|
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Составитель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 10 муниципального образования Каневской район
ПРОГРАММА
дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет)
Составитель:
Белишева Наталья Васильевна,
педагог дополнительного образования
Ст. Каневская
2015 год
1.Пояснительная записка.
Актуальность.
В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.
Данная программа кружка «Народная игрушка» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих способностей детей.
Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».
В программе реализуется системно-деятельностный подход через включение детей в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре.
2. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с традициями русского народа;
-
познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.
Развивающие:
способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
формировать эстетический и художественный вкус;
-
побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
прививать основы культуры труда;
способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
3. Формы и методы работы.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
показ;
объяснение;
наблюдение;
импровизации;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога и рассказы детей;
сочинение историй;
анализ и самоанализ.
Используемый материал:
ткань разной фактуры, тесьма, ленты;
нитки мулине, шерстяные нитки;
разнообразные бусины, бисер;
деревянные шпажки;
вата, синтепон.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, защиты проектов, участие в конкурсах, выставках, мастер-классах.
4. Структура программы.
Программа рассчитана на один учебный год. Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю. Всего занятий в год – 36.
Режим образовательной деятельности: При наполняемости группы 20 детей образовательная деятельность кружка проводятся 2 раза в неделю, по 10 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 5 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 5 детей.
Дни образовательной деятельности кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в старшей группе, 30 минут - в подготовительной группе.
5. Адресат. Дети старшего дошкольного возраста.
6. В результате проведенной работы к концу учебного года дети должны
знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками;
уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом.
владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол.
Тематический план программы на один учебный год.
№
|
Наименование разделов,
блоков, тем
|
Всего, час
|
Количество часов
|
Характеристика деятельности обучающихся
|
теория
|
практика
|
1
|
Введение в учебный курс. Инструктаж ТБ.
Основы рукоделия.
|
4
|
1
|
3
|
Соблюдать правила ТБ при работе с ножницами и иголками. Освоить вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, вырезывание деталей кроя из ткани, выполнение сметочного шва, пришивание пуговиц.
|
2
|
Народная кукла-вид декоративно-прикладного искусства. История возникновения.
|
1
|
1
|
|
Ознакомить с историей народной куклы, ее значимостью и сущностью, посетить музей детского сада.
|
3
|
Техника изготовления жгутиковых кукол.
|
4
|
|
4
|
Осваивать технику выполнения жгутиковых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
|
4
|
Техника изготовления кукол на основе скрутки.
|
4
|
|
4
|
Осваивать технику изготовления кукол на основе скрутки. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
|
5
|
Техника изготовления узловых кукол.
|
4
|
|
4
|
Осваивать технику выполнения узловых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
|
6
|
Выставка работ.
«Куклы из бабушкиного сундука»
|
1
|
1
|
|
Закрепить знания названий и предназначений кукол, способы их изготовления.
|
7
|
Крестообразные обрядовые куклы.
|
3
|
|
3
|
Осваивать технику изготовления крестообразных кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
|
8
|
Игровые куклы.
|
5
|
|
5
|
Осваивать технику изготовления игровых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
|
9
|
Обрядовые куклы.
|
6
|
|
6
|
Осваивать технику изготовления обрядовых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
|
10
|
Обереговые куклы.
|
3
|
|
3
|
Осваивать технику изготовления обереговых кукол. Соблюдать технику безопасности при выполнении работы.
|
11
|
Мастер-класс для родителей «Моя любимая кукла».
|
1
|
|
1
|
Демонстрация полученных знаний и умений. Упражнять в изготовлении кукол, в украшении изделий, развивать память, фантазию, творчество.
|
|
Итого:
|
36
|
3
|
33
|
|
Календарно – тематическое планирование занятий
№
дата
|
Тема занятия
|
1 неделя
|
«Путешествие в страну рукоделия».
Введение в учебный курс. ТБ.
|
2 неделя
|
«Умелая иголочка»
|
3 неделя
|
«Лоскутные картины»
|
4 неделя
|
« Веселые пуговички»
|
5 неделя
|
«Куклы из бабушкиного сундучка».
|
6 неделя
|
Жгутиковые куклы: Кувадки.
|
7 неделя
|
Солнечный конь
|
8 неделя
|
Клоун.
|
9 неделя
|
Кукла Маняша.
|
10 неделя
|
Куклы на основе скрутки: Пеленашка.
|
11 неделя
|
Кукла-скрутка.
|
12 неделя
|
Домовушка.
|
13 неделя
|
Отдарок на подарок.
|
14 неделя
|
Утешница.
|
15 неделя
|
Узелковые куклы: «Бессонница».
|
16 неделя
|
Вепсская кукла.
|
17 неделя
|
Ангелочек.
|
18 неделя
|
Выставка работ «Куклы из бабушкиного сундучка».
|
19 неделя
|
Крестообразные куклы: Крестец.
|
20 неделя
|
Параскева.
|
21 неделя
|
Кулачник.
|
22 неделя
|
Игровые куклы: Хороводница.
|
23 неделя
|
Барыня.
|
24 неделя
|
Малышек-голышек.
|
25 неделя
|
Зайчик на пальчик.
|
26 неделя
|
Бабочка.
|
27 неделя
|
Обрядовые куклы: Мартинички.
|
28 неделя
|
Масленница.
|
29 неделя
|
Желанница.
|
30 неделя
|
Птичка.
|
31 неделя
|
Купавка.
|
32 неделя
|
Веснянка
|
33 неделя
|
Обереговые куклы: Колокольчик.
|
34 неделя
|
Покосница.
|
35 неделя
|
День и ночь
|
36 неделя
|
«Моя любимая кукла»- мастер-класс для родителей.
|
7. Методическое обеспечение
Образовательная деятельность проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, образцы кукол, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит дошкольников с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущим инструментами.
8. Список литературы для педагога
1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
2.Женские журналы по рукоделию: «Ручная работа», «Валентина», «Диана», «Лиза» и др.
3. Концепция художественного образования в Российской Федерации.
4. Марьина. Ю. Коллажи и панно. -М.: «Ниола 21-й век», 2005г.
5. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - №
6. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.
7. Румянцева. Е. Украшения для девочек. -М.: «Айрис-Пресс»,2006г.
8. Сборник нормативных документов для начальной школы. – М., 2007.
9. Терешкевич.Т. Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи. –Р-н-Д.: «Феникс». 2004г.
Список литературы для дошкольников
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.
2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.
4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.
Интернет-ресурсы
1.Архив учебных программ - http://www.rusedu.ru/member3995.html
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3.Открытый класс - http://www.openclass.ru/
4.Педсовет - http://pedsovet.org/
5.Сайт творчески работающих учителей - http://www.it-n.ru/
6.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www. festival.1september.ru
7.Учительский портал - http://www.uchportal.ru/
8.Завуч-инфо www.zavuch.info/ http://uchitelu.net/media/results/taxonomy%3A560.16%2C79
9.Дом – полная чаша - http://dompolnajachasa.at.ua/
10.Творчество для детей и взрослых - www.stranamasterov.ru
|
|
|