|
Родительское собрание
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ВЫ ТОЧНО ЗНАЕТЕ, ГДЕ ВАШИ ДЕТИ?»
Цели:
Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме проведения свободного времени современного подростка.
Показать роль родителей в разумной организации свободного времени подростков.
Формировать активную педагогическую позицию родителей.
Участники: родители, классный руководитель, социальный педагог; приглашенные специалисты: врач-нарколог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый милиционер, детский врач, психолог и др..
Предварительная работа:
В целях активизации работы родителей на родительском собрании классным руководителям предлагаем использовать презентацию по данной теме (приложение электронной версии).
Анкетирование учащихся и родителей (приложение 1,2).
Обработка анкет и интерпретация результатов проводится социальным педагогом. По результатам обработки анкет вычерчиваются диаграммы.
Подготовка приглашений родителям на собрание (готовит группа учащихся под руководством классного руководителя).
Оформление, оборудование и инвентарь.
«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает».
(Л.А. Сенека)
Результаты анкетирования учащихся оформляются в виде диаграмм, на бумажном или электронном носителе (презентация).
Готовятся ксерокопии плана общественной жизни класса на очередной период (планы на каждый стол готовит актив класса по решению классного собрания).
Столы и стулья расставляются для групповой работы родителей или по кругу.
Ход собрания.
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о свободном времени ваших детей. В наше время, когда родителям часто бывает некогда проводить время с детьми, так как приходится много времени проводить на работе, чтобы обеспечить семью, дети предоставлены сами себе. Очень хорошо, когда у родителей есть время на общение с ребёнком: гулять, заниматься спортом, просто беседовать дома со своей дочерью или сыном. Очень часто в подростковом возрасте ребёнку хочется вырваться из дома, больше времени проводить на улице с друзьями. Современная улица, бесконтрольное времяпровождение, незанятость подростков являются факторами, которые могут спровоцировать противоправное поведение наших детей: курение, употребление пива и алкоголя, хулиганские действия и т.д. Статистические данные УВД по области свидетельствуют о том, что за 10 месяцев 2007 года несовершеннолетними совершено 741 преступление (428 -кражи, 92 - грабежи, 18 - разбои, 32 - неправомерное завладение транспортным средством и т. д.) и около 5 тысяч административных правонарушений, из которых 70 % связано с употреблением спиртных и алкогольных напитков, 15 % - с мелким хулиганством, 6 % - с употреблением наркотических и психотропных веществ. Более 60 % преступлений и административных правонарушений совершено после 23-00 часов. Как показывает практика, данные преступления можно было бы предотвратить при соответствующем контроле родителей за воспитанием и поведением детей. В Белгородской области принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на снижение уровня правонарушений несовершеннолетних, привлечение родительской общественности к проблемам воспитания несовершеннолетних: закон Белгородской области от 13 декабря 2000 года № 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области», закон области от 31 января 2005 года № 176 «Об ответственности родителей за воспитание детей», закон области от 4 июля 2002 года № 53 «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области (ст. 6.7 закона «Не обеспечение безопасности ребенка в общественных местах»).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, факультативов, спортивных секций?
Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа учащимся?
Каковы причины вступления ребят в группировки?
Знакомы ли Вы с друзьями вашего ребёнка?
Просит ли Вас ваш ребёнок провести с ним свободное время?
Что можете сделать вы, взрослые, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию?
Как помочь ребёнку организовать свободное время?
Прежде чем мы начнем работу, я предлагаю вам написать свое имя отчество на бейджах и прикрепить их у себя . Спасибо!
А сейчас теснее встаньте в круг. Вытяните руки вперед. У меня в руках мяч. Давайте не дадим ему упасть, пусть он прокатится по нашим ладошкам. Хорошо. А теперь в другую сторону. Спасибо. Давайте сядем. Скажите, что вы почувствовали, выполняя это упражнение? Попрошу каждого сказать хотя бы одно предложение. (Родители высказываются по кругу).
Для эффективной работы нам необходимо разработать правила работы (родители формулируют пункты правила):
Правила работы
(пример)
Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
У нас нет зрителей, работают все.
Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.
Доверьтесь нам как друзьям, поверьте нам как специалистам, так как, готовясь к собранию, мы перелистали большое количество педагогической литературы, искали информацию с поправкой на сегодня.
Принимаем правила? Давайте работать.
«Только время ускользающее и текущее, дала нам природа во владение, но и его, кто хочет, тот и отнимает».
(Л.А.Сенека)
Вы видите перед собой удивительное по точности замечание древнего мудреца Сенеки о времени, которое проживает по-своему каждый из нас: и мы, взрослые, и наши дети. Тот же Сенека советовал «Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». Это касается не столько нас с вами, сколько наших которые вступили в сложную пору отрочества. Для них умение сегодня организовать свое свободное время - завтрашний характер, а значит - судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.
Условия проведения детьми своего свободного времени последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор. Родители много времени проводят на работе, иногда много времени отнимают поездки к месту работы. В результате непосредственные контакты детей и взрослых сводятся к минимуму. Если раньше при посещении друг друга семьями взрослые не только общались с детьми, но и организовывали совместные прогулки и игры, то сегодня картина иная. Даже в застолье, в то время, как взрослые выпивают в одной компании, дети (даже младшего возраста) веселятся на своей «лимонадной» вечеринке в другой.
Вопрос для обсуждения с родителями
1.Знаете ли Вы, как ваш ребёнок проводит свободное время?
Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменилось во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми. Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор и компьютер. Давайте рассмотрим плюсы и минусы телевидения и компьютера в свободном времени детей.
ВЫВОД: родители должны быть в курсе, ненавязчиво контролировать ребёнка (пример).
Вопрос для обсуждения с родителями
2.Почему современные дети не любят читать?
У современного ребёнка наблюдается отсутствие желания читать, хотя чтение книг полезно: развивается интеллект, воображение, логическое мышление.
Необходимо заинтересовать ребёнка так, чтобы он уделял время чтению книг. Например, воздействовать собственным примером. Ведь очень часто в семьях, где родители не читают, ребёнок не берёт в руки художественную литературу.
Вопрос для обсуждения с родителями
3.Поощряете ли Вы посещение вашими детьми кружков, факультативов, спортивных секций?
У каждого ребёнка есть заветные желания и мечты, которые должны воплотиться в жизнь. Общение с людьми и реализация своих желаний развивает у человека чувство собственного достоинства и самоуважения (желание нравиться, желание быть кому-то необходимым и нужным, желание быть известным, желание общаться с интересными людьми). Хочу отметить, что удовлетворить чувство общения можно не только в антиобщественных молодёжных группировках, ни ив школьном, спортивном, творческом коллективе, в дружбе со своими одноклассниками. Поэтому, уважаемые родители, вам необходимо поощрять желание ваших детей посещать какие-либо кружки, спортивные секции. Если вы видите, что ваш сын тянется, к примеру, к футболу, помогите ему вступить в футбольный клуб. Если ваша дочь тянется к музыке, отведите её в музыкальную школу. Очень часто в практике наблюдается пример того, что родители ставят учёбу в школе превыше всего. То, что родители контролируют ребёнка в учёбе - это, конечно, хорошо. Но родители допускают ошибку, если запрещают своему ребёнку посещать, к примеру, спортивный клуб за полученную «двойку». Если ребёнок не может реализоваться в учёбе, пусть он найдёт себя в другом деле.
Вопрос для обсуждения с родителями
4.Знаете ли Вы, какие кружки, факультативы и спортивные секции предлагает наша школа и учреждения дополнительного образования учащимся?
(перечень услуг дополнительного образования)
Если ребенку нечем заняться он «болтается» на улице, что может привести к правонарушениям или вовлечением ребёнка в антиобщественную группировку.
Вопрос для обсуждения с родителями
5.Каковы причины вступления ребят в группировки?
Но для начала я зачитаю рассказ о девочке, которая попала в «плохую» компанию. «Маша – ученица 8-го класса – была очень одинока. Мама с папой постоянно были на работе, были заняты зарабатыванием денег, стремились к материальному достатку. С девочкой родители мало общались, не интересовались её внутренним миром. Им казалось, что воспитание ребёнка ограничивается тем, что дочка должна быть хорошо одета, обута и т.д. Маше казалось, что родные в семье её не любят, а она мечтала иметь подруг, друзей, чтобы её окружали люди, уважающие и любящие её. Маша была очень обрадована, когда девочки пригласили её в свою компанию. Наконец-то у неё будут настоящие друзья! Маша знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, весёлые, ничего не боялись, такие смелые, независимые.
Когда Маша пришла на место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать всё, что её попросят, «проявить» себя. Маша была готова на всё, только бы её приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание: на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определённых подростков. Маша сочла это задание пустяковым и с готовностью выполнила его, после чего она была официально принята в члены этой компании. Машиной радости не было предела.
Наконец-то свершилось то, о чём она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, иногда выпивали, посещали дискотеки, несколько раз отбирали деньги у младших, писали непристойные слова на лестничных клетках и т.д.» Можно только представить, что может произойти дальше: и алкоголь, и, возможно, появятся наркотики. Уважаемые родители! Можем ли мы обвинять только девочку, в том, что она попала в плохую компанию?
ЗАПИСЬ на доске:
Давление
Угрозы
Запугивание
Подражание
Желание казаться взрослее
Быть нужным в «коллективе»
Чувство одиночества
Таких причин попадания подростков в антиобщественную группировку, как давление, угрозы, запугивание можно избежать, если:
родители знают, с кем общается сын или дочь;
если у родителей и детей откровенные взаимоотношения, и ребёнок может поделиться с родными своими проблемами.
Такой причины попадания в антиобщественную группировку, как чувство одиночества, можно тоже избежать, если в семье ребёнку комфортно и хорошо.
Казаться взрослее, быть нужным ребёнок может и в семье. В любом возрасте ребёнку можно давать различные поручения, но необходимо не забывать и хвалить, поощрять ребёнка после выполнения дела.
Последствия участия ребёнка в антиобщественной группировке могут быть самые плачевные. Это и грабёж, разбой, употребление и распространение наркотиков, распитие спиртных напитков и т.д. Всё, что делает группировка, может являться нарушением закона.
Я хочу обратить ваше внимание, уважаемые родители, на то, что в критической ситуации ребёнок не всегда обращается за помощью к родным и родителям. Причины могут быть разнообразные. Часто бывает так, что сами взрослые отталкивают своего сына или дочь.
НАПРИМЕР:
непонимание взрослыми проблем ребёнка;
критика со стороны родителей в адрес подростка, ругань, крики;
растерянность подростка, отсутствие конструктивной помощи родителей;
поток обвинений со стороны взрослых.
Уважаемые родители! Давайте с вами выработаем меры, которые бы предупредили попадание ребёнка в антиобщественную группировку.
Что можете сделать вы, взрослые, чтобы ваш сын или дочь не попали в плохую компанию? (работа в малых группах по разработке мер)
Меры, предупреждающие попадание ребёнка в антиобщественную группировку:
Родители должны стараться общаться с ребёнком так, чтобы он доверял им, открывался в своих проблемах;
Родителей и ребёнка должен объединять не только совместный труд, но и совместные увлечения и праздники.
Родители должны поощрять посещение ребёнком учреждений дополнительного образования;
Родители должны контролировать увлечения ребёнка, с кем общается их ребёнок;
Дома родители должны создавать ребёнку «ситуацию успеха», чтобы он чувствовал собственную значимость;
-
Исключить в общении с сыном или дочерью ругань, крики, скандалы, критику и т.д.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: по мнению детей
Моё свободное время - это общение с друзьями, это возможность совершенствовать собственную личность, собственный потенциал.
Я мечтаю, что с родителями я буду:
…проводить больше свободного времени;
…отравлюсь в путешествие;
…чаще бывать на природе;
…организую своё дело (по мнению детей)
РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
Поощрять посещение ребёнком дополнительных занятий (кружки, секции, факультативы).
Привлекать ребёнка к чтению книг.
Контролировать ненавязчиво, как проводит свободное время ребёнок.
Родителям находить время, чтобы проводить его с ребёнком.
Привлекать ребёнка к домашним делам, к собственным увлечениям.
Опираться на сильные стороны ребёнка, избегать подчёркивания промахов ребёнка.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
Литература
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., 1993.
Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания. Хрестоматия для родителей. М., 1998.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
Макаренко А.С. Книга для родителей. М.. 1987.
Рабочая книга социального педагога. ЧастьII: Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования/Под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1995.
Смирнова Е.Э. Курлов В.Ф. Мир ребенка: Некоторые черты школьной жизни. СПб., 1997.
Фром А. Азбука для родителей. М., 1994.
|
|
|