Главная страница

Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики


Скачать 90.44 Kb.
Название Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики
Дата 06.03.2016
Размер 90.44 Kb.
Тип Документы



Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании на уроках математики и физики

Учитель МОУ «СОШ №20»

Н.И.Конончук

Выступление на педагогическом совете МОУ «СОШ №20»

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

Чем личностно-ориентированный подход отличается от традиционных подходов, прежде всего от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, т.е. предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д., то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка — освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго — с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

- индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Мечтой большинства педагогических коллективов и моей как учителя

является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей

каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. В этой

связи мною предприняты действия по преобразованию авторитарного

процесса обучения и воспитания в процесс сотрудничества учителя и

ученика по самообразованию, саморазвитию каждого школьника. Этому

способствуют идеи личностно ориентированного подхода как методологической ориентации педагогической деятельности.

Основная цель моей работы – создание необходимых условий

содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению

математики, физики на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

Основные задачи личностно ориентированного обучения,

реализуемые мною на уроках математики:

1. инициирование развития субъектного опыта ученика;

2. раскрытие субъектных ценностей учащихся и их использование в качестве

мотивационных механизмов;

3. содействие реализации личностной познавательной траектории

обучаемых в процессе изучения математики.

Основные способы достижения поставленной цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации

учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный

опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в

работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказыванию, использованию

различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,

получить не правильный ответ и т.п.;

  • использование в ходе урока дидактического материала,

позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него

вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату

(правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение стремления ученика находить свой способ работы

(решения задач), анализировать способы работы других учении

ков в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке,

позволяющих каждому ученику проявлять инициативу,

самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • при задании на дом называется не только тема и объем задания,

но подробно разъясняется, как следует рационально организовать

свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В своем опыте процесс обучения математике я осуществляю,

учитывая возрастные особенности: в начальном звене (5-7 классы) акцент

делаю на игровую образовательную технологию, с целью привития

учащимся познавательного интереса к предмету. В основу обучения

среднего звена (8-9 классы) входит дифференцированный подход,

который способствует дальнейшему развитию учащихся высокого уровня

с обязательным овладением минимума знаний по математике всеми

учащимися. Обучение старшего звена (10-11 классы) основывается на

образовательной технологии проблемного обучения, которое

способствует развитию исследовательской деятельности и творческого

мышления каждого ученика.

Опираясь на тезис И.С.Якиманской: «Каждому ребенку для развития и

самореализации нужна образовательная среда», на уроках математики я

предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных

заданий; использую нетрадиционные формы групповых и индивидуальных

занятий в целях активизации творчества детей; создаю условия для

творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; побуждаю

ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

организую занятия в малых группах на основе диалога.

В своей практике профессиональной деятельности я стремлюсь удовлетворить потребности и интересы моих учеников; прилагаю основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств; стараюсь перераспределить субъектные полномочия в учебно-воспитательном процессе, способствующие преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.

Без проблемной составляющей урока личностно ориентированного

образования не бывает. В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, при структурировании лично

ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую

проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам

необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих

решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение

каждого, выполнить самоанализ правильности решения. На уроках математики мои ученики пытаются проявить себя в активной позиции в познавательном поиске. Система познавательных задач, охватывающих все или почти все этапы проблемного движения к знанию и сочетающихся с комментированием, дискуссией, эвристической беседой. В старших классах я традиционно включаю в урок математики систему самостоятельных работ исследовательского характера.

Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике изхожу из следующих позиций:

- использую естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;

- вокруг ученика «выстраиваю окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни;

- обучение строиться с использованием всех сенсорных систем восприятия: «вижу» - «слышу» - «чувствую»;

- постоянно создаю смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления);

- стараюсь обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;

- обучение строится с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;

- большое внимание уделяю качественным задачам;

- использую различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;

- постоянно мотивирую ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулирую ее осуществление;

- проведение специальных занятий (викторин, КВН, конференций), посвященных широкой интеграции знаний;

- расширение спектра личностного выбора ученика;

- стараюсь способствовать развитию позитивной «Я-концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.

Работа над проблемой использования личностно ориентированного

подхода в обучении математике и физике дает свои положительные результаты. Прежде всего это результаты ЕГЭ по математике и физике.

Литература

1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996

5. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2003.