|
Программа группы продлённого дня 1-х классов, Фильцовой Надежды Анатольевны и Борисовой Анастасии Александровны
Образовательная программа
группы продлённого дня 1-х классов,
Фильцовой Надежды Анатольевны и Борисовой Анастасии Александровны
2015 - 2016 учебный год
Ученые (Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, В.А. Караковский и др.) отмечают, что воспитательная система школы (класса) базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач.
Воспитательное пространство ГПД – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.
Главная задача воспитателя – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.
Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.
Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.
Цель:
повысить образовательный, нравственно-культурный, духовный и физический уровень детей путем рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения обучающихся к дополнительному образованию.
Задачи:
1. На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создание достойных условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в группе; создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.
2.Оказание помощи каждому ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.
3.Способствовать повышению престижа интеллектуальной деятельности; формирование у школьников умения целенаправленно мобилизовать свой интеллектуальный потенциал, использовать на практике имеющиеся личностные, предметные, метапредметные умения в изме няющихся условиях; вовлекать детей в сферу дополнительного образования.
4. В работе с семьёй направить усилия на максимальное сближение интересов родителей и школы в вопросах формирования и гармоничного развития личности воспитанников; привлечение родителей учеников группы к сотрудничеству по всем направлениям деятельности данного сообщества.
Формы работы: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии, беседы, часы общения, праздники, КТД, презентации, практикумы, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры – путешествия, игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования, спортивные соревнования, диспуты, встречи с интересными людьми, проектная деятельность учащихся, индивидуальные консультации.
Общие закономерности и принципы воспитания.
Закономерности:
Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений. Если хочешь хорошо воспитывать, добивайся расположения воспитанника.
Цель и организация воспитания должны соответствовать друг другу. Чем лучше формы, методы и средства соответствуют цели, тем выше эффективность воспитательных воздействий.
Характер воспитательного влияния должен соответствовать социальной практике. Несоответствие воспитания жизни – большая проблема.
На эффективность воспитания влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Материально-технический, санитарно-гигиенический, психологический климат в их переплетении придают неповторимый характер воспитанию.
Воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.
В педагогическом взаимодействии должны быть активны все его участники.
Эффективность воспитания зависит от эффективности процессов обучения и развития.
Ученик как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно.
Интенсивность воздействия на систему мотивов, потребностей, эмоций вызывает активность ребенка. Цели воспитания становятся его мотивом.
Воздействие должно сочетаться с уровнем развития вербальных и сенсомоторных процессов. Иначе ребенок не сможет выполнить трудовые операции.
Взаимоотношения между воспитанниками влияет на становление личности. «С кем поведешься, от того и наберешься!»
Закономерности реализуются с системой принципов воспитания:
-
Принцип общественной направленности предполагает соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.
Принцип связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой предполагает соотнесение воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и общественной жизни страны и за ее пределами.
Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности ориентирует на добро, истину, прекрасное в человеке, обществе, труде, познании.
Принцип гуманизации воспитания предполагает гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, в том числе права быть самим собой. Воспитание гуманности осуществляется при включении ребенка в сопереживание, соучастие, заботу о других, оказание помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей. Человек – самостоятельная ценность для педагогов и учащихся, а не средство для достижения своих целей. В процесс его лично опыта надо адекватно включать чувства, переживания, эмоции, соответствующие им действия и поступки.
Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций обусловливает согласованность педагогического влияния объективных и субъективных факторов..
Проблема адаптации первоклассников к школе
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых — учителя и родителей.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям.
В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг c другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации, так как прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.
Конечно, и учитель, и воспитатель заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками.
Задачи адаптационных занятий:
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
- Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы. Знакомство воспитателя с особенностями детей данного класса.
Помочь детям в адаптации к школе могут сказки. Поэтому чтение сказок, в этот период, будет проводится ежедневно. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление, учат прощать и любить.
Игротека в группе продлённого дня
Во время обучения ребенка в школе остро возникает проблема гипокинезии. Ребенок попадает в ситуацию резкого ограничения его двигательной активности, хотя потребности организма в движении возрастают. Из всех факторов (учебные и статические нагрузки, новый коллектив и т.д.) именно статические нагрузки наиболее трудно переносятся ребенком. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей позы школьника, приводит к быстрому утомлению детского организма, падению работоспособности, нарушению деятельности нервной системы, сколиозу.
Для снятия статического напряжения используются подвижные игры на воздухе, а в классе – малоподвижные и подражательные.
Игры и развлечения в группе продлённого дня
№
|
Тема
|
|
|
Подвижные игры, забавы и развлечения.
В тёплую погоду на воздухе.
|
|
|
Ø Групповые игры (без разделения на команды).
|
|
|
Ø Командные игры.
|
|
|
Ø Игры-эстафеты.
|
|
|
Ø Соревнования-поединки.
|
|
|
Ø Большая игра с малым мячом.
|
|
|
Ø Прыгалки-скакалки.
|
|
|
Ø Забытые игры.
|
|
|
Зимой на воздухе.
|
|
|
Ø На снеговой площадке.
|
|
|
Ø Строительные игры из снега.
«Клуб ледяных инженеров».
|
|
|
В помещении (в классе, зале)
|
|
|
Ø «Олимпийские игры в комнате».
|
|
|
Ø Подражательные игры.
|
|
|
Ø Весёлые состязания и малоподвижные игры.
|
|
|
Ø Игры за столом.
|
|
Основные направления воспитательной работы с детьми в ГПД 1-ых классов:
Циклограмма основных направлений воспитательного процесса
ЧАСТЬ ДНЯ
|
ПОНЕДЕЛЬНИК
|
ВТОРНИК
|
СРЕДА
|
ЧЕТВЕРГ
|
ПЯТНИЦА
|
|
|
1 ПОЛУГОДИЕ
|
Кем быть
Я познаю себя
|
Земля – наш дом
Театральная студия
|
Умка
Риторика
|
Умелые ручки
Планета здоровья
|
Культура поведения
|
|
|
2 ПОЛУГОДИЕ
|
Кем быть
Я познаю себя
|
Земля – наш дом
Театральная студия
|
Умка
Риторика
|
Умелые ручки
Планета здоровья
|
Культура поведения
|
Каждое из направлений имеет свой методический аспект.
1. Спортивно-оздоровительное
– формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
- формирование у них интереса и уважения к народным традициям, обычаям и культуре разных народов, приобщение к традициям; знакомство с играми разных народов.
– формирование у учащихся культуры сохранения, защиты и совершенствования своего здоровья, собственной «я» позиции к данной проблеме; формирование понимания значимости физического и психического здоровья человека как в настоящем, так и для будущего самоутверждения
2. Общеинтеллектуальное
-становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.
– формирование ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания.
– формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду как социальной ценности.
– развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности.
– формирование представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека, о роли и месте» Я» в этой среде; воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами; введение учащихся в проблему охраны окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения; о месте «я» и «мы» в решении этой проблемы.
- формирование первичных умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание уважительного отношения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека.
– создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – детей, родителей, воспитателя; обучение родителей приёмам воспитания и взаимодействия с детьми; создание условий для сближения интересов родителей и воспитателя в вопросах формирования развитой личности ребенка.
Общекультурное
- овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
- школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
-обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Духовно- нравственное
-развитие системы духовно-патриотического воспитания учащихся, создание условий для формирования и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины.
- совершенствование духовно-патриотического воспитания учащихся, формирование личности гражданина-патриота;
- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
- сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
- приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
- формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.
- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
-воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
- пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание коллективизма и ответственности.
Социальное.
-приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
– получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Ожидаемые результаты:
Повышение у учащихся и их родителей престижа знаний, интеллектуального труда; повышение качества обучения учащихся.
Развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся.
Формирование у школьников полезных привычек, гражданской позиции, толерантности, объективного подхода к себе и к окружающим, от ветственности за свои поступки.
Основные формы организации деятельности
Используя данные направления, учитывая основные воспитательные цели и задачи, поставленные мною на этот учебный год, я создала недельную циклограмму расписания занятий ГПД
Недельная циклограмма расписания занятий ГПД
День недели
|
Прием детей. Организационные моменты.
|
Занятия на воздухе.
|
Занятия по интересам.
Игры.
С 14.30-15.30
|
Внеурочная деятельность.
15.30-16.30
|
Питание.
Отдых
|
Уход детей домой. Работа с родителями
|
ПН
|
ежедневно
|
Экскурсия
|
Ежедневно
|
КЕМ БЫТЬ
Я познаю себя
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ВТ
|
ежедневно
|
Спортивный час
|
Ежедневно
|
Земля- наш дом
Театральная студия
|
ежедневно
|
ежедневно
|
СР
|
ежедневно
|
Прогулка
|
Ежедневно
|
Умка
Риторика
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ЧТ
|
ежедневно
|
Игры
|
Ежедневно
|
Умелые ручки
Планета здоровья
|
ежедневно
|
ежедневно
|
ПТ
|
ежедневно
|
Прогулка
|
Ежедневно
|
Культура поведения
|
ежедневно
|
ежедневно
|
Подбирая формы организации деятельности учащихся, я стараюсь ориентироваться на интересы, желания детей.
Пора приучить наше педагогическое сознание к тому, что жизненный смысл школы, ее социальную эффективность определяют не только уроки, а вся полнота детской жизни в ней. Нужно стараются построить свою работу так, чтобы группы продленного дня стали органическим элементом, этапом учебно-воспитательного процесса школы. Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Исходя из вышесказанного, поставила следующие задачи на год.
Режимные моменты и их значение в работе ГПД.
Режим работы группы продлённого дня №1
12.10 - 12.30 - приём детей в группу
продлённого дня.
12.30 - 13.10 - Подготовка к обеду. Обед.
13.10 - 14.30 - Прогулка на свежем воздухе,
экскурсии, подвижные игры
14.30 - 15.30 - Занятия по интересам.
15.30 - 16.30 - Внеурочная деятельность.
16.30 - 17.00 - Операция «УЮТ».
17.00 - 18.00 –Прогулка. Уход детей домой.
Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Ведь помимо того, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе, так и его отдельные элементы формируют у ребёнка необходимые в социуме навыки, ведь в конечном итоге НПД это вполне точная модель социума и ребёнок в течении дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы.
Итак, сформулируем цели и задачи основных режимных моментов в группе продленного дня:
Режимные моменты
|
Основные воспитательные задачи и направления деятельности
|
Приём детей в группу
|
При приёме в группу дети должны привести себя в порядок, прийти собранными и спокойными. Через какое-то время у детей вырабатывается навык и они начинают более ответственно относится к своему внешнему виду и поведению.
|
Индивидуальная работа с дежурными
|
Ежедневно назначать дежурных по классу и по столовой. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки. Дежурные назначаются из числа тех, кто лучше всего проявил себя накануне, таким образом, дежурство, а значит и труд у нас в группе не наказание, а поощрение.
|
Отдых и деятельность на воздухе
|
В современном мире не многие родители отпускают учеников младших классов одних на улицу, и это правильно. Но при этом родители не часто ходят с детьми гулять. В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость.
Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость.
|
Обед
|
Очень часто в семьях отсутствуют традиции совместных обедов, и вообще обедов, как таковых. Многие хватают на ходу бутерброды или сладости. В ГПД дети получают горячее питание, что, несомненно, полезно для здоровья.
К тому же на обеде развиваются навыки культуры принятия пищи.
Дети учатся вести себя за столом.
|
Переключение на умственную деятельность
|
В ГПД регулярно проходят беседы об интересных событиях, дети учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших и так далее.
К тому же в ГПД мы беседуем с детьми о проблемах, о которых многие взрослые не умеют говорить с учениками младших классов, например, о политике, об экономических проблемах.
|
Внеурочная деятельность
|
Ребята развиваются творчески, при этом учатся делать выбор между тем или иным видом деятельности.
|
Подведение итогов дня
|
Ежедневно мы подводим итоги, анализируем, что было плохо, а что хорошо. Выбираем дежурных на следующий день. Корректируем наши планы.
|
Индивидуальные беседы с детьми
|
Прежде всего, дети получают персональное внимание взрослого. Во-вторых, ребёнок может поделиться своей проблемой. При необходимости разбираем причины и следствия плохих поступков и делаем выводы.
|
Индивидуальные беседы с родителями
|
Даже такой момент как беседа с родителями многому учит ребёнка. Например, терпению. Ведь не секрет, что детям сложно ждать, они не любят переходные состояния и когда за ними пришли, им хочется поскорее идти домой. Во время беседы с родителями дети учатся проявлять уважение к делам других и ждать окончания беседы.
|
Совместные с детьми родительские собрания
|
Дети учатся слушать выступающих, анализировать свои поступки и опыт других людей. Овладевают навыками ведения дискуссии.
|
|
|
|