|
Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики
Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики
Учитель МОУ «СОШ №20»
Н.И.Конончук
Выступление на педагогическом совете МОУ «СОШ №20»
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.
Чем личностно-ориентированный подход отличается от традиционных подходов, прежде всего от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, т.е. предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д., то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
- индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
- субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Мечтой большинства педагогических коллективов и моей как учителя
является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей
каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В этой
связи мною предприняты действия по преобразованию авторитарного
процесса обучения и воспитания в процесс сотрудничества учителя и
ученика по самообразованию, саморазвитию каждого школьника. Этому
способствуют идеи личностно ориентированного подхода как методологической ориентации педагогической деятельности.
Основная цель моей работы – создание необходимых условий
содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению
математики, физики на основе раскрытия их индивидуального потенциала.
Основные задачи личностно ориентированного обучения,
реализуемые мною на уроках математики:
1. инициирование развития субъектного опыта ученика;
2. раскрытие субъектных ценностей учащихся и их использование в качестве
мотивационных механизмов;
3. содействие реализации личностной познавательной траектории
обучаемых в процессе изучения математики.
Основные способы достижения поставленной цели:
использование разнообразных форм и методов организации
учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный
опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в
работе класса;
стимулирование учащихся к высказыванию, использованию
различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,
получить не правильный ответ и т.п.;
использование в ходе урока дидактического материала,
позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него
вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату
(правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы
(решения задач), анализировать способы работы других учении
ков в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на уроке,
позволяющих каждому ученику проявлять инициативу,
самостоятельность, избирательность в способах работы;
при задании на дом называется не только тема и объем задания,
но подробно разъясняется, как следует рационально организовать
свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
В своем опыте процесс обучения математике я осуществляю,
учитывая возрастные особенности: в начальном звене (5-7 классы) акцент
делаю на игровую образовательную технологию, с целью привития
учащимся познавательного интереса к предмету. В основу обучения
среднего звена (8-9 классы) входит дифференцированный подход,
который способствует дальнейшему развитию учащихся высокого уровня
с обязательным овладением минимума знаний по математике всеми
учащимися. Обучение старшего звена (10-11 классы) основывается на
образовательной технологии проблемного обучения, которое
способствует развитию исследовательской деятельности и творческого
мышления каждого ученика.
Опираясь на тезис И.С.Якиманской: «Каждому ребенку для развития и
самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики я
предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных
заданий; использую нетрадиционные формы групповых и индивидуальных
занятий в целях активизации творчества детей; создаю условия для
творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю
ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
организую занятия в малых группах на основе диалога.
В своей практике профессиональной деятельности я стремлюсь удовлетворить потребности и интересы моих учеников; прилагаю основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств; стараюсь перераспределить субъектные полномочия в учебно-воспитательном процессе, способствующие преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Без проблемной составляющей урока личностно ориентированного
образования не бывает. В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, при структурировании лично
ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую
проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам
необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих
решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение
каждого, выполнить самоанализ правильности решения. На уроках математики мои ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске. Система познавательных задач, охватывающих все или почти все этапы проблемного движения к знанию и сочетающихся с комментированием, дискуссией, эвристической беседой. В старших классах я традиционно включаю в урок математики систему самостоятельных работ исследовательского характера.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике изхожу из следующих позиций:
- использую естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
- вокруг ученика «выстраиваю окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;
- обучение строиться с использованием всех сенсорных систем восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
- постоянно создаю смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);
- стараюсь обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
- обучение строится с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
- большое внимание уделяю качественным задачам;
- использую различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
- постоянно мотивирую ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулирую ее осуществление;
- проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;
- расширение спектра личностного выбора ученика;
- стараюсь способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Работа над проблемой использования личностно ориентированного
подхода в обучении математике и физике дает свои положительные результаты. Прежде всего это результаты ЕГЭ по математике и физике.
Литература
1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996
5. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.
|
|
|