Главная страница

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Составитель


Скачать 112.17 Kb.
Название Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Составитель
Белишева Наталья Васильевна
Дата 13.03.2016
Размер 112.17 Kb.
Тип Программа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 10 муниципального образования Каневской район

ПРОГРАММА

дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)


Составитель:

Белишева Наталья Васильевна,

педагог дополнительного образования

Ст. Каневская

2015 год

1.Пояснительная записка.

Актуальность.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

Данная программа кружка «Народная игрушка» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.

2. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.

Задачи:
Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;

  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;

  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

  • формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.


Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

  • формировать эстетический и художественный вкус;

  • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;

  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

  • прививать основы культуры труда;

  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.


3. Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций, образцов кукол;

  • показ;

  • объяснение;

  • наблюдение;

  • импровизации;

  • чтение художественных произведений;

  • рассказ педагога и рассказы детей;

  • сочинение историй;

  • анализ и самоанализ.

Используемый материал:

  • ткань разной фактуры, тесьма, ленты;

  • нитки мулине, шерстяные нитки;

  • разнообразные бусины, бисер;

  • деревянные шпажки;

  • вата, синтепон.


Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, защиты проектов, участие в конкурсах, выставках, мастер-классах.
4. Структура программы.
Программа рассчитана на один учебный год. Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю. Всего занятий в год – 36.

Режим образовательной деятельности: При наполняемости группы 20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 5 детей.

Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе.
5. Адресат. Дети старшего дошкольного возраста.
6. В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны

знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками;

уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.

владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.

 

Тематический план программы на один учебный год.




Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов


Характеристика деятельности обучающихся

теория

практика

1

Введение в учебный курс. Инструктаж ТБ.

Основы рукоделия.

4

1

3

Соблюдать правила ТБ при работе с ножницами и иголками. Освоить вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, вырезывание деталей кроя из ткани, выполнение сметочного шва, пришивание пуговиц.

2

Народная кукла-вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения.

1

1




Ознакомить с историей народной куклы, ее значимостью и сущностью, посетить музей детского сада.

3

Техника изготовления жгутиковых кукол.


4






4


Осваивать технику выполнения жгутиковых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

4

Техника изготовления кукол на основе скрутки.

4




4

Осваивать технику изготовления кукол на основе скрутки. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

5

Техника изготовления узловых кукол.

4




4

Осваивать технику выполнения узловых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

6

Выставка работ.

«Куклы из бабушкиного сундука»

1

1




Закрепить знания названий и предназначений кукол, способы их изготовления.

7

Крестообразные обрядовые куклы.

3




3

Осваивать технику изготовления крестообразных кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.


8

Игровые куклы.


5




5

Осваивать технику изготовления игровых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.


9

Обрядовые куклы.


6




6

Осваивать технику изготовления обрядовых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

10

Обереговые куклы.


3




3

Осваивать технику изготовления обереговых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.

11

Мастер-класс для родителей «Моя любимая кукла».

1




1

Демонстрация полученных знаний и умений. Упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.





Итого:

36

3

33





Календарно – тематическое планирование занятий




дата

Тема занятия

1 неделя

«Путешествие в страну рукоделия».

Введение в учебный курс. ТБ.

2 неделя

«Умелая иголочка»

3 неделя

«Лоскутные картины»

4 неделя

« Веселые пуговички»

5 неделя

«Куклы из бабушкиного сундучка».

6 неделя

Жгутиковые куклы: Кувадки.

7 неделя

Солнечный конь

8 неделя

Клоун.

9 неделя

Кукла Маняша.

10 неделя

Куклы на основе скрутки: Пеленашка.

11 неделя

Кукла-скрутка.

12 неделя

Домовушка.

13 неделя

Отдарок на подарок.

14 неделя

Утешница.

15 неделя

Узелковые куклы: «Бессонница».

16 неделя

Вепсская кукла.

17 неделя

Ангелочек.

18 неделя

Выставка работ «Куклы из бабушкиного сундучка».

19 неделя

Крестообразные куклы: Крестец.

20 неделя

Параскева.

21 неделя

Кулачник.

22 неделя

Игровые куклы: Хороводница.

23 неделя

Барыня.

24 неделя

Малышек-голышек.

25 неделя

Зайчик на пальчик.

26 неделя

Бабочка.

27 неделя

Обрядовые куклы: Мартинички.

28 неделя

Масленница.

29 неделя

Желанница.

30 неделя

Птичка.

31 неделя

Купавка.

32 неделя

Веснянка

33 неделя

Обереговые куклы: Колокольчик.

34 неделя

Покосница.

35 неделя

День и ночь

36 неделя

«Моя любимая кукла»- мастер-класс для родителей.


7. Методическое обеспечение
Образовательная деятельность проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, образцы кукол, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит дошкольников с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущим инструментами.
8. Список литературы для педагога

1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.

2.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др.

3. Концепция художественного образования в Российской Федерации.

4. Марьина. Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

5. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - №

6. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.

7. Румянцева. Е. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г.

8. Сборник нормативных документов для начальной школы. – М., 2007.

9. Терешкевич.Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. –Р-н-Д.: «Феникс». 2004г.
Список литературы для дошкольников

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.

2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.

4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.
Интернет-ресурсы

1.Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3.Открытый класс - http://www.openclass.ru/

4.Педсовет - http://pedsovet.org/

5.Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/

6.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www. festival.1september.ru

7.Учительский портал - http://www.uchportal.ru/

8.Завуч-инфо www.zavuch.info/ http://uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79

9.Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/

10.Творчество для детей и взрослых - www.stranamasterov.ru