|
Игры наших бабушек и дедушек
Игры наших бабушек и дедушек
Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал? Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости.
К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты. Особой популярностью у современных детей пользуются компьютерные игры, которые приносят больше вреда, чем пользы, несмотря ребята желают научиться играть в игры их родителей и бабушек. Поэтому основной целью данной брошюры является популяризация народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки.
Играйте с вашими детьми, внуками!
Казаки и разбойники
Играющие делятся на две группы. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой стан. Все уходят ловить разбойников, один остаётся сторожить стан. Пойманных разбойников приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Затем группы меняются ролями.
Цепи кованые
Играют две команды, которые, держась за руки, стоят на расстоянии 15 – 20 метров. Игроки первой команды кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Противники отвечают: «Кем из нас?» Первые называют любого игрока. Он разбегается и пытается разбить цепь противников, если ему это удается, то он забирает с собой любого игрока из разбитой пары. Если не разбивает цепь, то сам остаётся в команде противника. Перекличку начинают по очереди. Выигрывает команда, в которой будет больше игроков.
Я знаю 5 имен...
Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар:
«Я знаю пять имен девочек:
Маша – раз, Ира – два…»
И так до пяти.
Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п.
Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.
Чай-чай-выручай!
В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего.
Водящий догоняет игроков и тот кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат.
Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.
Картошка
Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его кончиками пальцев, как будто вы бросаете не мяч, а горячую картошку. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
Ловить мяч нельзя, можно только отбивать!!!
Пятнашки
Играющие выбирают пятнашку – водящего. Остальные разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры:- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д.
Расколдуйте меня вороного коня
Игроки выбирают водящего – колдуна. Все разбегаются, колдун старается осалить убегающих. Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его.
Штандер
Водящий становится в центр круга, очерченного на земле. Вокруг него выстраиваются игроки. Водящий высоко подбрасывает мяч вверх несколько раз, когда он произнесет: «Штандер!» ,игроки разбегаются. После того как водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!». Все останавливаются, водящий бросает в любого игрока мяч с тем, чтобы осалить. Осаленный становится водящим, а игра продолжается.
Жмурки
Водящему - жмурке завязывают глаза, ставят в центр круга, поворачивают вокруг себя со словами:-Где стоишь?- Намосту!- Что продаёшь?-Квас!- Лови мышей, а не нас! После этих слов игроки разбегаются по площадке, хлопая в ладоши. Жмурка ловит игроков и определяет их имя, после этого пойманный становится жмуркой , игра продолжается.
Каликало
Все встают в круг. Водящий подбрасывает мяч высоко и кричит имя любого игрока. Пока новый водящий ловит мяч все стараются убежать подальше. Поймав мяч и выбрав стоящего ближе всех, водящий называет количество шагов, сделав их, кидает мяч в игрока. Если попал, то тот игрок становился водящим, если игрок словил мяч, то водящий водит снова.
Фанты
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите,Черный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите!
После этого он ведет с участниками беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.
Ведущий ведет примерно такой разговор:
- Что продается в булочной?
- Хлеб.
- Какой?
- Мягкий.
- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
- Всякий.
- Из какой муки пекут булки?
- Из пшеничной. И т.д.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.
Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Заключение
Все перечисленные здесь игры незаслуженно забыты, так как они веселые, интересные, развивают ловкость, быстроту, сноровку. В данной брошюре представлена лишь часть игр популярных в середине и конце прошлого века. Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Необходимо отметить, что в Красноярский край в 50-80 годы съезжались люди со всей нашей необъятной страны. Поэтому время и люди вносили изменения в сюжеты и правила. Игры обогащались, совершенствовались. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность. Лучшими распространителями и пропагандистами игр являемся мы – взрослые. Для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!
Приложение
Для многих игр необходимо рассчитаться, разделиться на команды, выбрать водящего, произвести жеребьёвку. Сделать это можно с помощью считалок, сговорок, жеребьёвок.
Считалки
Шёл баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто травку возьмёт,
Тот вон пойдет.
Катилось яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи тебе водить.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей, не
задерживай
Добрых и честных людей.
Сговорки
Есть игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких случаях выбирают капитанов, а затем определяют состав команд. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывая себе названия, имена. А капитаны по очереди делают выбор.
Из ведра ерша
Или из корзины ежа.
Конь вороной
Или хомут золотой.
Шары катить
Или воду лить.
Сено носить
Или дрова рубить.
Медведь лохматый
Или козел рогатый.
Серая утка
Или деревянная дудка.
Сахара кусочек
Или красненький платочек.
Жеребьёвки
Чтобы участники игры не спорили, кому водить, кому начинать игру бросают жребий. Жребий – это условный знак, какой-нибудь предмет, например, дощечка, палка, маленькие палочки. Если нужно выбрать вожака, берут палочки по числу игроков. На одной ставят метку, кладут в коробку, шапку, перемешивают. Затем игроки тянут палочки по очереди, кому попадет отмеченная, тот становится вожаком. Были и другие жеребьёвки – угады. Нужно было угадать, в какой руке находится жребий. Ещё один способ жеребьёвки – конание. Бралась палка длиной около метра. Те, кто конались охватывали палку рукой по очереди, кто последний охватит, тот выиграл кон.
|
|
|