|
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Управление образования и молодежной политики администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Программа
духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
в условиях школы-интерната
Автор:
Заместитель директора по
воспитательной и
профилактической работе
Молчанова В.В.
С.Чернуха
2013 г.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н.И. Пирогов
Введение
Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется. Доказательством актуальности темы служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разное время в разных странах. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании человека как личности, осознавались и ставились в педагогике. В работах исследователей по духовно-нравственному воспитанию Я. А. Каменского, Г. Песталоцци, И. Гербарда, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и многих других мы встречаем понятия «воспитание нравов», «духовное воспитание», «идейно-нравственное воспитание». Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, к школе в целом, привело к изменению психологии обучающихся. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм — на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависят от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа. В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций.
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично. Кроме проблем с воспитанием духовно-нравственных качеств личности, практические и научные исследования, проведенные учёными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.
Все это характерно и для нашего образовательного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. МКСКОУ «Чернухинская школа-интернат» располагается в селе Чернуха Лысковского района Нижегородской области.
Количество обучающихся, воспитанников составляет 114 человек. Это дети из 4 районов области: Лысковского, Спасского, Воротынского, Княгининского. По данным социального паспорта можно привести следующие цифры:
количество детей сирот и детей, лишенных родительского попечения - 13 человек,
опекаемых - 5 человек,
из малообеспеченных семей - ,
из неполных семей - ,
детей-инвалидов -
в интернате проживают – 62 воспитанника.
Все усилия педагогов направлены на социальную адаптацию ребенка, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.
Анализ материалов периодической печати, специальной литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания и образования, вышедшей за последние годы, позволяет сделать вывод о том, что в педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Таким образом, в современной ситуации самой жизнью для нас востребована качественно новая социально-педагогическая концепция деятельности учреждения интернатного типа, содействующая формированию духовно-нравственной личности обучающегося, воспитанника, развитию социальной компетентности его личности, а также его самоопределению в обществе.
Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Цель программы
проектирование и организация необходимых условий, содействующих развитию духовно-нравственных качеств личности, её социальной компетентности, самоопределения в обществе.
Задачи:
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование
Субъективное психо-эмоциональное благополучие обучающихся, воспитанников
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье, обществе
Деятельное отношение к труду
Ответственность за свои дела и поступки
Создание качественно новой воспитательной среды на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, в которую включены все субъекты учебно-воспитательного процесса.
Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся, воспитанников
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии, искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Информационное сопровождение
1.Популяризация достигнутых результатов в реализации программы:
в информационном пространстве через школьный сайт, социально-образовательные сети, статьи в СМИ.
2. Распространение педагогического опыта:
на семинарах,
методических объединениях,
педагогических советах и др.
Психолого-педагогическое сопровождение программы:
семинары,
практикумы,
индивидуальные консультации,
мониторинги,
психолого-педагогические обследования обучающихся, воспитанников и др.
Материально-техническое обеспечение
Совершенствование материально-технической базы для реализации программы (УМК, ТСО, мебель и др.).
Сбор экспонатов для комнаты краеведения.
Развитие социального партнёрства школы-интерната в ходе реализации программы:
Приход Кресто-Воздвиженского храма с. Чернухи
Воскресная школа при Георгиевском храме г. Лысково
Лысковская районная детская библиотека
Детский сад с.Чернуха
Дом престарелых с. Просек Лысковского района
Макарьевско - Желтоводский монастырь
Организация контроля
1.Проведение исследований и мониторингов.
2.Промежуточный мониторинг эффективности реализуемой программы и внесение в неё необходимых корректировок.
3.Итоговый анализ реализации программы.
Принципы духовно-нравственного воспитания
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном
понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям земли Нижегородской).
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Принципы организации занятий
наглядность,
сознательность и активность,
доступность и мера,
научность,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
систематичность и последовательность,
прочность усвоения знаний,
связь теории с практикой обучения и жизнью,
воспитание в процессе обучения;
вариативный подход.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе :
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
беседы,
игры нравственного и духовно-нравственного содержания,
рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,
проведение совместных праздников,
просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,
экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр),
детская благотворительность,
тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей),
постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания,
творческие вечера,
организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Так как любая программа носит деятельный характер, создать данную программу воспитания я предлагаю, опираясь на следующие деятельные направления:
1.Посещение Кресто-Воздвиженского храма с. Чернухи, занятий воскресной школы
2. Цикл этических бесед «О хорошем и плохом поведении», «О ценностях жизни», «Если вы вежливы» и другие.
3. Занятия детских творческих объединений
4. Целенаправленную организацию досуга и развитию творческих способностей через:
рукоделие;
игры;
вечера;
викторины;
обсуждение пословиц и поговорок о качествах человека и т.д.
5. Вовлечение в здоровый образ жизни:
беседы;
уроки-практикумы;
участие в соревнованиях (внутри класса, школы);
спортивные занятия;
знакомство со спортсменами и др.
6. Патриотическое направление через:
вовлечение в КТД школы-интерната;
традиции школы-интерната;
связь с социумом
7. Работа по самообслуживанию – трудовая направленность.
8. Работа по профориентации.
Основные блоки программы
Я и коллектив (1-4 классы)
Цели:
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Я и здоровье (5-7 классы)
Цели:
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся, воспитанников.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Я и Отечество
(через детские творческие объединения «Родничок», «Планета детства», «Соломка»)
Цели:
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
Я – защитник Отечества (8-9 классы)
Цели:
1) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства,
2) Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству
Я и культура
(через детские творческие объединения «Планета детства», «Фантазия», «Соломка», «Веселые затейники»)
Цели:
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Я и семья
Цели:
1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери
Организация работы с родителями
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО);
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии;
визиты домой;
ведение социального паспорта классов, групп, школы-интерната с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
контроль за внеурочной занятостью детей;
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
совместное посещение богослужений;
помощь родителей школе-интернату (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, др.)
Я и школа
(через систему соуправления обучающихся, воспитанников, через уроки по трудовому обучению, занятия ДТО «Хозяин в доме»)
Цели:
1) Формирование у обучающихся, воспитанников осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.
3) Развитие самостоятельности и самоуправления по методике А. Иванова
« Работа в микрогруппах и ЧТД».
Я и планета
(через уроки по трудовому обучению, детские творческие объединения «Природа вокруг нас», «Хозяин в доме», трудовую внеурочную деятельность)
Цели:
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Ожидаемые результаты
Достижение выпускником уровня социальной компетентности, необходимой ему для успешной самостоятельной жизни в обществе.
Направление
деятельности
|
Результаты освоения программы
|
Формы и методы работы
|
1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
|
1 уровень
|
Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой части и формируемой Учреждением.
|
Начальные представления о моральных нормах.
|
2 уровень
|
Беседа, чтение книг, экскурсии, заочные путешествия, тренинг общения.
|
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
|
Уважительное отношение к традиционным российским религиям, опыт социальной и межкультурной коммуникации.
|
Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой и вариативной частей формируемых Учреждением, экскурсии, заочные путешествия.
|
3 уровень
|
Беседы, кл. часы, просмотр уч. фильмов, игровые программы.
|
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
|
Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим.
|
Беседы, кл. часы, общественно-полезные акции, проведение школьных акций «День самоуправления».
|
Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним, выполнение творческих проектов.
|
Семейные праздники, выполнение и презентаций и творческих проектов
совместно с родителями, тематические выставки рисунков.
|
2.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
|
1 уровень
|
Беседа, чтение книг, изучение предметов базовой части и формируемой Учреждением.
|
Начальные представления о Конституции России, государственной символике – Гербе, Флаге Российской Федерации. Организация выставок детских рисунков с государственной символикой.
|
Начальное представление о героических страницах истории России. Организация выставок детских рисунков с государственной символикой.
|
2 уровень
|
Беседа, кл. час, чтение книг, тематические линейки.
|
Знание истории и культуры родного края.
|
Знание важнейших событий в истории нашей страны.
|
Опыт взаимодействия с общественными организациями патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ.
|
Общественно-полезные акции, взаимодействие с социальными партнёрами в реализации проектов.
|
3 уровень
|
Совместная творческая и реабилитационная деятельность в рамках социального партнёрства, с общественностью г. Калинингада.
|
Уважительное отношение к детям и взрослым - представителям разных народов России, их культуре и образу жизни, участие в реализации социальных проектов.
|
Почтительное отношение к ветеранам и военнослужащим, проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности.
|
Просмотр учебных фильмов, беседы, проведение игр, встреча с ветеранами.
|
Уважительное отношение к выпускникам своей школы, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма,.
|
Беседы, встречи с выпускниками, реализация программ профориентации.
|
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду ,жизни
|
1 уровень
|
Экскурсии по микрорайону, городу; на производственные предприятия,
знакомство с различными видами труда,встречи с
представителями разных профессий, использование ИКТ технологий,выставок.
|
Первоначальное представление о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Выполнение тематических презентаций.
|
Первоначальное представление об исторических и
культурологических основах традиционных российских религий.
|
Праздники труда, ярмарки,
конкурсы, посещение музеев,
|
2 уровень
|
Разработка и реализация различных
проектов
Творческие мастерские, трудовые
акции ( субботники, высадка цветов).
|
Уважительное отношение к чужому и своему труду. Реализация проекта «Озеленение школьного двора».
|
3 уровень
|
Дежурство в школьной столовой, дежурство по классу, школе, уборка классного помещения, проведение благотворительных акций
|
Участие в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы – интерната и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования.
|
Умение обслуживать себя в школе и дома. Составление и реализация графика дежурства.
|
Дежурство в школьной столовой, дежурство по классу, школе, работа в ученических комиссиях.
|
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни
|
1 уровень
|
Беседы,
просмотр учебных фильмов, беседы школьного врача,
встречи со спортсменами.
|
Знание основ здорового образа жизни. Организация тематических выставок детских работ.
|
Первоначальное представление о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива)
|
Беседы с педагогами, школьными психологами,
медицинскими работниками, родителями.
|
2, 3 уровень
|
Подвижные игры на перемене, туристические походы, спартакиады, весёлые старты, спортивные секции.
|
Участие в спортивных секциях, спартакиадах, общешкольных мероприятиях «День здоровья».
|
Умение составлять здоровьесберегающий режим дня и контролировать его выполнение.
|
Беседа мед. работника и учителя, чтение книг, изучение предметов базовой части формируемой ОУ, дежурство по классу, школе организация школьного самоуправления.
|
Умение следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела.Участие в программе о правильном питании. Выпуск стенгазет.
|
Беседа мед. работника и учителя, чтение книг, изучение предметов базовой части формируемой ОУ, участие в общешкольных организации и проведении общешкольных мероприятий, тематических недель.
|
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
|
1 уровень
|
Экскурсии, прогулки, туристические походы по родному краю.
|
Первоначальное представление эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. Выпуск фотоальбома.
|
2 уровень
|
Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, беседы, просмотр учебных фильмов.
|
Уважительное отношение к традициям этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормам экологической этики.
|
3 уровень
|
Экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных
территорий от мусора, подкормка птиц;участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
посильное участие в деятельности детско-юношеской
общественной
экологической организации «Секреты природы».
|
Реализация коллективных природоохранных проектов, посильное участие в деятельности детско-юношеской общественной экологической организации «Секреты природы».
|
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
|
1 уровень
|
Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, встречи с представителями творческих профессий, экскурсии
на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты
современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей,
знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках,
по репродукциям, учебным фильмам.
|
Первоначальные представление об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, уважительное отношение к культуре народов России. Организация тематических выставок рисунков, изготовление поделок.
|
Первоначальное представление о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.
|
Беседы с педагогом, заочное путешествие в мир моды, изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин
|
2 уровень
|
Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,
посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки,
художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок,
фестивалей народного творчества, тематических выставок.
|
Знание традиций художественной культуры родного края, участие в музыкальных и художественных конкурсах.
|
Умение видеть прекрасное в окружающем мире
|
Участие в творческих конкурсах, беседы, экскурсии,
изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, просмотр учебных и художественных фильмов о природе.
|
Умение понимать красоту окружающего мира через художественные образы.
|
Беседы, экскурсии,
изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин.
|
|
3 уровень
|
|
Умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества, выставках творческих работ.
|
Изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин, ДТО дополнительного образования, организация и проведение творческих мероприятий.
|
Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, выставка творческих
|
Выставки семейного художественного творчества,
|
Участие в художественном оформлении помещений. Выставки фотографий и рисунков.
|
Выставки фотографий и рисунков, конкурсы на лучшее оформление кабинетов к праздникам
|
В ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, воспитанников будут выработаны ключевые компетенции.
В плане самостоятельной познавательной деятельности:
· понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций;
· проявление интереса к изучению истории Отечества;
· проявление уважения к законности;
· расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому;
· самовыражение в различных видах познавательной деятельности.
В социально-трудовой сфере:
· умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;
· восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;
· воспитание уважения к труду, человеку труда.
В коммуникативной сфере:
· овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками ;
· общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;
· умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;
· умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими обучающимися, воспитанниками;
· умение слушать и понимать позицию другого человека.
В культурно-досуговой сфере:
· укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах.
В гражданско-правовой сфере:
· начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации;
· положительная тенденция нравственного развития;
· становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью;
· духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом;
· формирование психологической и интеллектуальной готовности к личностному самоопределению.
Воспитательные подпрограммы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников
1. «Формирование детского коллектива» - 1-4 кл. класс
2. «Я- здоровый человек!» - 5-7 класс
3. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ОУ: «Планета детства», «Родничок», «Хозяин в доме», «Волшебная кисть», «Соломка», «Природа вокруг нас».
Средства управления воспитательным процессом
Наличие научной, методической и художественной литературы, педагогических изданий о духовно-нравственном воспитании детей.
Планы воспитательной работы (общешкольный, классные, групповые).
Методические разработки педагогов.
Документация педагога-воспитателя, классного руководителя.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Закон РФ "Об образовании" № 273-ФЗ (2013 г.)
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.
Литература
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условия. Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12
Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.
Титова Е. В. Если знать, как действовать. М., Просвещение, 1993 .
Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа, 1993.
Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.
Выготский П.С., Соколова Н.Д., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Интернет-ресурсы
|
|
|