены алтарями навстречу возникающему дню. У нее есть глава, под главой шея барабана, плечи. Окна были очами храма (об этом свидетельствует сама этимология слова «окно»). Над окнами были «бровки».

Церковь Николая Чудотворца (1814) была построена (вместо старой деревянной (1774)) на средства прихожан. Расположена она на краю села, в его восточной части. Особенностью этого небольшого храма является расположение трехосной трапезной. В ней сильно выражена поперечная ориентация. К четверику с востока примыкает тяжелая полукруглая апсида. Ненамного превышает высоту главного четверика колокольня. Над двусветным четвериком храма поднимается высокий сомкнутый свод, прорезанный со всех сторон, кроме восточной, мокарнами. Мокарны усиливали пластическую выразительность купола. Финальным акцентом в композиции храма служит четырехгранный фонарик с маленькой главкой.

Рустованные лопатки на северном и южном фасадах образуют наложенные на стены портики с треугольными фронтонами. Над каждым из них – по большому сегментному окну. Остальные окна на храме имеют одинаковую прямоугольную форму. Основной декоративный элемент в Никольской церкви – руст. Им отмечены углы храма. Ленточным рустом покрыты стены второго яруса колокольни. В интерьере сохранились фрагменты живописи. В медальонах в простенках между окнами изображены евангелисты. Хотя живопись сильно загрязнена, всё же можно отметить её хороший профессиональный уровень…

В 1799 году в церкви было 6 000 прихожан (по данным архива Саратовской епархии). В 1866г. умер священник Иоаким Красноярский и сюда переехал отец Федор Кунчеров из Петровского уезда. В 1875г. старостой был М.И.Плотников, подаривший своей Никольской церкви плащаницу из шитого серебром бархата и 2 подсвечника. ( По информации пресс- секретаря Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа С.М.Иванова).

После закрытия церкви 15 ноября 1933 года долгое время в ней находилась машинно-тракторная мастерская. Многие односельчане рассказывали, что её пытались несколько раз разрушить – взрывали, тянули за стены тракторами, но всё напрасно. Прочность конструкций не позволила разрушить этот архитектурный памятник старины…
Культовое зодчество. Церковь Архистратига Михаила.

В полосе вишневого заката.Белый храм возносится куда-то.

Мудрый, как ушедшие века.Люди шли сюда издалека.Церковь звоном прадедов сзывала…

В провинции в последнее десятилетие 19 века классицизм уходит, но в 70-е годы ещё встречаются памятники, в которых чувствуются его отголоски. Это можно наблюдать на примере церкви Архистратига Михаила в селе Лопуховка, построенной на средства прихожан в 1873 году.

Церковь стоит на пустыре в конце села, в его западной части. В облике села вместе с церковью Никола Чудотворца (1814) на восточной окраине она играет важную градостроительную роль. Вертикали колоколен этих церквей определяют силуэт села и закрепляют общую его композицию с обеих сторон. Они образуют живописный архитектурный комплекс села. На использование традиций классицизма в этом храме указывает то, что плоскости стен собственно храма, трапезной и алтаря подчеркнуты филенками, нишами. В колокольне же дают о себе знать древнерусские мотивы (кокошники, килевидные обрамления порталов, амбразур звонов). Внутри углы четверика срезаны. Пространство его перекрыто лотковым сводом, что было характерно для более ранних памятников. Храм с трапезной соединяется очень широкой аркой, за счёт чего пространство воспринимается единым. Алтарная же часть отделяется от основного пространства тремя узкими и низкими арками. Храм украшают росписи в хорошем состоянии. Сюжетные композиции выполнены в академической манере второй половины 19 века. В росписях используются произведения итальянских художников. Так, в алтарной конхе – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – выдающегося живописца эпохи Возрождения.

Эта монументальная фреска, созданная в 1495-1497гг. на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане, трактует мифическую сцену последней трапезы Христа с учениками, когда верные своему учителю люди узнают, что среди них находится предатель. Это произведение оставляет неизгладимое впечатление. Эти росписи выполнены на профессиональном уровне, несомненно, одаренным художником.

Закрыта Михайло – Архангельская церковь только 15 мая 1940 года.

В целях сохранения культурного наследия, обеспечения учёта, сохранности, содержания и реставрации памятников истории и культуры. Волгоградская областная Дума своим постановлением от 5июня 1997 года утвердила список памятников истории и культуры на территории области, подлежащих государственной охране.

По Руднянскому району в этот список включены и церковь Николая Чудотворца, и церковь Архистратига Михаила…

Почти все памятники в области ждут реставрации. Необходимо обратить внимание на архитектурно-художественные ценности края, сохранить то малое из богатого наследия, что чудом дошло до нынешнего поколения и должно служить последующим.

Хотелось бы, чтобы замечательные храмы были восстановлены, чтобы из расположенной рядом звонницы, как в добрые старые времена, по всей округе разносился колокольный звон.

Каждый из нас, верующий или нет, в трудную минуту, в момент безысходности обращается к Богу как к спасителю и ждет от него помощи.

Дорога в храм – это дорога к нравственному исцелению.

В одночасье верующими все не станут, для этого нужно время, условия и пропаганда религии. Надеюсь, что возвращение к истокам началось. Хочется, чтобы люди стали чище и добрее. Многое зависит от нас, от каждого из нас.