|
«Удивительный эффект Моцарта»
XIII школьная научно – практическая конференция
Исследовательский отчёт
Тема: «Удивительный эффект Моцарта»
Выполнила: Полякова Вероника Андреевна, учащаяся 1 «А» класса МБОУ СОШ № 40
Научный руководитель: Брякина Юлия Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 40
Пенза
2015 г
Содержание:
Введение………………………………………………………….1 - 2
Из биографии В. А. Моцарта………………………………...3
«Эффект Моцарта» - что это?.............................................4 - 5
Эксперимент в 1А классе МБОУ СОШ № 40……………6 - 7
Заключение…………………………………………………………...8
Список литературы…………………………………………………..9
Приложения…………………………………………………….10 - 12
Введение
Актуальность исследования: Важность исследования заключается в том, что большое количество детей идёт в школу без желания, с плохим настроением, т.к. дома дети привыкли смотреть видео, играть в компьютерные игры. В школе им приходится заниматься другой деятельностью: читать, рассказывать, писать, лепить и рисовать. Но эта деятельность незнакомая, она у детей дома занимает мало времени, она кажется ребёнку менее интересной, менее развлекательной, монотонной. Необходимость гармонизации личности учащихся подтолкнула к исследованию методов воздействия на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: ежедневное прослушивание музыки, написанной Моцартом, создаст положительный эмоциональный настрой учащихся на учёбу; снизится количество детей, идущих в школу с безразличием и неохотой. Таким образом, мы проверим «эффект Моцарта» относительно детей 1 А класса МБОУ СОШ № 40.
Задача исследования: провести эксперимент по воздействию музыки Вольфганга Амадея Моцарта на учащихся 1 А класса, с последующим оцениванием результатов воздействия на эмоциональный настрой детей.
Методы: изучение литературы по теме «Эффект Моцарта», ежедневное 10 минутное прослушивание аудиозаписи классической музыки, написанной В. А. Моцартом; анкетирование детей и родителей; составление диаграмм.
Научная новизна: Тема новая, т. к. в нашем классе никто не ставил подобных экспериментов. Эксперимент проводился впервые.
Объект исследования: эффект воздействия музыки на эмоциональную составляющую процесса обучения.
Предмет исследования: взаимосвязь музыки и настроения, с которым учащийся идёт в школу.
1
Практическая значимость: данные этого исследования могут использоваться школьными психологами, социальными педагогами, классными руководителями в работе с детьми, испытывающими сложности с адаптацией к школьной жизни. В случае подтверждения положительного эффекта, приём ежедневного прослушивания музыки Моцарта может быть включен в коррекционную работу психологов с «трудными детьми».
Теоретическая значимость: данные этого исследования могут быть добавлены к уже имеющимся данным по этому вопросу, подтверждая или опровергая общее мнение о положительном воздействии «эффекта Моцарта» Могут рассматриваться в ракурсе: возрастных особенностей, территориальных и прочих аспектов.
Цель исследования: доказать положительное воздействие музыки великого композитора 18 века В. А. Моцарта на настроение учеников, с которым они идут в школу.
2
Из биографии В. А. Моцарта.
Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, исполнитель – виртуоз который жил в 18 веке. Дата жизни 1756 – 1791 года. Прожил он всего 35 лет. Написано много портретов великого композитора, из которых мы знаем о его внешности. Родился в городе Зальцбурге (Австрия), первые свои творческие способности проявил уже в 4 года. Вся семья Моцарта была музыкантами. Отец обучил его игре на клавесине, скрипке, органе. В возрасте 6-ти лет Моцарт уже гастролировал в Париже, Мюнхене, Лондоне, в Вене, затем продолжил гастроли в Германии, Нидерландах, Швейцарии. Он покорял всех своей игрой всех.
В свои 7 лет он написал свои первые крупные произведение - сонаты для скрипки и клавесина. Затем он долго жил в Вене, где и умер от болезни. В своём юном возрасте он стал сочинять серьёзные произведения - оперы, симфонии, камерную и хоровую музыку, концертные произведения. За свою жизнь он сочинил более 600 произведений, из них 20 опер, более 10 кантат, 50 симфоний, более 100 сонат и концертов для различных инструментов с оркестром, различные пьесы для оркестра и ансамблей. Знаменитые его произведения такие как оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», симфония №40, «Маленькая ночная серенада», «Реквием».
Вывод: Ещё в раннем детстве Вольфганг Моцарт проявил свои феноменальные способности, которые переросли в великий талант. Его произведения были доступны восприятию любого человека, выделяясь на фоне произведений других композиторов.
3
«Эффект Моцарта» - что это?
О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже дано. А с 90-х годов XX столетия появилась удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг именно музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта (эффект, значит эмоции) До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Но только прослушивание музыки Моцарта заставляет работать практически всю кору головного мозга. Как образно выразились ученые, практически весь мозг светится.
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анжелесского отделения Калифорнийского университета нейролог Марк Боднер использовали сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена («К Элизе») и поп-музыки 30-х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга, связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала практически ВСЕ участки коры головного мозга (в т. ч. и те, которые участвуют в моторной координации, в пространственном мышлении, в зрительном процессе и в высших процессах сознания).
Ученые проводили исследование различной музыки. Например, поп – музыка оказалась на низкой строке, а вот Моцарт занял верх. Так значит в чем смысл эффекта Моцарта? В том, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, нравится она или нет. Даже после 5 минут слушания у людей заметно улучшается внимание, память, сосредоточенность и заметно повышается интеллект. Ведь Моцарт сочинял различную музыку. Для взрослых он сочинял - сонаты, симфонии,
4
оперы, а для детей - серенады, различные шутливые мелодии, ведь первое его сочинение было написано в возрасте 4 лет.
Вывод: «Эффект Моцарта» - научно доказанный положительный эффект, производимый только музыкой Моцарта на кору головного мозга.
5
Эксперимент в 1А классе МБОУ СОШ № 40
В конце апреля – начале мая в 1А классе МБОУ СОШ № 40 был проведён эксперимент по улучшению эмоционального настроя детей на учёбу.
Целью эксперимента было выявить зависимость настроения первоклассников от прослушивания музыки Моцарта. В конце III четверти обучения во время родительского собрания было проведено анкетирование (Приложение 2, 3), целью которого было выявить уровень удовлетворённости качеством обучения. Одним из пунктов анкеты был вопрос о том, с каким настроением дети идут в школу. В ходе анализа анкет выяснилось, что несколько человек из класса идут в школу, не испытывая радости, наоборот, в подавленном настроении или с безразличием (Приложение 3, ).
Чтобы достоверно подойти к этой проблеме, среди учащихся также провели подобное анкетирование (Приложение 4, 5), мнение детей практически совпало с мнением их родителей, что навело на мысль провести эксперимент по прослушиванию музыки Моцарта. Данный эксперимент также позволяет подтвердить или опровергнуть известный «эффект Моцарта». Автор данной работы исследовал литературу по озвученной проблеме, исследовал биографию композитора с целью подтверждения производимого музыкой Моцарта эффекта. Данные в пользу использования именно музыки Вольфганга Моцарта были найдены и эксперимент вступил в силу. Детям перед началом учебного дня предлагались разные произведения Моцарта длительностью 5 – 10 минут. Одно произведение в день. Эксперимент длился 10 дней. По его завершении было проведено контрольное анкетирование детей. Вопрос был поставлен так же, как и в первый раз. Но в этот раз были получены совсем другие результаты: только один человек (Приложение 6) из числа опрошенных в школу пришёл с безразличным настроением, не испытывая радости от общения со сверстниками и от познания нового, не испытывая удовлетворения от
6
ситуаций успеха.
Вывод. Данный эксперимент дал положительный эффект, доказав благотворное влияние музыки Моцарта на настроение детей.
7
Заключение
Таким образом, данное исследование позволило подтвердить благотворное влияние музыки Моцарта на психоэмоциональное состояние школьников, позволило улучшить настроение первоклассников, с которым они идут в школу, что незамедлительно сказывается на уровне умственной деятельности и развитии интеллекта в целом. Делаем вывод, что цель исследования была достигнута.
В следующем году планируется продолжить данный эксперимент, но направить его на более углубленное изучение взаимосвязи успеваемости учащихся с ежедневным прослушиванием музыки великого австрийского композитора В. А. Моцарта.
С практической точки зрения данные этого исследования могут использоваться школьными психологами, социальными педагогами, классными руководителями в работе с детьми, испытывающими сложности с адаптацией к школьной жизни, прослушивание музыки Моцарта может быть включено в коррекционную работу психологов с «трудными детьми».
С теоретической точки зрения данные этого исследования могут быть добавлены к уже имеющимся данным по этому вопросу, подтверждая общее мнение о положительном воздействии «эффекта Моцарта». Могут рассматриваться в ракурсе возрастных особенностей, территориальных и прочих аспектов.
8
Литература
Статья в личном блоге Н. Введенской,2012 г., книга "Эффект Моцарта" Дон Кемпбелл 1999 или 1998, лекция - фильм М. С. Казиник в программе "5 дней" в г. Одесса в 2006г.
Приложения
Приложение 1.
10
Анкета для родителей первоклассников (проводилась в III четверти первого года обучения)
С каким настроением ваш ребёнок чаще всего идёт в школу?
А. Приподнятое
Б. Безразличное
В. Подавленное
Приложение 2.
Приложение 3.
11
Анкета для учащихся.
Обведи букву, рядом с которой написано слово, отражающее твоё настроение, с которым ты чаще всего отправляешься утром в школу:
А. Приподнятое (радостное)
Б. Безразличное (мне всё равно)
В. Подавленное (грустное, безрадостное)
Приложение 4.
Приложение 5 .
12
Анкетирование детей после эксперимента.
Приложение 6.
13
|
|
|