|
Памятка для родителей Составила: учитель-логопед Кудрявцева Э. Н
Как научить детей писать грамотно
Памятка для родителей
Составила: учитель-логопед Кудрявцева Э.Н.
Становление осознанного отношения к письму нужно начинать в период обучения грамоте, когда ребенок начинает писать. Важно ввести понятие «опасные места», научить находить их в словах, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки, приучить ставить перед собой орфографические вопросы. Вводить орфографические правила, опираясь на правильно подобранные упражнения, используя модели – памятки. Развивать фонематический слух. Обучать правильному списыванию текста, осознанной проверке написанного.
«Опасные места» в словах русского языка (1 класс)
1. Большая буква в именах собственных (Аня, Москва).
2. Место гласных после ж, ш, ч, щ, ц .
3. Безударная гласная в корне слова (мороз, карандаш).
4. Разделительный ь, ъ знаки.
5. Парный согласный в «слабой позиции» (дуб - дубок, сказка - сказочный).
6. Раздельное написание предлогов со словами.
7. Оформление предложения.
Упражнения при зрительном восприятии материала
1. Нахождение «опасных мест» на страницах азбуки, учебников для чтения, окружающего мира, прописи, на доске, карточке и их обозначение. Дети любят работать с цветом, поэтому в игру «Будь внимателен» можно играть часто. Ребята часто приносят старые детские журналы, я разрезаю их на фрагменты с текстами и предлагаю отметить все «опасные места», иногда задание усложняем и разными цветами обозначаем разные орфограммы.
2. Два вида чтения: «как написано» и «как говорим»; наблюдение за сходством и различием написания и произношения. (Слова и предложения выносятся на доску, могут быть использованы тексты из учебников чтения, русского языка. Карандашом над буквами ставим + или – в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет).
Возможный алгоритм списывания
1) Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.
2) Считаем слова в предложении.
3) Делим слова на слоги.
4) Отмечаем «опасные места».
5) Повторяем, как было написано (не глядя в запись).
6) Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом по слогам, так, как было написано; отмечаем «опасные места».
7) Открываем и проверяем: читаем по слогам – все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом); сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы
Словарный диктант- один из самых сложных видов работ:
Алгоритм запоминания словарных слов.
Объяснить значение словарного слова.
Орфографическое чтение слова.
Запись по памяти.
Проверка по образцу.
Способы запоминания словарных слов:
1). Образное представление словарного слова( рисуем картинку с конкретным значением слова: корова, собака, сложнее с абстрактным значением: мороз) Обращайте внимание на детали рисунков.
Фантазируйте смелей!
2). К словарному слову подбираем такое слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, сходное по звучанию со слварным: Костя в костюме, Катя у калитки.
3). Происхождение слова объясняет его значение: слово корзина от слова «корзанье»- плетение из прутьев ёмкостей.
4). Распределить слова на тематические группы: огород, спорт, школа и т.д.
|
|
|